ИНТЕЛРОС > Татьяна Савицкая > О ЧЕМ «ЩЕБЕЧЕТ» ТВИТТЕР

Татьяна Савицкая
О ЧЕМ «ЩЕБЕЧЕТ» ТВИТТЕР


30 мая 2014

Опыт прояснения новой социально-коммуникативной парадигмы

 

В работе анализируются специфика Твиттера как новой коммуникативной парадигмы, причины быстрого роста этого микроблога, а также возрастной и демографический состав его аудитории. Уделяется внимание различным аспектам применения Твиттера в журналистике, политике, рекламном деле и бизнесе.

 

In this paper, T.E. Savitskaya analyzed specificity Twitter as a new communication paradigm, the reasons for the rapid growth of this mikroblog, as well as age and demographic composition of its audience. Attention is paid to various aspects of Twitter in journalism, politics, business and advertising business.

 

Полоний: Что вы читаете, принц?

Гамлет: Слова, слова, слова.

Уильям Шекспир «Гамлет, принц датский»

 

Одна из характерных примет наступившего ХХI века  - так называемая «революция социальных сетей» (the Social Networking Revolution), бурное развитие нового онлайнового медийного ресурса; престижной социально-коммуникативной модели личной и групповой саморепрезентации, число приверженцев которой  по всему миру (в том числе и в РФ) продолжает расти лавинообразно. По прогнозу аналитической  компании «Strategy Analytics» в ближайшие пять лет число посетителей сайтов социальных сетей приблизится к миллиарду человек[i].

Возможно, однако, этот рубеж будет достигнут значительно раньше, ведь, например, по данным компании ComScore на май 2009 года из общего числа интернет-пользователей старше 15 лет по всему миру в 1,1 млрд. человек -  734,2 миллиона регулярно посещало социальные сети, что составляет 65% глобальной интернет-аудитории[ii]. При этом следует учесть и тот факт, что подавляющее большинство посетителей социальных сетей (особенно в молодежной среде) отнюдь не ограничивается одной сетью. Так, опираясь на проведенные в 2008 году исследования среди московских студентов в возрасте от 18 до 23 лет, В.Бокарев отмечает, что 78% опрошенных были активными участниками социальных сетей, причем лишь 4,5% ограничивались одной сетью, тогда как 12,3% посещали две, 32,8% - три, 28,2% - четыре, 22,2% - пять и более сетей, что позволяет исследователю придти к знаменательному выводу о том, что «полисетевой социальный актор – это основная модель поведения молодежи в виртуальном социальном пространстве» [iii].

Социальный заказ на виртуализацию все новых пластов человеческого «габитуса» закономерно приводит к   киберпротезированию все новых  форм социально-культурной активности индивида: самопрезентации, общения, игровой деятельности,  информационного поиска, арт-практик. Как следствие цифровой универсум все активнее обустраивается. Вслед за качественным и количественным ростом империи видеоигр (вплоть до многопользовательских онлайновых игр в формате «3 D») разрастаются популярные социальные сети (Facebook, MySpace, Одноклассники, В Контакте и проч.), множатся онлайновые дневники, блоги (LiveJournal); а в последнее время активно формируется сервисная служба микроблоггинга, дающая возможность писать и публиковать короткие сообщения, которые могут комментироваться либо открытой аудиторией, либо группой лиц, выбранных пользователем.

Виртуальный социум,- сплав синхронно действующих информационных, коммуникативных, развлекательных, рекламно-коммерческих технологий, - проявляет чудеса изобретательности  в формировании все новых видов информационно-коммуникативных услуг, равно как и в быстроте реакции на растущие запросы интернет-рынка. Причем год от года явно убыстряются как темпы внедрения новаций в сфере информационно-коммуникативных технологий, так и оперативность отслеживания  бизнес-структурами новых трендов пользовательских предпочтений.

