ИНТЕЛРОС > Эсхатология, Главная > Игорь Фоменко. Карта мира: Эсхатологический ландшафт Средневековья

Игорь Фоменко. Карта мира: Эсхатологический ландшафт Средневековья


12 февраля 2007

altСредневековые монастыри являлись хранителями географических знаний античности. VI - XIII вв. в Европе —   время господства монастырской картографии. Средневековая монастырская карта, т. н. mappa mundi , является контаминацией времени и пространства, гносеологических представлений, мифа и реалий известной на тот момент Ойкумены.  
В настоящее время известно около 1100 монастырских карт, из которых около 600 экземпляров было изготовлено до XIV в. В большинстве своем они анонимны. Производством средневековых карт занимались в монастырских скрипториях. Технология изготовления карт была тождественна технологии создания книжной миниатюры (выделка пергамена, работа рубрикатора и иллюминатора и т. д.).

Форма изображения средневековой монастырской карты напрямую зависела от того материала, на котором она была изготовлена (форма выделанного пергамена). Помещались монастырские карты на стенах и в алтарной части городских соборов и монастырей, в рукописях, особенно в псалтирях (поэтому данные карты получили у исследователей название «псалтырные карты»), и выполняли они ту же роль, что иконы и фресковая живопись. 
Помимо своей просветительской функции, средневековая карта мира в значительной степени является иллюстративным комментарием к сочинениям позднеантичных и средневековых авторов, писавших о Земле и о тех, кто ее населяет, – «Естественной истории» Плиния Старшего, «Собранию достопамятных вещей» Солина, «Комментарию ко Сну Сципиона» Макробия; «Этимологиям» и «Книге о природе вещей» Исидора Севильского, «Комментариям к Апокалипсису» Беата из Лиебаны; «Великой хронике» Матфея Парижского; «Поэме об Александре» Готье Шатильонского и др. Средневековые карты, как по своей структуре, так и по содержанию, имели неизменный эсхатологический заряд. 
Средневековые картографы основывались на библейских представлениях о мироздании. Классическое описание Земли по Священному Писанию следующее: она представляет собой плоский диск, омываемый Океаном, над Землёй располагается Небо, которое опирается на столбы и состоит из двух частей – нижнего неба («небесная твердь»), к которому крепятся светила, и верхнего неба. Восход и заход Солнца происходит из-за того, что на Севере Земли расположены высокие горы, за которые и скрывается Солнце во время своего вращения вокруг Земли. 
Основные структурные элементы средневековых землеописаний, авторы которых являлись сторонниками плоскостной формы Земли, формируют карту т. н. «Т— О типа» с восточной ориентацией, которые были наиболее распространенными, в отличие от зональных карт. Фигура «Т» вписана в Ойкумену «О». Верхняя, восточная часть карты, отделенная горизонталью (реками Танаисом и Нилом; морями: Черным, Азовским, Эгейским и Пропонтидой), предназначалась для Азии, а Европа на карте, соответственно, с левой стороны отделялась от Африки Средиземным морем.   Ойкумена омывается со всех сторон океаном. 
Очень часто на картах «Т— О типа» основные части обитаемого мира названы именами трёх сыновей Ноя — Сима (Азия), Хама (Африка), Яфета (Европа). Иногда на картах присутствуют обе номенклатуры. Круг земной — это зеркало в котором запечатлён ход всемирной истории, а знак «Т» интерпретировался средневековыми авторами как крест, мир «который ожидает погибель» [1] . Например, на полу опочивальни графини Блуа Адели (1065 – 1138 гг.), дочери Вильгельма Завоевателя, была выложена карта — иллюстрация к сочинению «Комментарий к Апокалипсису» Беата Лиебанского [2]
С XI столетия в центре карты помещается изображение Иерусалима: в основе этого решения лежат слова пророка Иезекииля (5. 5): «Так говорит Господь Бог: это — Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли» [3]. В середине знаменитой Эбсторфской карты (3580 х 3560 мм), созданной в Нижней Саксонии в сер. XIII в. [4], священный град Иерусалим, сцена Воскресения и сопроводительная легенда: «Иерусалим — священнейшая столица Иудеи … Этот наиславнейший город есть глава всему миру, ибо в Иерусалиме свершилось спасение рода человеческого смертию и воскресением Господа, по словам Псалмопевца: «Царь мой от Века». В великом же сем граде находится Гроб Господень, куда стремится в своем благочестии весь мир». [5] На Херефордской карте (ок. 1290 г.), созданной Ричардом Хальдингамским и Лаффордским, — Иерусалим также занимает центральное место, а над городом изображена сцена Распятия в виде своеобразной «компасной розы». Традиция помещения священного града в центр обитаемого мира была столь живуча, что мы встречаем миниатюру Иерусалима в центре карты (северная ориентация карты, на юго-западе изображена часть Америки), которую изготовил в 1582 г. в Магдебурге мастер Heinrich Bunting . [6] 
