ИНТЕЛРОС > №4, 2020 > Интеграция свободы и игры Александр В. Бубнов
|
Игра обычно проходит по определённым правилам… Но есть и свободная игра солнечного света сквозь осенние листья, правда, ограниченная стенами комнаты, куда этот свет проникает сквозь оконный проём… Но есть и свободная – более холодная – игра неповторимых сочетаний форм стёклышек в калейдоскопе, правда, ограниченная формой цилиндра с его зеркалами, придающими формам симметричный вид… В широком осмыслении симметрия понимается как гармоничное сочетание – интеграция – своих компонентов, то есть, с одной стороны, игры свободной, с импровизированными здесь и сейчас правилами, как в играх детей, и, с другой стороны, игры по правилам классическим, устоявшимся, проверенным частными опытами и опытом общим… Наконец, есть интеграция второго порядка – интеграция свободы и игры, с той очевидной поправкой, что и свобода, и игра ограничиваются некоторыми правилами, конечно же, варьируемыми в контекстах пространства (форм) и времени (движения форм). Свобода прежде всего в том, чтобы учитывать движения и пространства иных форм, чтобы существовать с ними, развиваясь вместе, чтобы быть в согласии… в содружестве… в интеграции… как дети, когда они счастливы играть вместе… Аналогичные «движения» наблюдаются в современной поэзии, в той её части, где она ищет новые формы, стили, ищет свою новую философию… Одну из этих форм я называю Интегральным стихом (И-стихом). Судя по «Майским Интегральным чтениям» (кураторы Людмила Вязмитинова и Александр Бубнов, 29.05.2020, ZOOM), сами авторы часто интуитивно чувствуют и применяют как рифмы, так и другие составляющие И-стиха. При этом некоторые авторы прямо утверждали, что в стихотворениях, которые они читали, рифм нет!.. Однако при дальнейшем подсчёте оказалось, что в прочитанных 33-х стихотворениях 20-ти авторов зарифмовано от 38 до 75 процентов строк. Такая любопытная авторская рефлексия – одно из экстралингвистических свойств формы И-стиха, приближающегося к спонтанной речи, когда в идеале нет цели сочинить стихотворение, по крайней мере, стихотворения в какой-либо из известных устоявшихся форм или метров… Такое часто бывает у детей в их сочинениях… Определение И-стиха, которое было принято как рабочее к «Майским И-чтениям», звучало так: И-стих есть вид стиха (стихотворной речи), который индивидуальным способом, вытекающим из поэтики автора, синтезирует (интегрирует) разного рода техники и стратегии, как бы балансируя между ними. ДАРЫ дар Солнца – взгляд хочешь пить – бей в барабаны яблоко – дереву мать (авторская стр. Маргариты Аль на Стихах.ру) Стихотворение «Дары» Маргариты Аль актуализирует сразу две проблемы Интегрального стиха: 1) проблема доли и структуры единоначалия (я бы назвал это тавтоанафорикой) в общем объёме и общей структуре И-стиха (последовательно 3, 2, 4 и 5 повторов здесь создают особую И-гармонию нерегурности), 2) проблема трактовки графического знака – тире – как цезуры, в контексте осмысления интеграции графического и устно-речевого компонентов И-стиха, с акцентуацией рифм: остановить / пить, флейтой / пролейся… Финальная рифма (До пуст[А]тЫ / ДАрЫ), в целом считавшаяся бы слабой в классическом стихе, позволяет перейти к рассмотрению такого нового понятия, как Интегральная рифма. Эта рифма в общем плане характеризуется своей относительной незаметностью, ненавязчивостью, входящей в особую философию свободы Интегрального стиха… ФИО-летово Флейта задувает фиолетово (авторская лента Наталии Лунёвой на Фейсбуке) В этом стихотворении Наталии Николаевны(!) Лунёвой (ФИО!) графическое и фоническое интегрируется и символизируется в звукобукве О! Скорее всего, у автора интуитивно получилась сквозная рифма, которая обычным нестиховедческим глазом вряд ли ощутима в таком стихотворении с вольной метрикой: ОтчЕство, ОсЕни, заморОчЕнно. Важно выделить в этих словах не только ударную, но