В самом деле, в середине 90-х гг. прошлого века была сформирована социальная сеть Classmates, в марте 1999 года американский программист Брэд  Патрик открыл сервис LiveJournal, в 2003 году первых посетителей приняла сеть MySpace, в 2004 году включилась в гонку за числом пользователей ее конкурент, Facebook, российские аналоги этих сетей, Одноклассники и В Контакте, были запущены соответственно в 2006  и в 2007 годах. При этом нельзя не отметить характерную тенденцию развития рынка интернет-услуг – неуклонное повышение уровня комфортности пользования новейшими онлайновыми сервисами, остроумно названное аналитиками «инфотейнментом» (неологизм, сформированный из двух слов: information (англ. «информация») и entertainment (англ. «развлечение»), «информационным развлечением», максимально удобным (в силу функциональности и простоты интерфейса) для клиента и максимально встроенным в привычное течение его жизни.

Вот тут-то и появился Твиттер, последняя новинка интернет-моды,  запущенный в оборот в июле 2006 года в Сан-Франциско и со стабильным ростом числа пользователей на 5-10 тысяч человек в день доныне остающийся наиболее востребованным сервисом микроблогов. По мнению некоторых аналитиков, в силу простоты и экстремальной мобильности Твиттер в большей степени, нежели прочие онлайновые сервисы, демонстрирует культурный потенциал Сети в формировании новой социальной архитектоники, созвучной требованиям завтрашнего дня. Так что же такое Твиттер: авангардная социально-культурная практика, способствующая росту личной  ответственности и взаимосвязи в обществе, или новая гримаса  «инфотейнмента», превращающая человека в гипер-интерактивное существо, «зацикленное» на трансляции (и ретрансляции) не столь уж весомых сообщений?

 

Феномен Твиттера: социокультурные и демографические параметры

 

Согласно определению специалистов, Твиттер (от англ. twit – «щебетать, болтать» - «интернет-сайт, представляющий собой систему микроблогов, позволяющий пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, службы мгновенных сообщений или сторонние программы-клиенты»[iv]. Иначе говоря, Твиттер – «нечто среднее между ICQ или чатом и блогом»[v], контаминация ряда их функций: быстроту создания аккаунта; удобную поисковую систему по всем словам  и словосочетаниям, встречающимся в пространстве Твиттера; возможность отслеживать сообщения любого участника сети (на языке «твиттерян» это называется «зафолловить», от англ. follow – «следовать за кем-либо»). Сообщения в Твиттере сразу отображаются на странице пользователя и могут быть мгновенно доставлены тем, кто подписан на их получение. Доставка может происходить через сайт Твиттер, службы мгновенных сообщений, SMS, электронную почту, при наличии специальной программы быть принятой на сотовый телефон.

Главная интернет-сенсация минувшего года, мега-проект Твиттер вырос из идеи Джека Дорси [Jack Dorsey], высказанной им на мозговом штурме в компании Odeo, о том, что людям было бы интересно сообщать своим друзьям и близким, что с ними происходит, с помощью СМС. Так возникло ограничение в 140 символов (160 смс-символов минус запас на имя отправителя). Первое сообщение в Твиттере написал 21 марта 2006 года сам Джек Дорси: «just setting up my twttr» - без гласных, как это принято в американском подростковом смс-сленге. И уже в октябре 2006 года основатели Odeo.com и Twitter.com Биз Стоун [Biz Stone], Эван Уильямс [Evan Williams] и Джек Дорси создали корпорацию, объединившую оба ресурса  со стартовым капиталом в 55 миллионов долларов, а в апреле 2007 года Twitter.com был выделен в отдельную компанию.

Как оказалось, при  видимой незамысловатости Твиттер прекрасно соответствует новейшим стандартам медиапотребления. В предложенном им нестандартном формате сетевого дискурса как нельзя лучше сочетаются  тенденция к демассификации и приватизации культурного потребления (в свое время отмеченная еще Элвином Тоффлером в «Третьей волне»); навыки интерактивности, чуть ли не до инстинктивного уровня впечатанные в общественную психологию повсеместным употреблением сотовых телефонов,ICQ и электронной почты; все отчетливей наблюдаемый феномен «информационной диффузии»; алогичного, парадоксального подчас сочетания в рамках единого контента новостной, рекламной и чисто личной информации. Неслучайно издание ReadWriteWeb в перечне пяти главных интернет-трендов 2009 года упоминает Твиттер как веб-сервис, являющийся пионером интернета в режиме реального времени[vi]. Интересно отметить, что и некоторые другие, упомянутые в издании, тенденции развития интернета в минувшем году – рост полярности «мобильного веба» в связи с выходом на рынок различных гаджетов (iPhone, Android и др.); расширение рынка  так называемого «интернета вещей», т.е. предметов бытового пользования (холодильников, электрических ламп, тостеров и пр.) с доступом в онлайн и управлением через него – также свидетельствуют о растущем желании потребителя, если можно так выразиться, постоянно иметь Сеть под рукой, транслировать через нее все впечатления обыденной жизни.