Иисус Христос — представляет собой макрокосм и одновременно микрокосм, а концентрация внимания картографа на Христе в классическом средневековье достигает своего апогея: мир представлен в виде тела самого Христа на Эбсторфской карте. Христос восседает на земной сфере или изображается с глобусом в левой руке (моделью карты Т — О типа) [7] , миниатюра помещается в восточной части карты. 
На востоке средневековой монастырской карты помещалось изображение Рая (очень часто с миниатюрами Адама и Евы), а также истоки 4-х райских рек. К примеру, на карте XII в., которая является комментарием к   книге Беата Лиебанского «о конце времен и конце земель» из Амброзианской библиотеки Милана [8], на Востоке (карта имеет традиционную восточную ориентацию) в рамке показаны истоки райских рек, которые текут из центра в четыре угла, и это выглядит как Андреевский крест. 
На поздних картах художники помещали множество различных монстров, которые бытовали в картографии даже в XVII в. (их мы рассмотрим ниже). На mappae mundi очень часть попадали различные легенды, в частности, о Св. Брендане (ок. 484-578 гг.). По легенде, этот ирландский святой монах искал Рай в Северной Атлантике и нашел   т. н. «Остров Святого Брендана», который помещали на европейских картах до 1759 г. Португальцы с 1526 по 1721 г. снаряжали морские экспедиции на поиски этого Земного Рая [9]
Средневековая монастырская карта, представлявшая собой эсхатологическую модель мира, своего рода икону, на вневременном поле которой демонстрировалось начало и конец мира. На Эбсторфской карте мира, где Земля представлена в виде тела Христова, на Востоке по сторонам головы Христа расположены буквы «Альфа» и «Омега» с комментарием из Апокалипсиса «Аз есмь Первый и Последний» (Апок. 1. 17.). 
Рассмотрим более подробно все ключевые структурные элементы средневековой монастырской карты, как графической картины мира, которому суждено погибнуть, с пояснительными комментариями-легендами. На картах с восточной ориентацией на Востоке располагался Рай с Адамом и Евой: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (кн. Бытия 2. 8); «древо познания добра и зла» (кн. Бытия 2. 9) со Змеем-Искусителем; из Парадиза вытекают 4 райские реки («Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» (кн. Бытия 2. 10.), а на более поздних картах к этой классической триаде была добавлена сцена Страшного Суда. 
На т. н. «беатовских картах» — иллюстрированных дополнениях к созданному между 776 и 786 гг. сочинению Беата из Лиебаны «Комментарий на Апокалипсис» на Востоке в картушах изображались в Раю Адам и Ева, и, как правило, Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3. 1), нашептывающий на ухо   прародительнице рода человеческого, искушая ее отведать плодов с древа познания. [10] Адам и Ева в Эдеме изображались чаще всего в полный рост, но встречается и другая иконография. К примеру, на псалтырной карте н. 1260-х гг. на крайнем Востоке Земного круга — изображения Рая, где лица Адама и Евы вписаны в медальоны с ¾ поворотом. [11] 
На Херефордской карте мира за пределами земного круга помещены четыре стороны света и 12 ветров тералогического вида, а также напоминание грешному зрителю – слово « M O R S » по периметру карты. Под сценой Вознесения, в океане, на круглом острове, изображен «Земной Рай», отделенный мощной крепостной стеной от мира людей. С правой стороны от Рая — сцена искушения Змеем Евы у « arbor balsam ; arbor sicca » — древа, из побегов которого был сделан Крест. Вверху представлена сцена Страшного Суда. Слева от нас (справа от Христа Пантократора, восседающего на троне в окружении ангелов и воздевшего в молитвенной позе руки со следами от гвоздей над всем миром), ангелы выводят праведников из разверзшихся могил, а справа от нас под звуки трубящего ангела демоны увлекают грешников в Преисподнюю. Ниже Пантократора — латинский вариант сцены Параклисиса (мольба Богоматери о прощении тех, кто обращался к ней в своих молитвах   за помощью). Среди всего действа Страшного Суда, Богородица облачается в царские одежды, Ей помогают два ангела, царский венец преподносит «фрейлина-святая»; и в сцене обращения к Христу с просьбой о помиловании рода человеческого Дева Мария изображена с неизменным готическим натурализмом — обнаженной по пояс [12]   
