ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Этическая система Тадеуша Котарбинского Андрей Сычев
|
Сычев Андрей Анатольевич В статье анализируются особенности этической системы польского философа ТадеушаКотарбинского. Выявлены ее неопозитивистские основания (стремление к преодолениюрелигии и метафизики, апелляция к нравственным чувствам и интуиции) и евангельскиеистоки (этика милосердия). Рассмотрены основные характеристики независимой этики(универсализм, практический реализм, минимализм, последовательность, ориентацияна моральное творчество). Автор ставит под сомнение декларируемую независимостьэтики Котарбинского, полагая, что совесть, занимающая центральное место в его этической системе, формируется в процессе воспитания, интериоризируя поступки, мнения,оценки людей, которые зависимы от определенного мировоззрения. Спорным моментомконцепции Котарбинского можно считать и практический реализм, который предлагаетудовольствоваться борьбой со злом вместо того, чтобы стремиться к добру. Практическая реализация такого идеала, скорее всего, привела бы к сведению духовных потребностей человека к минимуму, нивелированию амбиций и остановке социального развития. Тем не менее автор полагает, что этика Котарбинского имеет преимущества передмногими другими системами в тех профессиональных и прикладных сферах, где человек обязан оберегать зависимых от него людей – педагогике, социальной работе, сестринском деле. Принципы независимой этики Котарбинского, фактически представляющие программу морального воспитания, могли бы придать смысл проекту школьнойсветской этики. Вернуться назад |