 Приватность, «сподручность» нового медийного ресурса  и его опора на растущую фрагментацию онлайнового дискурса, распадающегося на голоса «электронных племен», в пространстве которых конструируется коллективная идентичность совокупными усилиями пользователя и его «последователей» («фолловеров», followers), - эти характеристики Твиттера оказались удивительно созвучными массовой психологии нынешнего дня, что и обусловило стремительный  взлет его популярности. А темпы и масштабы распространения Твиттера, поистине, впечатляют.

Согласно TwitDir (A Twitter Directiry), управляющей службе компании, в июне 2007 года число пользователей Твиттера не достигало 300 тыс. человек, тогда как к январю 2008 их было уже свыше 750 тысяч, причем в США – 363 154, в Японии – 354 074, в Испании – 99 867, в Великобритании – 90 788, Бразилии и Канаде по  63 551, во Франции  и Герман по 54 473, в Италии  и Нидерландах по 45 394, на Тайване – 36 315 человек. Через две недели число «твиттерян» по всему миру составляло уже 907 884 человека[vii].

По данным компании HubSpot на конец 2008 года, зафиксированным в исследовании «Состояние Твиттер-сферы» [State of the Twittersphere], 70% аудитории микроблога (составлявшей тогда 5 млн. человек) зарегистрировалась в сервисе в 2008 году, ежедневный прирост аудитории оценивался в 5-10 тыс. новых пользователей[viii].

Неудивительно, что по данным conScore, ведущей компании в области интернет-аналитики, в июле 2009 года на Твиттер заходило уже 51,6 млн. «уникальных посетителей», что на 7,1 млн. (16%) больше, чем в июне того же года. Как считают в  comScore,  с февраля 2008 по февраль 2009 года количество пользователей платформы выросло на 700% [ix]. В феврале 2009 года состоялись встречи пользователей Твиттера в 140 городах по всему миру (Twestival).  По данным компании RJMetrics на январь 2010 года, число пользователей Твиттера превысило 75млн человек [x].При этом по самым скромным оценкам более половины пользователей данного микроблога вообще не заходят на сайт, получая и отправляя «твиты» с помощью сторонних сервисов (например, приложений сотовых телефонов), и соответственно эти пользователи статистикой не учитываются. Возможно, оправданы амбиции руководства компании, рассчитывающего – впервые в истории интернета – довести   объем пользователей сервиса до миллиарда человек, причем доходы компании должны к 2013 году превысить полтора миллиарда при 111 млн. чистой прибыли[xi].

Сохранение темпов лавинообразного роста Твиттера даже в условиях мирового экономического кризиса возможно в случае переориентации интереса компании в сторону растущих интернет-рынков Индии, Бразилии, России, Индонезии (в Китае  Твиттер, как известно, заблокирован), поскольку со второй половины 2009 года отмечено некоторое замедление развития англоязычной блогосферы, впрочем, оспариваемое рядом аналитиков. Пока же сервис был и остается, в основном, американским, что вполне предсказуемо, если учесть, что США – источник почти всех зиждущихся на компьютерных технологиях новаций глобальной культуры постмодерности, имеющих как зрелищную, так и социально-коммуникативную доминанту.

В самом деле, по данным масштабного исследования «Внутри Твиттера: глубинный взгляд на мир Твиттера» [Inside Twitter: An In-Depth Look Inside the Twitter World], опубликованного в июне 2009 года американской компанией Sysomos, в результате анализа 11,5 млн. аккаунтов Твиттера, содержащих в «профилях» личные данные, выяснилось, что из 44% лиц, указавших собственное местоположение, 80% пришлось на четыре англоязычных страны: США (62%), Великобритания (8%), Канада (6%) и Австралия (3%) –[xii]. Согласно данным на апрель 2009 года 62,14% пользователей Твиттера  проживали в США, 7,37% - в Великобритании, 5,69% - Канада, 2,91% - в Австралии, 2% - в Бразилии, 1,51% - в Германии, 0,80% - во Франции и т.д.

