ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Проблематика всеобщности в советской этике 1960‒1970-х годов

Рубен Апресян
Проблематика всеобщности в советской этике 1960‒1970-х годов


19 ноября 2020

Апресян Рубен Грантович 
доктор философских наук, профессор.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240,
г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
профессор. Новгородскийгос. университет им. Ярослава Мудрого.
Российская Федерация, 173003,
г. Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41;
e-mail: apressyan@iph.ras.ru

В статье рассматривается начальный и наиболее важный этап в освоении этическойпроблематики всеобщности в дискуссиях 1960-х – начала 1970-х годов, проанализиро-ванных выборочно на примере ряда авторов – А.Ф. Шишкина, Я.А. Мильнера-Иринина,С.А. Поздняковой, А.А. Гусейнова и О.Г. Дробницкого. Проблематика всеобщностивыражалась ими в разных понятиях – от «простые нормы нравственности и справедливости» и «общечеловеческие элементы морали» до «всеобязательность» и «универсальность морального требования». За этой понятийной динамикой можно проследитьсмену философско-мировоззренческих ориентиров, способов осмысления морали, в конечном счете – парадигм философской и нормативной этики. Начиная с Канта,всеобщность в морали понималась, говоря в общих словах, как характеристика суждений, решений и оснований действий по их соответствию определенным стандартам,нормативным и/или коммуникативным. С этой точки зрения, всеобщность при строгом понимании не тождественна общераспространенности или общепринятости суждений, решений и оснований действий. Это значение понятия всеобщности не прини-малось во внимание сторонниками основанного на идеологических или нормативныхпостулатах «классового» подхода к пониманию явлений социальной и духовной жизни. Оно не всегда принималось во внимание сторонниками научного подхода, основанного на теоретическом осмыслении природы морали, исходя из той роли, которую она играет в жизни человека и общества.


Вернуться назад