ИНТЕЛРОС > эм№2, 2020 > Попытка нацистского судьи Моргена: мораль в механике Аушвица

Ольга Зубец
Попытка нацистского судьи Моргена: мораль в механике Аушвица


21 апреля 2021

Зубец Ольга Прокофьевна
кандидат философских наук,
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: olgazubets@mail.ru

 

Статья посвящена анализу включенности морали в механику Аушвица, свидетельство которой – моральная биография нацистского судьи Конрада Моргена. Морген изве­стен как «фанатик права», борец с коррупцией и «недопустимыми» убийствами в лаге­рях смерти. Для него, как и для правовой системы нацизма в целом, важен принцип единства морали и права при приоритете морали. В качестве основы нацистской мора­ли автор выделяет разведение личности (воли) и поступка, причем поступок вторичен, производен и даже случаен в отношении личности поступающего, обладающей добро­детелями, мотивами и намерениями до и вне поступка. Сам поступок оказывается несамодостаточным, следствием, оцениваемым в зависимости от обстоятельств, моти­вов, личности поступающего, или вообще выводится за пределы морали, что и делает ее ценностным основанием Аушвица (предельного убийства). Нацистская мораль со­четает идею убийства как морального императива в борьбе со злом с осуждением убийства, совершаемого не из долга, а из разнообразных корыстных соображений, а также садизма, сексуального влечения; она отличает убийство, гуманное в отноше­нии и жертвы, и убийцы, от жестокого убийства; она сочетает моральную чувстви­тельность нациста с выведением за пределы его восприятия массового уничтожения людей или понимание происходящего как ужаса со спокойной добродетельностью по­вседневной жизни. Мораль предоставляет идеи борьбы со злом ради блага другого или человечества как основания для убийства и блокирования отвержения Аушвица. Попытка Моргена быть моральным и социальным одновременно стала формой соуча­стия в Аушвице, воплощением того, как моральные идеи, нормы, различение добра и зла, ориентация на благо ближнего при опоре на рассудительность и на реалии соци­ума формируют нацистскую мораль, сохраняющую все признаки морали, не опираю­щейся на абсолютный отказ от убийства.


Вернуться назад