 Вполне предсказуемо оказалось, что больше всего пользователей  новейшего сетевого ресурса локализовано в  американским городах-миллионерах: Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Чикаго, Далласе и Майями. Самым «твиттеризированным» штатом, естественно, оказалась Калифорния – мировой лидер в области веб-технологий и место дислокации самой компании Твиттер, где даже губернатор, Арнольд Шварценеггер, общается с населением при помощи этого сервиса,

Интересно сравнить эти показатели с новыми данными из доклада «Мировое использование Твиттер», опубликованного компанией Sysomos  в январе 2010 года. Проанализировав 13 миллионов Твиттер-аккаунтов, исследователи установили, что 50,88% от этого числа локализовано в США, 8,79% - в Бразилии, 7,20% - в Великобритании, 4,35% - в Канаде, 2,49% - в Германии, 2,41% - в Индонезии, 1,27% - в Индии, 1,11% - в Мексике и т.д.[xiii].

Как видим, за прошедшие полгода в географии распространения Твиттера наметились существенные подвижки: доля США сократилась более чем на 10%, зато активно выступили вперед Бразилия (феноменальный рост с 21% до почти 9%), Индонезия, Индия, Мексика – новые растущие рынки интернет-услуг.

Активно развивается рынок микроблогов и в РФ. В мае 2008 года, когда в Твиттере был зарегистрирован 1 млн. пользователей, 3 тысячи из них были русскоязычными. По данным Яндекса, на октябрь 2009 года насчитывалось более 76 тысяч русскоязычных пользователей Твиттера, ежедневно оставлявших более 50 тысяч сообщений[xiv]. Интересный момент: около трети российских пользователей данного микроблога, писало туда ежедневно, что вдвое выше мирового показателя, который составляет 14,6%. Однако лишь одного из десяти российских пользователей читает более ста человек.

Популярность Твиттера в России сдерживается и тем, что многие пользователи предпочитают  сервисы микроблогов на QIP.ru, яндексовский Ya.ru, блоги @Mail.ru и проч., где ежедневно оставляют свыше 500 тысяч сообщений. Характерная черта отечественной блогосферы – появление значительного числа русскоязычных клонов Твиттера. Так, уже весной 2007 года появился сайт smspr.ru, затем  - delay.ru,  в мае 2008 года smster.ru, отличающийся разнообразием интерфейсов (Web, SMS, ICQ и проч.); осенью 2008 года publico.ru, далее Juick.com, «Потрещим» (potreschim.com), Sqwiper.com (c уникальной возможностью добавлять к сообщению файлы, фото, видео и ссылки) – [xv].

В октябре 2009 года запущен  RuTwit.ru, первый российский аналог не только Твиттера, но и другого весьма популярного в США сервиса FriendFeed.com, купленного накануне компанией Facebook.com. Схожие проекты  были развернуты  в Белоруссии (speech.by)  и на Украине (twit.com.ua и twoogle.ru). И, наконец, 20 января 2010 года введен в действие российский сервис для пользователей рунета: Трубит.Ру (http://www.trubit.ru), оснащенный также функцией «Медиа» (возможность добавлять к сообщению ссылки на файлы, видео и изображения). Таким образом, очевидно, что за право господства в российской блогосфере  разворачивается нешуточная конкурентная борьба. Но и компания Твиттер не намерена отступать: 15 февраля 2010 года была введена русификация и  Local Trending для России,  облегчающий доступ к сервису.  

Неожиданным оказался возрастной состав пользователей Твиттера. Согласно докладу компании Sysomos «Внутри Твиттера: глубинный взгляд на мир Твиттера» (июнь 2009 года), аудитория нового онлайного сервиса очень молода: 2/3 – в возрасте до 25 лет, в том числе 1/3  -  от 15 до 19 лет и 1/3 – от 20-24 лет [xvi]. Казалось бы, такие данные вполне предсказуемы: во всем  мире именно молодежь, с энтузиазмом осваивающая новинки в сфере информационно-коммуникативных технологий, – безусловный лидер  среди посетителей социальных сетей. Ведь, как отмечает А.Э Тарабанов, распространенное среди молодежи «интерактивное медиапотребление гораздо сильнее вовлекает в псевдокоммуникативный процесс. Ритуалы медиапотребления придают потреблению культуры театрализованный вид, генерируют формы коллективной солидарности, чувство личной защищенности»[xvii].  Пространство веб.2.0 – сфера апробации и применения новых моделей самоидентификации и социализации, наиболее востребованных именно молодежью. Но… Твиттер в очередной раз преподнес сюрприз.

