ИНТЕЛРОС > эм№2, 2020 > Моральная универсальность в этике Генри Сиджвика

Ольга Артемьева
Моральная универсальность в этике Генри Сиджвика


21 апреля 2021

Артемьева Ольга Владимировна
кандидат философских наук.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: o_artemyeva@mail.ru

 

Статья посвящена анализу идеи моральной универсальности в «Методах этики» бри­танского морального философа Генри Сиджвика. Показано, что идея универсальности составляет лейтмотив этого произведения. Выделены следующие значения моральной универсальности как характеристики: (1) Позиции морального философа (исключаю­щее поучение, проповедь и т.п.). (2) Позиции, которую занимает каждый мыслящий человек, вынося суждения, принимая те или иные решения. Эта позиция задается са­моочевидными принципами справедливости (равенства), или беспристрастного отно­шения к разным людям в подобных ситуациях, а также беспристрастного применения к ним общих правил; благоразумия, или беспристрастного отношения к собственному благу на протяжении времени жизни; благожелательности, или беспристрастного от­ношения к благу разных людей. (3) Характеристика самоочевидных аксиом, которая проявляется либо в общем согласии в отношении этих правил экспертов или всех лю­дей (общезначимость), либо в отсутствии разногласия. В статье делается вывод, что представление об универсальности как объективной характеристике содержательных моральных принципов, проявляющейся в их общезначимости, уязвимо: ни один из сформулированных Сиджвиком принципов не отвечает сформулированному им са­мим критерию общего согласия. Вместе с тем трактовка универсальности как беспри­страстности в вынесении решений и суждений кажется вполне достоверной. Своеоб­разие позиции Сиджвика по сравнению с кантовской состояло в том, что он применил к анализу универсальности как беспристрастности утилитаристский подход и напол­нил его содержательными моментами.


Вернуться назад