ИНТЕЛРОС > №2, 2001 > Человеческая природа и социальная справедливость в современном этическом аристотелианстве.

А.В. Прокофьев
Человеческая природа и социальная справедливость в современном этическом аристотелианстве.


14 февраля 2012

Одним из наиболее примечательных явлений в современной западной этической мысли является процесс, который можно было бы назвать «аристотелианским поворотом». Он нашел свое наиболее отчетливое выражение в англосаксонской моральной философии, хотя отдельные его проявления можно обнаружить и в континентальной традиции. Суть «аристотелианского поворота» состоит в формировании у целого ряда мыслителей стойкого неантикварного интереса к этическому учению Аристотеля. Последнее воспринимается ими не просто как исторический факт, повлиявший на становление ряда современных теоретических оппозиций, но и как богатый ресурсами источник для одновременного обогащения и очищения образцов этической теории, сформировавшихся в новоевропейскую эпоху и доминирующих сегодня. Наиболее общая тенденция, роднящая различные теоретические продукты «аристотелианского поворота», состоит в попытке использовать преимущества «этики добродетелей» в сравнении с кантианской нормативной и утилитаристской этикой. Инициатором этой тенденции авторы, пытающиеся воссоздать историю этического неоаристотелианства, единогласно называют Э.Анскомб с ее статьей 1958 г. «Современная моральная философия».


Вернуться назад