ИНТЕЛРОС > №2, 2001 > Закон и поступок (Аристотель, И.Кант, М.М.Бахтин)

А.А. Гусейнов
Закон и поступок (Аристотель, И.Кант, М.М.Бахтин)


14 февраля 2012

Современная этика, если под ней понимать качественно новый (в отличие от антично-средневековой этики) этап, соответствующий эпохе модерна (соответствующий в том смысле, что этика выразила свойственную эпохе модерна основную тенденцию изменения общественных нравов от корпоративизма к индивидуализации и сама в свою очередь способствовала закреплению этой тенденции), обрела зрелую форму в философии Канта, прежде всего в его идее универсализуемости максим воли как специфическом и сущностном признаке морали. Не разумный эгоизм Спинозы, Гоббса, Мандевиля, Гельвеция, который был очевидной апологией себялюбия, а прямо конфронтирующий с ним кантовский всеобщий нравственный закон представлял собой наиболее адекватное этическое выражение индивидуалистического духа времени. Идея разумного эгоизма уязвима и в качестве философского постулата (она, в частности, как отмечал Гегель, в себе противоречива: эгоизм, задумывающийся над своей разумной мерой, уже не является чистым, сплошным эгоизмом). Но не это, конечно, воспрепятствовало ему утвердиться в качестве этического знамени нового общества, его общепризнанной идеологии. Том у были другие причины, среди которых следующие три представляются наиболее важными.


Вернуться назад