Эдем с истоками райских рек отделялся от обитаемой Ойкумены водами океана [13] и прочими дополнительными преградами. Приведем пример ряда легенд к миниатюрам в восточной части Эбсторфской карты. Над композицией Рая комментарий: «Рай и древо жизни, четыре реки, проистекающие из Рая». Под главой Христа, между двумя потоками рек, присутствует обширная легенда: «… на востоке расположен Рай; место это преобильное и известно своими наслаждениями, но для людей недоступно. Место это окружено огненной стеной до самого неба. В Раю есть Древо жизни, а кто отведает плодов с того дерева, тот станет бессмертным, и тому не страшна старость. Здесь берет свое начало источник, который разделяется на четыре рукава, в Эдеме они текут под Землею, но за пределами Парадиза вытекают на поверхность… Фисон (Ганг — И. Ф.) вытекает в Индии с горы Орнобара…и впадает в Восточный Океан». Геон (Нил — И. Ф.) выходит на поверхность у горы Атлас, потом уходит под Землю, появляется на поверхности у Красного моря и впадает в Средиземное море «в конце концов близ Александрии» [14] . Реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив.   Козьма Индикоплов называет Восточный океан «Индийским морем», а Фисон отождествляет с Индом. [15] 
Неотъемлемой частью средневековой карты была тема Антихриста, нечистых народов Гог и Магог, от которых оградил цивилизованный мир Александр Великий.   В Священном Писании есть три упоминания об этих народах: в «Книге Бытия» (10. 2) говорится о сыне Яфета — Магоге; в Книге Пророка Иезекииля (38-39) содержится пророчество о Гоге «из земли Магог», «великом князе Мешеха и Фувала» и тех бедствиях, которые нахлынут с севера на погибель земли Израиля; в «Откровении» (20. 7) говорится: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской». В Коране эти народы названы Яджудж и Маджудж (Сура XXI , 95-96; Сура XVIII ): по преданию, Александр Зулкарнайн (Двурогий) воздвиг огромную стену из бронзы, смолы, серы, за которой он запер дикие народы Яджуд и Маджудж до той поры, пока они в День Страшного Суда не вырвутся на волю. 
Контаминация Александра Великого с народами Гог и Магог впервые восходит к сочинению Псевдо-Мефодия. [16] Оно было переведено в раннее средневековье на латынь. 
На протяжении всего средневековья тема Антихриста и народов Гог и Магог была очень популярна и приобретала особенное апокалиптическое звучание, когда в Европе появлялись какие-нибудь воинственные народы из глубин Азии. На картах (карты восточной ориентации) Ближнего Востока — т. н. «карты Палестины» к Хронике Матфея Парижского, на северо-востоке   изображены народы Гог и Магог, заключённые Александром Великим за Каспийскими горами, откуда как раз во времена хрониста хлынули монголы. Легенда на северо-востоке карты гласит: «Ограждённая земля за Каспийскими горами. Здесь обитают Les Gius (Иудеи), которых по молитве Александра Господь Бог запер и которые выйдут накануне Судного Дня, неся с собой погибель всем людям. Они заключены за высокими и большими горами, и вырваться оттуда не могут». [17] Таким образом, этих иудеев считали неотъемлемой частью воинства Антихриста.   
Даже Роджер Бэкон (ок. 1214-1294 гг.) советовал уделять как можно больше внимания изучению географии, чтобы точно определить время и направление движения нашествия Гога и Магога. А у Аль-Идриси ( XII в.), к примеру, есть упоминание о том, что халифы в IX в. отправили не одну экспедицию на поиски Гога и Магога, а также еще 22 племён поганых. [18] 
В связи с угрозой кочевых орд для Европы стоит упомянуть мифическое христианское Царство Пресвитера   Иоанна, находящееся в Азии. Ища союзников, в 1177 г. римский папа Александр III (1159 – 1181 гг.) отправил к этому мифическому правителю своего личного медика   с посланием (посланник бесследно исчез) [19]. Позднее это христианское царство помещали в Эфиопии. Плано Карпини и Марко Поло верили, что Царство Пресвитера Иоанна находится в глубинах Центральной Азии. Вера в мифическое царство, от которого можно ждать поддержки в борьбе с варварами, была настолько живуча, что знаменитый картограф Абрахам Ортелий издал в 1573 году карту « Presbiteri Iohannis sive Abissinorum Imperii Discriptio ». 
Рассмотрим, где на средневековых картах, помещали народы Гог и Магог. « Gog et Magogi gens Imunda » присутствуют на псалтырной карте н. 1260-х годов на восточном побережье Каспийского залива, близ полуострова, ограждённого от прочего мира нешуточной стеной. [20] На карте XIII в. [21], изготовленной в Южной Франции, в седьмом сегменте имеется легенда на Востоке, близ города «Сармак»: «В этом городе Александр заточил два нечистых народа Гог и Магог…, которые антихристу… сподвижники есть в конце света». А в легенде на юго-востоке Каспия, которая имеет прямое отношение к Каспийским воротам, говорится: «Здесь ворота, которые изготовил Господь Бог по просьбе Александра, чтобы Иудеи не могли оттуда выйти… на погибель всему миру». 