и заударную гласную, чтобы почувствовать эту почти символическую рифмическую линию, к которой примыкает следующая пара: си-минОРНОе / замОРОчеННО. А в финале стихотворения припрятано ещё и такое слово для луны: вОРОнКОю-зрачКОм. Гораздо менее заметны в интегральном стихе рифмические ассонансы типа луна / меня. В силлаботонических катренах, например, такую рифмическую пару критик счёл бы неудачной, но в контексте и интонации интегрального стиха эта пара рифм слышится органично, прежде всего потому, что нет рифмического ожидания ввиду отсутствия регулярного ритма – это очень любопытная тенденция реабилитации слабого ассонанса в интегральном стихе с приближением к понятию Интегральной рифмы, рифмы в большом диапазоне между бросающейся в глаза и едва заметной слуху и глазу… Важно подчеркнуть символический авторский аспект: ФИО / Лунёва / луна / меня… Кроме многих других аспектов, форма Интегрального стиха способна описать и даже «опоэтизировать» многие казалось бы далёкие от поэзии высказывания, будь то статья публициста, речь ребёнка или спонтанный ответ поэта на вопрос в интервью, что удалось формально зафиксировать (с согласия автора, конечно) при просмотре телевизионного интервью Ольги Ильницкой («Програма «Ми» з Олександром Федоренко: Ольга Ільницька. Проза. Поезія. Подорожі» от 20.02.2019). Премьера перформанса, состоявшего из авторского чтения Ольги Ильницкой и последующей демонстрации записи соответствующего фрагмента интервью, извлечённого мной как found poetry, состоялась на курируемом мною Фестивале литературного эксперимента (ФЛЭ) в Москве в августе 2020 года. И это тоже своеобразная интеграция форм представления стихотворения. *** Ты посмотри на эти горы, Они есть – А мы во всём этом ощущаем, А они (Ольга Ильницкая, 20.02.2019, из интервью) В миниатюре «Белая бабочка…» Ирины Отдельновой (курской писательницы, недавно ушедшей из жизни) Белая бабочка происходит интеграция неявной панторифмы в звукопунктирах и смыслообразах соседних строк (первую – как бы непарную – строку мы оставим на завершение анализа). Панторифма 2-3 строк держится на начальном звукобуквенном ассонансе «вспО… / чтО…», созвучии гласно-согласном в серединах строк («…лА ПРЯмО / Я ПРинО…», «м» и «н» тоже «сонорят» вместе) и в конце («мОИх ноГ / свОЙ шаГ»). Игра на местоимениях (моих / свой) продолжается в финальной лапидарной паре строк (её / мы), завершаясь интегрально в плане семантики и поэтики образа: ‘МЫ с бабочкой полетели ВМЕСТЕ’, с квази-тавторифмой на основе («полёт / полет…»). Слияние (синтез) происходит в короткой паре строк, а подготовка к синтезу (интеграции) происходит в разработке – в двух предыдущих – более длинных – строках… В такой логике композиционного анализа первая строка предстаёт как ещё одна пара, но не строк, а слов-тавтограмм, принципиально контрастирующих со всем остальным текстом, и в ненавязчивости такого контраста, в его незаметности состоит ещё одно проявление Интеграла. Интегральная сверх-миниатюра Татьяны Михайловской тик балансирует между устойчивым сочетанием (тик-так) и словами, омонимически рифмующимися с этим сочетанием (тик / так); между рифмой (диссонансной, тик / так) и не-рифмой (диссонансная рифма не ощущается в таком коротком тексте, акцентированном на других стратегиях); между различными нюансами смыслов (семантическая интеграция по ассоциации «звёздный час» с примыкающими смыслами, как бы «ножом» входящими второй строкой-словом) и т.