ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Этическая система Тадеуша Котарбинского

Андрей Сычев
Этическая система Тадеуша Котарбинского


19 ноября 2020

Сычев Андрей Анатольевич 
доктор философских наук, профессор.
Национальный исследовательский Мордовский
государственный университет.
Российская Федерация, 430005,
г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68;
e-mail: sychevaa@mail.ru

В статье анализируются особенности этической системы польского философа ТадеушаКотарбинского. Выявлены ее неопозитивистские основания (стремление к преодолениюрелигии и метафизики, апелляция к нравственным чувствам и интуиции) и евангельскиеистоки (этика милосердия). Рассмотрены основные характеристики независимой этики(универсализм, практический реализм, минимализм, последовательность, ориентацияна моральное творчество). Автор ставит под сомнение декларируемую независимостьэтики Котарбинского, полагая, что совесть, занимающая центральное место в его этической системе, формируется в процессе воспитания, интериоризируя поступки, мнения,оценки людей, которые зависимы от определенного мировоззрения. Спорным моментомконцепции Котарбинского можно считать и практический реализм, который предлагаетудовольствоваться борьбой со злом вместо того, чтобы стремиться к добру. Практическая реализация такого идеала, скорее всего, привела бы к сведению духовных потребностей человека к минимуму, нивелированию амбиций и остановке социального развития. Тем не менее автор полагает, что этика Котарбинского имеет преимущества передмногими другими системами в тех профессиональных и прикладных сферах, где человек обязан оберегать зависимых от него людей – педагогике, социальной работе, сестринском деле. Принципы независимой этики Котарбинского, фактически представляющие программу морального воспитания, могли бы придать смысл проекту школьнойсветской этики.


Вернуться назад