На Эбсторфской карте мира, где Ойкумена и тело Христово составляют одно целое — глава   на Востоке, руки в молитвенном жесте повернуты ладонями к зрителю — на Севере и Юге, ноги Христа (опирается или попирает?)   на Западе; над Каспием, в замкнутом пространстве, опоясанном огромной стеной и горами, два людоеда, отрывая конечности (руки, ноги) у третьего, который находится еще в сознании, жадно пожирают их. А рядом красноречивый комментарий: «И заключил здесь Александр два народа нечестивых, Гог и Магог, кои являются подручными Антихриста. Эти народы пожирают плоть человеческую и пьют кровь». На западном побережье Каспийского моря, близ Гирканского леса, протекает «Адская река Ахеронт, и если верить слухам, то при впадении в море она закипает». [22]      
На Херефордской карте в обширной легенде, которая помещена к востоку от Каспия (где-то в районе современных плато Мангышлак и плато Устюрт), близ большого выступа (земли половцев), который отрезан от остального мира внушительной стеной с 4-мя башнями, говорится: «Здесь все столь ужасно, что превышает пределы вероятного:   невыносимый холод, постоянный резкий ветер с гор, который местные жители называют «Биза». Здесь живут очень суровые люди, они едят человечину и пьют кровь, проклятые дети Каина. Их заточил Господь, исполнив это через Александра Великого. Было так: на глазах у вождя произошло землетрясение, и вокруг них горы попадали на горы. А где не хватило гор, он их сам огородил несокрушимой стеной. … Во времена антихриста они вырвутся на беду всему миру». [23] 
Как мы видим, в XIII в. Каспийское море, земли вокруг него и окрестные реки   у средневекового человека прочно ассоциировались с гиблым местом. Возможно, этот регион идентифицировался с Аламутом, царством «Старца Горы». Приведём еще одну легенду на Херефордской карте об уже упомянутой выше «адской реке» (Терек — Кура?), также текущей на Запад, — Ахеронт ( Acherontis ; Acheron ): «Полагают, что эта река Ада, она кипит при впадении в море. Течет эта река от тенистых гор, и тут, говорят, вход в геенну. Здесь я обнаружил тварей похожих на Минотавра». [24] 
С развитием географических знаний и установлением относительной стабильности в Азии в XIV столетии, в эпоху Монгольской империи, регион Каспия уже не вызывал таких опасений (Аламут разгромлен монголами) — там проходило несколько ответвлений Великого Шелкового Пути, и европейские купцы (особенно итальянцы) хорошо их знали. Страна народов Гог и Магог все дальше отодвигалась на Восток, до самого Тихого океана. 
В знаменитом каталанском атласе 1375 г. Абрахама Креска [25] страна « Gog I Magog » обрела свое место в районе нынешней Чукотки. Земля Гога и Магога на крайнем северо-востоке окружена со всех сторон высокими горами. В центре этой страны изображено пешее войско на марше, во главе которого едет правитель с раскосыми глазами (аллюзия на степняков-кочевников) на сером коне, облаченный в синие одежды и под голубым балдахином. Знаменосцы несут стяги: на белом поле изображение скорпиона (позднее, в XV XVI вв. на батальных полотнах итальянских мастеров мы видим, как над османскими войсками реют многочисленные знамена с эмблемой скорпиона). 
В соседнем поле карты, огороженном с 4-х сторон высокими горами, « Rey Allaxandri » пытается загнать обратно в крепость с замурованными воротами (во всех остальных многочисленных городах и крепостях ворота присутствуют) Сатану (Антихриста). Черный, рогатый, со второй звериной мордой на брюхе и распростертыми перепончатыми крылами, Сатана вроде бы и повинуется команде Александра, о чем говорят сложенные в послушании руки на его черной груди, но в заточение в крепость он явно не торопится. Антихрист выбрался из узилища, а войско Гога и Магога с развевающими знаменами уже выступило в поход — конец света хоть и за горами, на другом конце обитаемого мира, но процесс начался, о чем и поведал зрителю картограф иудей Абрахам Креск. Но видно, для того, чтобы картина не была столь мрачной, в том же самом сегменте, немного северо-восточнее башни Сатаны, помещена миниатюра, где Господь Бог, увенчанный короной, в царских одеждах насыщает манной небесной изголодавшихся иудеев в Синайской пустыне.        
Обратимся к т. н. «этнологическому» моменту на монастырских картах — монстрам, без которых невозможно представить себе средневековые mappae mundi . Монстры и «другие люди» — это одна из составляющих средневековой космографии, которая восходит к античности – сочинениям Плиния Старшего, Солина и др. В средние века миниатюристы черпали информацию для данных сюжетов из рассказов пилигримов, путешественников, возвращающихся из дальних походов воинов (особенно крестоносцев). Чем дальше расстояние от центров западной цивилизации и центра христианского мира — Иерусалима, тем больше монстров, антиподов, «других людей» [26]. В античности «другие» — это мир варваров; в средневековье — мусульмане, иудеи, различные гиперборейские народы — восточные славяне, к примеру. 