Почти сразу же выводы Sysomos были опротестованы  данными авторитетных панельных опросов, проводимых среди американской интернет-аудитории. Согласно результатам этих опросов, в США сервисом Твиттер пользуются, в основном, люди старше 25 лет, а подросткам, наоборот, он не нравится. Так, в августе 2009 года компания The Nielsen, лидер на рынке интернет-аналитики, обнародовала данные опросов 250 тысяч американских интернет-пользователей под характерным заголовком «Teens Don’t Tweet» («Подростки не ‘твитятся”»). В исследовании указывалось, что, несмотря на то, что молодые люди до 25 лет составляют примерно 25% всей американской интернет-аудитории и 50% аудитории социальных медиа, в Твиттере их доля крайне низка – всего 16%. 84% аудитории Твиттера пришлось на долю более старших возрастных групп: 64% - на категорию лиц в возрастном диапазоне от 25 до 54 лет и 20% - на лиц старше 55 лет [xviii]. Сходные результаты опросов были получены также comScore Media Metrics.

 Неожиданные выводы, к которым пришли социологи, активно обсуждались в американским СМИ. Клэр Кейн Миллер в статье под названием «Кто продвигает популярность Твиттера? Не тинейджеры»[xix], опубликованной в «Нью-Йорк Таймс», указала на то, что одна из функций молодежи в сетевом обществе – популяризация инноваций, позднее переходящих в пользование более старших возрастных групп, которыми зачастую оказываются и сами повзрослевшие подростки. Выяснилось, например, что после массового нашествия подростков в популярные социальные сети процент их участия в данном онтайновом ресурсе  пошел на убыль и сейчас составляет 14% в MySpace и 9% в Facebook. Несмотря на то, что практически каждый американец младше 35 лет участвует в какой-либо социальной сети, прирост численности социальных сетей в минувшем году на 60% происходил на счет лиц зрелого возраста (от 35 до54 лет). В таком случае как же объяснить парадокс Твиттера; сервиса, изначально создававшегося для подростков, но используемого преимущественно солидными взрослыми? По мнению К.К.Миллер, Твиттер оказался скучен для подростков, во-первых, из-за отсутствия в нем ярких картинок и видео; а, во-вторых, по причине того, что он слишком быстро превратился в публичное пространство, насыщенное бизнес-интересами и рекламой, мало комфортное для общения со сверстниками.

Таким образом, Твиттер продемонстрировал себя как первый среди сетевых медиа массовый ресурс, ориентированный, по словам Андреа Форте, профессора Дрексельского ун-та (Drexel University) на «сравнительно взрослый тип общения», где идентичность участников строится не только на обмене репликами, шутками и музыкальными новинками [xx]. Скорее деловой, нежели развлекательный характер данного сервиса микроблогов подчеркивается и гендерным составом его пользователей. Sysomos, comScore Media Metrics и Nielsen NetRatigs сходятся на том, что мужчин и женщин на Твиттере примерно поровну. Однако, согласно выводам недавно проведенного исследования Гарвардской школы бизнеса, Твиттер имеет ярко выраженный мускулинный характер. Изучив социальные связи и поведение 40 тысяч пользователей Твиттера, ученые пришли к выводу, что в отличие от преобладающей активности женщин в обычных социальных сетях на Твиттере мужчины создают  намного больше контента и обрастают большим числом «фолловеров» - мужчин. Мужчины также примерно в два раза чаще «подписываются» на каналы других мужчин, это же делают и женщины [xxi].

В чем же заключается качественная специфика Твиттера как новой социально-коммуникативной парадигмы сетевого общества, проницательно названного Д.Беллом обществом «информационного гедонизма»?

 

Новый формат социальной сети: случай Твиттера

 

Многие используют его для профессиональных целей – поддержания деловых связей и отслеживания новостей. Поскольку это сеть, связывающая индивида со множеством людей, и в большей части своего контента публичная, она более эффективно работает в этом направлении, чем социальная сеть, предназначенная для дружеского общения.

