ИНТЕЛРОС > №10, 2010 > Summum bonum в классическом утилитаризме Основные понятия утилитаристской моральной доктрины

П.А. Гаджикурбанова
Summum bonum в классическом утилитаризме Основные понятия утилитаристской моральной доктрины


01 апреля 2012

следующим образом определил смысл и фундаментальные принципы разделяемой им моральной философии: «Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей, страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать. К их престолу привязаны, с одной стороны, образчик хорошего и дурного и, с другой, цель причин и действий. Они управляют нами во всем, что мы делаем: всякое усилие, которое мы можем сделать, чтобы отвергнуть это подданство, послужит только к тому, чтобы доказать и подтвердить его. На словах человек может претендовать на отрицание их могущества, но в действительности он всегда останется подчинен им. Принцип полезности признает это подчинение и берет его в основание той системы, цель которой возвести здание счастья руками разума и закона». Эти тезисы Бентама в целом формулируют идеи, лежащие в основании утилитаризма, – моральной доктрины, которая, при своей теоретической неоднозначности, полисемии основополагающих принципов и многообразии исторических версий стала своего рода визитной карточкой англо-американской духовной культуры.


Вернуться назад