Вся информация   на карте, как концентрические кольца, вращается вокруг центра земного круга — Иерусалима; Исидор Севильский уподоблял Иерусалим в Палестине «Пуп всей земли» [27] . Чем больше удаление от центра, тем больше на карте чудовищ. На Юге традиционно помещаются сонмища «других людей». Целые галереи монстров в несколько регистров занимают южную сторону большинства монастырских средневековых карт. На крайнем Севере царит страшный холод, и там также присутствуют «другие люди», но в меньшем количестве, чем на Юге, – жара на мутацию, как мы видим, влияет значительнее сильнее. Картографы помещают монстров и на Востоке, как на картах Т— О типа, так и на Макробиевых зональных, экстремальный климат с экзотическими ветрами у границы океана, омывающего круг земной, также повлиял на обитателей этих регионов, здесь мастера-картографы любили помещать песьеглавцев. На более поздних картах (Эбсторфской, Херефордской, Псалтырных XIII в.) монстры присутствуют по всему полю карты, но концентрация их увеличивается, естественно, на берегу океана. 
К примеру, на Эбсторфской карте наличествует 24 вида монстров, на Херефордской бестиарий составляет 20 «других людей», на псалтирной карте XIII в. из Британской Библиотеки (на которой Христос   держит в левой руке сферу с Т—О моделью карты) на Юге близ океана – галерея из 14 монстров [28].
С появлением портоланов в кон. XIII начале XIV вв., вызванным успехами мореплавания, с географическими открытиями в западном и южном направлении картина мира стала более реалистичной. К примеру, на знаменитом Каталанском атласе 1375 г. экзотические расы Плиния исчезают из Африки и крайнего Юга и перемещаются к Северному Полюсу, поближе к России (монстров на Руси мы еще коснемся ниже). 
В XV столетии наблюдается еще большее смешение новых веяний и старых традиций в оформлении монастырских карт мира. Например, на карте мира 1448 г. монаха-бенедектинца Андреаса Вальспергера [29] все монстры преимущественно расположены на Севере: сциоподы, влеммии, трехглазые троглодиты, губастые люди с лисьими хвостами, циклопы и др. 
На круглой карте мира Андреа Бьянко 1436 г. [30] монстры практически отсутствуют, за исключением, пары драконов в океане на крайнем юге и одной сирены о двух хвостах —тварей, выполняющих больше декоративную функцию (заполнение миниатюрами просторов океана). 
Рассмотрим, вкратце, основных представителей «других людей» и монстров и место их обитания. Как уже говорилось выше, не похожие на нормальных людей существа обитают практически на всем поле средневековой монастырской карты, не водятся они только в Западной Европе — регионе гармоничном, цивилизованном и сравнительно недалеком от Иерусалима. 
Кинокефалов, или песьеглавцев ( cynocephaes ) первоначально помещали в Африке, позднее на картах XII - XIII вв. они перемещаются на север Азии. На Севере кинокефалы впервые помещаются в контексте эсхатологических пророчеств Псевдо-Мефодия Патарского [31]. Они составляют одно из подразделений апокалиптического войска Гога и Магога (т. н. яфетические солдаты). На карте Генриха Майнцского читаем легенду: «Рифейские горы — граница Азии и Европы; река Танаис. Здесь живут мерзкие люди Грифа, кинокефалы». На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружен луком и стрелой, рядом значится легенда: «Кинокефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их – собачий лай». На карте мира 1550 г. просвещённого французского картографа Пьера Деселье (Дьепская картографическая школа) на северо-востоке «Московии» в области « Colmogora » помещена миниатюра русского охотника-промысловика (или эсхатологического бойца Гога и Магога), одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружье, но вместо лица по-прежнему пёсья морда. В англо-нормандской картографической традиции песьеглавцы перемещаются с северо-востока в Индию и в Африку. 
Панотии ( Panothi ) — на Эбсторфской карте на крайнем северо-востоке в виде людей с огромными ушами. О них сказано: «Здесь живут панотии, у них уши настолько большие, что они могут ими укрыть свое тело».    
Амазонки (женщины-воительницы) [32] на Эбсторфской карте помещены к западу от Каспия, а первыми царицами у них названы « Lampeta » и « Marresia ». 
Мантикора на Херефордской карте обитает в Гиркании к северу от Кавказа и «имеет человеческое лицо, три ряда зубов, а тело льва…». 
Минотаврообразные (« Minotauri similes ») на Херефордской карте также обретаются в российских пределах (в районе Каспия). Указывается, что они пригодны для боевых действий и «могут использоваться в войне» в сатанинском воинстве. По Этику Истрийскому, у минотавров «передняя часть тела звериная, а задняя человеческая». [33]