 Эван Уильямс, соучредитель и исполнительный директор компании Твиттер [xxii]

 

Как остроумно выразилась российский веб-аналитик Елена Соколова, «Интернет уже давно превратился из относительно дорогой и не очень распространенной игрушки в банальный коммунальный сервис. Как водопровод или электропроводка»[xxiii]. А поскольку « в условиях сетевого общества киберпротезированная интерактивность пронизывает повседневную жизнь» [xxiv], можно предположить, что Твиттер, главная интернет-сенсация  двух минувших лет, окажется, поистине, полифукциональным образованием.

Поток сообщений («твиттов») недавно превысил  пять миллиардов. Каково же содержимое столь масштабного потока? Зачем люди используют Твиттер? Издание The Next Web анализирует 14 наиболее частых способов использования Твиттера: разговор из серии «ни о чем» (сервис позволяет обратиться к значительно большей аудитории, нежели это возможно, например, по электронной почте), спам (в полулярном микроблогов сервиса все чаще появляются спам-посты, спрятанные за короткими ссылками), канал взаимосвязи с клиентами, мгновенные новости (при отсутствии цензуры это наиболее оперативный инструмент информирования о событии), информирование о курсе событий в жизни других людей, средство осознания собственной значимости (имея сто, тысячу и более последователей, получая отклики - «ретвитты» индивидуум приходит к пониманию собственной важности), способ проявления онлайновой публичности, мониторинг различных брендов, проведение рекламных кампаний, развлечения (транслирование шуток, интересных ссылок и т.д.), размещение фотографий, поиск единомышленников, канал доступа к новым идеям, модный тренд (использование сервиса просто из желания следовать моде) – [xxv].

Пустословие, - бич почти всех социальных сетей, издержки массовизации эгоцентрического дискурса,- полновесно представлено на Твиттере. Компания Pear Analytics проанализировала две тысяч англоязычных сообщений, взятых наугад из трафика сервиса каждые 30 минут между 11.00 и 17.00 по будням в течение двух недель и произвела их сортировку по категориям: новости, спам, самореклама, беспомощный лепет, разговоры. Выяснилось, что 40,5% сообщений могли быть квалифицированы как «беспомощный лепет»(pointless babble), 37,5% пришлось на разговоры, 12,4% - на новости, 5,85% заняла самореклама, и 3,75% выпало на долю спама [xxvi].

На наш взгляд, квалифицировать сообщения типа «проснулся», «выпил кофе», «собираюсь на работу» как «беспомощный лепет» не совсем корректно, учитывая то, что согласно открытой Маклюэном  имманентной содержательности самих средств сообщения глубинный смысл социальных сетей (особенно в формате микроблогов) как раз и заключается в ускоренном воспроизводстве человеческих взаимоотношений, что  является характерной чертой постсовременного общества – общества, во-первых, массового потребления и, во-вторых, всеобщей киберпротезированной коммуникации. Как отмечает Н.В.Водянова, «в Интернете потребитель превращается в дигитального человека (homo digitalis), в соавтора – конструктора новых миров, в «активного читателя», благодаря которому акцент переносится с продукта на процесс» [xxvii].

Воспроизводство межличностных связей в пространстве онлайновых сетей (независимо от степени их виртуальной мистифицированности) – значимый фактор конструирования современной личности, ее самоидентификации и первичной социализации в рамках группы «друзей». Разумеется, чем шире разливается  поток многовариантных мгновенных контактов, вынесенных за рамки пространственно-временных статусных, имущественных и проч. ограничений, тем мельче и формальнее становится компонент присущего им личностного содержания. Именно в этом, на наш взгляд, причина быстроты естественной эволюции поликонтактного Твиттера в сторону деловой, политической и рекламной информации.

