ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Цифровой двойник как субъект информационной этики

Владимир Назаров
Цифровой двойник как субъект информационной этики


19 ноября 2020

Назаров Владимир Николаевич
доктор философских наук, профессор.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.
Российская Федерация, 300026,
г.Тула, пр-т Ленина, д. 125;
e-mail: sophiya@yandex.ru

В статье рассматриваются истоки, модельные характеристики и этические параметрыцифрового двойника. Во введении показано, что идея цифрового двойника проистекает из феномена художественно-образного двойничества. Концепт двойника есть результат раздвоенности целостного сознания личности, коренящейся в рациональнойперегруженности морального сознания. Двойник во многом возмещает и дублируетиррациональный план индивида во всем многообразии его карнавально-мистическихчувств и поступков (так называемая «мистерия двойника» по М.М. Бахтину). Этополучает своеобразное отражение в модели цифрового двойника, «облачное бытие»которого можно считать эквивалентом иррациональных глубин человеческой персоны.Если за художественным образом двойника скрывается творческое лицо автора, тозамоделью цифрового двойника стоит пользователь личного информационного пространства, который в некоем «симулятивно-творческом порыве» к информационнойкоммуникации создает своего «героя» – информационного двойника, «сердцем» кото-рого является персональная модель, построенная на массиве больших данных (BigData) – сумме информации, которую персона когда-либо поставила цифровому миру. При этом, чем совершеннее алгоритм и чем больше персональных данных в него заложено, тем «реалистичнее» становится цифровой двойник.


Вернуться назад