 

Обезьяна ( Simea ) на Херефордской карте живет в Скандинавии. Её мясо используют в своем рационе «турки из рода Гога и Магога». [34]  

На Эбсторфской карте рассадник монстров и «других людей» обозначен в Эфиопии:  

-«племя без языка, представители которого объясняются кивками и жестами»;  

- «Мавританские эфиопы о четырех глазах, чтобы лучше видеть»;  

- «народ псиллы … которые не боятся змеиного яда»  

- существа «…без носа, все их лицо ровное и плоское»  

- «у других срослись уста, и питаются они посредством овсяного колоса, высасывая пищу»  

- «троглодиты, проживающие в пещерах»  

- «василиск … змей в полфута длины»  

- «существа yena , животное это живет в усыпальницах мертвых и питается их телами».  

На этой знаменитой карте также присутствуют:  

- «ихтиофаги, которые питаются только рыбой и пьют соленую морскую воду»  

- «пигмеи, которые сражаются с журавлями»  

- безротые существа, которые «поддерживают свое существование, вдыхая запах яблок, а если чувствуют какой-либо смрад, то погибают».

 

На Херефордской карте в Египетской пустыне изображен «сатир», который искушал Святого Антония; одноглазые люди « monoculi »; существа с лошадиными копытами « hipopodes », антропофаги, эпифаги; сциоподы « monosceli » — одноногие существа, которые очень быстро бегали, а иногда употребляли единственную ногу вместо зонта. 
О
чень популярны на средневековых монастырских картах также были следующие изображения: влеммии — безголовые существа с лицом на груди; кентавры; сирены; однорукие существа, живущие на краю болот; трехрукие; волосатые люди; сцириты; немые; донестры; маритимы; циклопы, обитающие около болот и имеющие рост от 3 до 5 метров; брагманны; астомы; антиподы на противоположной стороне Ойкумены; арибатуры; гемантоподы; киномолги; амиктиры; драконы и грифы; тиголопы ( tigolopis ) — хвостатые полулюди, проживающие у города Малатьи в Турции и любящие цветы и т.д. 
В заключение рассмотрим, где располагаются земли России на средневековых картах мира, куда их помещали мастера-картографы и чем населяли   «Скифскую пустыню», находящуюся где-то на краю Ойкумены, так далеко от центра мира — Иерусалима и западной цивилизации. Русские земли располагались или рядом с «осью зла» (земли вокруг Каспия — Дальний Восток), нечестивым царством Гога и Магога,   или непосредственно входили в его состав. Со времен античности граница Европы и, соответственно, цивилизованного мира на Востоке ограничивалась рекой Танаисом, а на Севере и Северо-Востоке располагался мифический горный хребет — Рифейские (Гиперборейские) горы, за которыми лежало царство Тьмы. «Рифейские горы» берут свое название от чудовищных, постоянных ветров, дующих в этих широтах, а с греческого языка «рифен» означает «сильное дуновение» ветра [35]
Аббон Флерийский (ок. 945-1004 гг.) в своем сочинении «Житие Эадмунда» называл Гиперборейские (Рифейские) горы «средоточием мирового зла», откуда вышли нечестивые норманны, которые являлись «орудием дьявола» и откуда выйдут народы, которые составят войско Антихриста [36]
По Священному Писанию, конец обитаемого Мира — это и начало мира Тьмы. Север (Северо-Восток), регион с неутихающими холодными ветрами, именовался «Аквилоном», который традиционно предназначался для Руси, расположенной на краю известного западному человеку мира, близ Ледовитого, Северного, Тартаского моря, где обитают отделенные от цивилизованного мира Александром Великим сыновья Яфета, внуки Ноя — народы Гог и Магог, которые только и ждут случая, чтобы вырваться из заточения и погубить все человечество. Со страниц «Космографии» Этика Истрийского (сер. VIII в.) слышится крик души: «О, Аквилон! — мать драконов, питомник скорпионов и гнездилище аспидов, источник демонов…». [37] 
Вслед за античной традицией землеописания и средневековые мастера-картографы непременной своей задачей считали обозначить границу цивилизованного мира, край Ойкумены, алтарями и колоннами. Помимо эсхатологического момента, здесь также присутствует и вектор миссионерской деятельности католической церкви в аквилонских землях. По мере того, как цивилизаторская миссия Запада продвигалась в восточном направлении, границы царства Зла, стены нечестивого государства Гога и Магога, сдвигались все дальше на Восток. 
Колонны и алтари воздвигали на границе с Россией. Дальше идти никто не решался. Геракл и царица Семирамида, Юлий Цезарь и больше всех Александр Македонский: 3 Columne Alexandri (на Востоке), 3 Are Alexandri (на Севере) и 3 Castra Alexandri (на Юге). [38] 
На карте-планисфере германского клирика Андреаса Вальспергера 1448 г. [39] о русских землях мы читаем следующее определение: « Gog et Magog terra russorum iudeorum inter montes caspios ». Это определение   могло бы быть частично верным после всех разделов Польши, но на середину XV в., эта легенда скорее выглядит как сокровенная мечта западноевропейского монаха. Для пущей убедительности в России, недалеко от города « Norgadia », который является « caput Rusae », присутствует изображение гигантского людоеда яростно поедающего свою жертву (западного миссионера или соотечественника?). 
Приведем ряд легенд из Эбсторфской и Херефордской карт мира на территории Руси. На Эбсторфской карте недалеко от крупного безымянного русского города проходит европейская граница, блих неё – 3 алтаря, на которых возжигаются жертвы и легенда: « Are Alexandri Magni in finibus Robascorum …», в северных пределах Скифии у океана — изображение Антропофага, а под ним красноречивая легенда: «Здесь обитают антропофаги, люди очень быстрые, так как у них ноги как у лошадей. Питаются они человеческой плотью и кровью». На Херефордской карте читаем: «Алтари Александра. Рифейские горы. Область эта называется Аптерофон, где царит вечный холод. За Рифейскими горами проживают в пещерах скифы внутренних областей, а жизнь у них очень суровая. Чаши у них для питья сделаны из черепов их врагов… Скифы любят воевать и пьют кровь из ран убитых…». «Со слов Солина, гиперборейцы являют собой счастливейший народ. Ибо живут они мирно, без раздоров и тоски так долго, как сами того захотят», а когда им опостылит жить «они бросаются в море со скалы, считая, что это наилучший способ для своего погребения». Вот он загадочный русский характер. 
На Херефордской карте Россия уже представлена многонациональной. Приведем лишь некоторые примеры. В российском Черноземье живут « essedones (эсседоны) — люди, поедающие собственных родителей на праздничных застольях, полагая, таким образом, что это гораздо лучше, чем оставлять их в добычу червям». Люди Грифа (« griste ») «покрывают себя и своих лошадей, в качестве попоны,   кожей своих убиенных врагов». Кинокефалы, согласно Этику Истрийскому, обитают на Севере и Северо-Западе. О разновидности песьеглавцев из Холмогор (кузнице русских самородков и талантов) говорилось выше. 
«Нормальных» представителей фауны в российских пределах на монастырских картах мира практически нет, все больше разные уроды, разве что на Эбсторфской карте под Киевом пасется на днепровских нивах дикий зверь « urus » (тур); позднее этого зверя Уруса мы встретим на картах Сигизмунда Герберштейна и его эпигонов в XVI XVII вв. 
На фоне этой безрадостной картины утешает одно: на Эбстофской карте, где карта-мир есть Тело Христово « Rucia regio » находится прямо под десницей Спасителя и текстом из Псалтири «Десница Господня   творит силу!» (117. 16.). Но как бы ни была Россия далека от цивилизованного мира, большинство западноевропейских карт имеют все-таки восточную ориентацию, а значит гиперборейская Россия, хотя и отгорожена от Запада горами, да пограничными столбами и алтарями, зато с другой стороны — рядом с ней уже   граница Рая Земного! 



