ИНТЕЛРОС > №1, 2017 > Понятия свободы: универсализм и культурная партикулярность

Николай Плотников
Понятия свободы: универсализм и культурная партикулярность


27 марта 2018

Плотников Николай Сергеевич 
доктор философии, приват-доцент
Рурского университета (Бохум, Германия),
научный сотрудник. Институт русской культуры им. Ю.М. Лотмана,
исполнительный директор «Восточноевропейской коллегии земли
Северный Рейн-Вестфалия».
Lotman-Institut für russische Kultur, Ruhr-Universität Bochum,
44780 Bochum, Deutschland;
e-mail: nikolaj.plotnikov@rub.de

В тексте обозначаются контуры проблемы исторической экспликации понятия «свобода». С одной стороны, исторический анализ имеет своим следствием плюрализм семантик и контекстуализаций понятия свободы, реакцией на который является утверждение свободы как антропологической константы или универсальной нормы. С другой стороны, тезис о нормативной универсальности понятия свободы остается лишь постулатом, если он не опирается на исторически сложившийся (и институционально закрепленный) общественный консенсус относительно центральной ценности свободы. Анализ форм этого консенсуса обозначается как «герменевтика свободы», задача которой показать формирование смысловых дифференциаций в понятиях свободы в разных культурных контекстах, но также и наметить узловые точки публичной дискуссии, в которых происходит кристаллизация консенсуса относительно ключевых аспектов понятия свободы.

 

 

Notions of Liberty: Universalism and Сultural Particularity

Nikolaj Plotnikov
PhD in Philosophy, Associate Professor
at the Lotman-Institute of Russian Culture,
Ruhr-University Bochum,
Direktor of “Osteuropa-Kolleg NRW”;
Lotman-Institute of Russian Culture, Ruhr-University Bochum,
44780 Bochum, Germany;
e-mail: nikolaj.plotnikov@rub.de

The author outlines the problem of historical explications of the notion of liberty. On one hand, the historical analysis leads to semantic pluralism and pluralism of contextualization of the notion of liberty. Liberty as the universal norm and anthropological constant is the reaction to these pluralisms. On the other hand, the thesis on the normative universalism of liberty remains a postulate, if it does not rely on a social consensus on the central value of liberty. The analysis of these forms of consensus is described as a “hermeneutics of liberty”. Its task is to show the formation of the conceptual differences in the notion of liberty in the different cultural contexts. Another task is to show the intersection in the public discussion, where the consensus on the main aspects of liberty emerges.


Вернуться назад