ИНТЕЛРОС > эм№2, 2020 > В поисках этики прав человека, чувствительной к культурному многообразию

Леонид Якушев
В поисках этики прав человека, чувствительной к культурному многообразию


21 апреля 2021

Якушев Леонид Викторович
аспирант, философский факультет.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Российская Федерация, 119991, г. Москва,
Ломоносов-ский проспект 27‒4, ГСП-1;
e-mail: jaleonid@mail.ru

 

В статье проанализирован потенциал признания прав человека в качестве универсаль­ного морального и юридического регулятора социально-политической сферы со сто­роны буддизма, христианства (на примере православия) и ислама. В центре внимания находятся догматы и специфические культурные нормы этих религий, регулирующие правовой статус личности и связанные с этим общественные отношения. Среди поло­жений буддизма, позволяющих последнему присоединиться к мировому консенсусу по правам человека, выделяются категория сострадания, пять священных заповедей и доктрина о природе Будды. Последний вариант представляется наиболее перспек­тивным. Несмотря на то, что понимание смысла человеческой свободы, характерное для христианской традиции, отличается от того, которое предполагает концепция прав человека, сторонники прав человека внутри православия апеллируют к укорененному в христианском моральном идеале представлению о всеобщем равенстве и достоин­стве личности. Защита прав человека, по их мнению, может рассматриваться как ми­нимальное проявление христианской любви. Участие ислама в мировом консенсусе по правам человека могло бы опираться на дополнительное толкование некоторых по­ложений Корана и Сунны, позволяющее адаптировать их к условиям современной об­щественной жизни. Одним из них является маслаха (принцип общего благосостоя­ния), фиксирующая основные блага человеческой жизни и гарантирующая их защиту. Несмотря на то, что прослеженные в статье направления сближения трех религиозных традиций и концепции прав человека могут стать основой для достижения консенсуса, который сделает права человека в подлинном смысле слова универсальными, реальное достижение такого консенсуса зависит от готовности религиозных лидеров и простых верующих к коррекции и развитию социально-политических идеалов своих религий.


Вернуться назад