 


 


 


 

[1] Kupfer M. Medieval World Maps: Embedded Images interpretive frames // Word and Images. 1994. V. 10. P. 265.

[2] Чекин Л. С. Картография Христианского Средневековья VIII- XIII вв. М., 1999. С. 18.

[3] См. Санкт-Эммерамскую карту и сходные с ней по типу. См . Kamal Youssouf. Monumenta Cartographica Africae et Aegypti. Cairo, 1926-1951. T. 1-5. F. 513, 754, 767, 917. и т. д. (Нумерация листов сквозная). На Оксфордской карте ок. 1100 г. ( St. John College. 17. f. 6) — одно из наиболее ранних изображений Иерусалима в центре карты.

[4] См . Harvey P. D. A. Mappa Mundi: The Hereford world map. Toronto, 1999. P. 31. Эта карта являлась самой большой из известных в мире. Она погибла в 1943 г. во время налетов союзнической авиации на Ганновер, где она хранилась в Historischer Verein fur Niedersachsen. Остались репродукции, сделанные в конце XIX в. Эта карта мира с восточной ориентацией состояла из 30 кусков пергамена. В земном круге было около 1600 легенд; на полях карты имелись дополнительные легенды.

[5] Средневековье в его памятниках / под. ред. Д. Н. Егорова. М. 1913. Карта в приложении.

[6] Cartes Anciennes. Antique Maps. Paris, 1999. P. 13. Карта хранится в Bibliotheque nationale de France, Reserve des Livres rares, Res. Fol 0-2 f 972.

[7] Карта из Псалтири   (на первой странице) н. 1260-х годов из Британской Библиотеки. Диаметр — 31. 5 дюймов. Сигнатура: L. Bl. Add. 28681. f. 9. См. Harvey P. D. A.   Op. cit. P. 29.

[8] Milan, Bib. Ambrosiana. Ms. F. 105. SUP, fol. 71 v-72 v.; см . репродукцию в статье Chocheyros J. Fin des terres et fin des temps d’ Hesychius (V-e siecle) a Beatus (VIII-e siecle) // The Use and Abuse of Eschatology in the Middle Ages / ed. Werner Verbeke, Daniël Verhelst , Andries Welckenhuysen. Leuven, 1988. P. 80-81.

[9] Broun L. A. The story of maps. Boston, 1950. P. 98.

[10] Sancti Beati a Liebana in Apocalypsin Codex Gerundensis. Olten; Lausanne, 1962; Harvey P. D. A. Op. cit. P. 24; иллюстрация карты н. XII в. из Британской Национальной библиотеки. Манускрипт 11695; ff. 39 r-40.

[11] Harvey P. D. A. Op. cit. P. 29.