п. В следующем стихотворении Марии Поповой «люди что приговорены…» ярко выражено одно из главных свойств И-стиха – единство формы в контрасте длин строк. В частности, самые длинные строки акцентируют (наверное, интуитивно) рифму «ТЭЦ и / крест свой», которая вряд ли была бы так заметна, если бы не было такого разнообразия в отношении длины строки… Вот из таких нюансов складывается часто форма и философия И-стиха. В целом, нерегулярное чередование более длинных и более коротких строк для И-стиха весьма характерно, но… необязательно, как и многое другое в И-стихе. Потому что И-стих использует в своём арсенале если не бесконечное, то очень большое количество составляющих его приёмов, техник, стратегий… Важно добавить – все они взаимодействуют друг с другом комплексно, интегрально, без чётких границ между ними (хотя и здесь исключения вполне возможны). *** люди что приговорены (авторская лента Марии Поповой на Фейсбуке) Что же такое Интегральный стих?.. Можно ли его точно определить?.. В науке иногда бывает так, что то или иное определение термина неустойчиво или варьируется (например, определение предложения в языке и речи), тем более, если происходит описание новых реалий поэтики, состоящей из множества компонентов… Кроме определения, «рабочего» для «Майских Интегральных чтений» (см. выше), добавим следующие… Интегральный стих (И-стих) есть совокупность (интеграция) следующих своих определений (которые представляются в системе и могут уточняться в процессе апробации теории И-стиха в виде научных семинаров, поэтических чтений, а также коммуникации теоретиков и практиков – поэтов, если у них есть желание «отзеркалить», разобраться в своей «кухне»). И-стих есть экспериментальная развивающаяся концепция (система) стихосложения, описывающая одну из относительно универсальных практик работы поэта с формой и стилем стихотворной речи; данная практика (стратегия, философия) подразумевает отказ от регулярности и стандартизации на всех уровнях формы (длина строки, рифмовка, строфика, объём текста и т.п.), а также комплексное использование более или менее сильных сторон и свойств стихотворной речи – в зависимости от большей или меньшей силы воздействия этих сторон и свойств на читателя; под свойствами стихотворной речи понимаются метрика, рифменность, звукопись, строфичность и т.п. Например, регулярная метрика (силлаботоника) и рифменность с её регулярной предсказуемостью – это сильные свойства, которые могут априори (на ожидаемом уровне) воздействовать на читателя или слушателя значительнее, чем менее заметные свойства стихотворной речи, даже если те представлены в большем объёме… И-стих есть комплекс (интеграция) уровней понимания стиха как системы с более или менее гармоничным и уравновешенным (Интегральные качели, или система «сдержек и противовесов») использованием приёмов и методов, избранных – осознанно или интуитивно – поэтом для данного сочинения в зависимости от его целей и задач, а также от идиостиля автора. И-стих есть нерегулярный полурифмованный астрофический или вольно-строфический стих с полным либо частичным отсутствием рифменного ожидания. И здесь будет вполне уместна одна цитата, иллюстрирующая одну непростую стиховедческую проблему относительно всего лишь одной категории стиха – рифмы: «…Насколько ощутимы эти неточные рифмы, сказать трудно: манера рифмования у Хлебникова сильно меняется от произведения к произведению – от очень точной до очень свободной, поэтому опыт рифменного ожидания читателю приходится каждый раз накапливать заново. Например, неясно, считать ли цепь слов [в поэме «Берег невольников», – А.Б.] «грудь – икру – друг – на уру» одной рифмой или (как мы считали) двумя; а при очень свободной манере рифмования в этот ряд могли бы войти и ассонансы «по плечу» и «зубы». Неясно, считать ли одинаковые слова в концах строк нерифмующимися или же это «тавтологические рифмы»; если допустить последнее, то можно увидеть рифму и в «белым – белой», и в «глаза – глаза»; правда, «глаза» в ст. 4 приходятся не на конец, а на середину строки и должны были бы считаться внутренней рифмой» (Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.3. О стихе. М., 1997. С.525). Рифма – как и Форма, как и Поэзия – суть понятия сложноорганизованные, кроме того, все они – существительные женского рода… Вернуться назад |