[12] Harvey P. D. A. Op. cit. P. 1-2.

[13] См., к примеру Солийскую карту   «Генриха Майнцкого» к. XII — н. XIII вв., изготовленную, возможно, в Солийском цистерцианском монастыре. Хранится в Кембридже. Сигнатура: ССС. MS 6 b. P. 2; 295 x 205 mm); иллюстрацию карты см. Harvey P. D. A. Op. cit. P. 23.   

[14] Miller K. Mappae Mundi: Die altesten Weltkarten. Stuttgart, 1895-1898. Heft 1-6; Heft 5. Die Ebstorfkarte. 1896; Средневековье в его памятниках / под. ред. Д. Н. Егорова. М., 1913. В конце книги хорошая иллюстрация   Эбсторфской карты.

[15] Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. Ч. 1. М., 1916.

[16] См . Sackur E. Sibyllinische Texte und Forschungen. Halle. 1898.

[17] Matthaei Parisiensis, Monachi Sancti Albani, Chronica Majora. Ed. H. R. Luard. L., 1876. V. 3.; Harvey P. D. A.   Op. cit. P. 35-37.

[18] Brown L. A. Op. cit. P. 99.

[19] Ibid. P. 98-99.

[20] Harvey P. D. A. Op. cit. P. 29.

[21] Карта с восточной ориентацией происходит из Верчелли; Archivio Capitolare (840 x 720 mm); Kamal Y. Op. Cit. F. 997.

[22] Средневековье в его памятниках… Приложение.

[23] Чекин Л. С. Ук. Соч.    Перевод Л. С. Чекина С. 156.

[24] Harvey P. D. A. Op. cit. P. 1.

[25]   Monique Pelletier.   Sobre lAtles Catala/ Unes cartes mallorquines dels segles XIV I XV// Cartografia Mallorquina. Barcelona, 2000. P. 151-169. Этот роскошный атлас, изготовленный для короля Франции Карла V, представляет собой одновременно и портолан (известную Ойкумену), и карту мира, насыщенную всевозможными мифами и легендами (значительная часть которых взята из «Книги чудес» Марко Поло). Атлас имеет ориентацию на север; в северной Атлантике помещена первая, из известных, роз-ветров.

[26] Friedman J. B. The Monstrous Rases in Medieval Art and Thought. Cambridge ( Mass.); L., 1981. P. 37.

[27] Isidori Hispalensis Episcopi Etymologiarum sive Originum Libri XX. Ed. W. M. Lindsay. Oxford, 1911. 14. 3. 21.

[28] Сигнатура : Psalter. L. Brit. Libr. MS. Add. 28681. Fol. 9.

[29] Карта мира хранится в Ватиканской Библиотеке; MS Pal. Lat. 1326 b. N. F. 1448.

[30] См .   Nordenskiold A. E. Periplus an Essay on the early history of charts and directions. Stockholm, 1897.

[31] Истрин В. М. Откровения Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русских литературах. М. , 1897. С. 20.

[32] См . Pliny. Natural History / е d. H. Rackham. L.; Cambridge (Mass.), 1942. Vol. 2. 1956. Vol. 3.   12.   23.; C. Iulius Solinus. Collectanea rerum memorabilium / rec. Th. Mommsen. Berolini, 1895. 52. 47.

[33] Die Kosmographie des Aethicus / hrsg. Otto Prinz. München,   1993   (MGH. Quellen zur Geistesgeschichte des Mittellalters. Bd. 14). S. 160. 13-17.

[34] Ibid. S. 119. 5; S. 120. 9.

[35] Isidori Hispalensis Episcopi Etymologiarum sive Originum Libri XX / ed. W. M. Lindsay. Oxford, 1911. 14. 4. 4.; 14. 8. 8.; с греческого « ripae» — сильное дуновение из полунощных (северных) стран; « Ripaia ta ore» — Рипейские (Рифейские) горы в Скифии.

[36] Zettel H. Das Bild der Normannen und der Normanneneinfalle in westfrankischen, ostfrankischen und angelsachsischen Quellen des 8. bis 11. Jahrhunderts. München, 1977. S. 194.

[37] Die Kosmographie des Aethicus / hrsg. Otto Prinz. Munchen. 1993. (MGN. Quellen zur Geistesgeschichte des Mittellalters. Bd. 14).

[38] Курций Квинт Руф . История Александра Македонского . (Q. Curti Rufi Historiae Alexandri Regis Macedonum) / Под ред . В . С . Соколова . М . 1963. 9. 4.; Pliny. Natural History / ed. H. Rackham. L.; Cambridge (Mass.), 1942. V. 2; 1956. V. 3. 6. 49.; C. Iulius Solinus Collectanea Rerum memorabilium / rec. Th. Mommsen. Berolini, 1895. 49. 4-6.

[39] См . иллюстрацию № 3 в кн. Licini P. La Moscovia rappresentata: L’ imagine «capovolta» della Russia nella cartografia rinoscimentale Europea. Milano, 1988.


Вернуться назад