Дефицит личностной информации в Твиттере пользователь может с успехом восполнить, отслеживая аккаунты знаменитостей (политиков,  бизнесменов, телеведущих, звезд шоу-бизнеса, актеров, модных писателей), которыми кишит англоязычная блогосфера. Наиболее популярны микроблоги у  голливудского киноактера Эштона Катчера (4 млн. подписчиков), телеведущей Опры Уинфри (Oprah Winfrey) и певицы Бритни Спирс (по два миллиона последователей), кинорежиссера Джорджа Лукаса, писателя-фантаста Уильяма Гибсона.  Русскоязычных знаменитостей в Твиттере пока не очень много: хоккеист Александр Овечкин, лидер по числу (25 561) подписчиков; бизнесмен Олег Тиньков (4 465 последователей), интернет-деятель Антон Носик (2 780 последователей), дизайнер Артемий Лебедев (2 644 последователей), политик Дмитрий Рогозин, депутат Госдумы Илья Пономарев, эколог Алексей Яблоков, журналист Сергей Доренко, литератор Линор Горалик, критик  Александр Гаврилов, телеведущая Тина Канделаки, певец Сергей Лазарев, диджеи Денис Яковлев и Сергей Вылегжанин и т.д.[xxviii].

Все больше видных политиков обзаводятся официальными аккаунтами в Твиттере, используя  эту площадку как своего рода пресс-центр для связей с общественностью. Так, официальные аккаунты есть у Барака Обамы (на весну 2009 года 786 304  «фолловеров»); у Гордона Брауна, Виктора Ющенко  и т.д. Осенью 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев, известный  активным участием в сети, включая собственный видеоблог, аккаунт в «Живом журнале»,  регистрацию в  видеохостинге YouTube, завел страницу на микроблоговом сервисе Twitter.com, сделав доступным пользователям

весь контент своего кремлевского сайта [xxix].

В силу исключительной мобильности и скорости реагирования на те или иные события Твиттер зарекомендовал себя как источник оперативной информации, активно используемой как известными новостными агенствами (например, телеканалом CNN), так и отдельными журналистами, в частности, колумнистами «New-York Times». Так, проработав долгие годы корреспондентом в журнале «Time», американский журналист Джон Диккерсон сначала перешел от печатных публикаций к онлайновым, а затем полностью сосредоточил внимание на Твиттере, где у него по данным на апрель 2009 года было 305 449 подписчиков[xxx].

Как мобильный информационный ресурс нового типа с потенциально безграничным числом пользователей Твиттер активно используется в политической борьбе, в частности, во время выборов (как известно, в день выборов президента США посещаемость микроблога подскочила на 43%).  В декабре минувшего года состоялись тренинги для журналистов из разных регионов Украины по основам микроблогинга в сервисе Твиттера. Около 80 работников СМИ из Одессы, Запорожья, Луганска, Житомира и Тернополя учились, как работать в сервисе Твиттера через разные веб-сайты и мобильный телефон, с целью организации «Всеукраинской  Твиттер-трансляции избирательного процесса» 7-17 января 2010 года во время кампании по выборам президента страны[xxxi]. Предполагается, что все «твиты» участников проекта будут собираться на специальном блоге, открытость которого для представителей международных мониторинговых миссий, а также всех желающих, должна, по мнению устроителей акции,  способствовать легализации избирательного процесса и  своевременному отслеживанию нарушений.

Новейшие американские политтехнологи с задействованием мобильных средств связи (телефонов, социальных сетей и в первую очередь микроблоггинга Твиттера) активно использовались во время недавних выступлений оппозиции в Иране, на последних президентских выборах в Молдавии и Украине. Излишним было бы отмечать проамериканскую направленность их применения. Обошедший американские СМИ первый громкий пример эффективного использования Твиттера опять-таки имел политическую подоплеку. 10 апреля 2008 года Джеймс Бак (James Buck), студент журналистики в университете в Беркли, и его переводчик были арестованы в Египте за фотографирование антиправительственных выступлений. По дороге в полицейский участок Бак смог передать   своим 48 корреспондентам на Твиттере сообщение «арестован», которое немедленно было отправлено в университет, в посольство США в Каире, в ведущие СМИ. В результате для Бака был тотчас нанят адвокат, и он был отпущен из тюрьмы Махала уже на следующий день после задержания, о чем сразу же известил своих подписчиков[xxxii].

Но как эффективный ресурс политической борьбы Твиттер – оружие обоюдоострое. Так, уже в октябре 2008 года спецслужбы США стали рассматривать сервис как возможную площадку для контакта террористов. Полиция Нью-Йорка  обратила внимание на популярный микроблог после того, как выяснилось, что местные молодежные группировки используют его для планирования своих действий. Мониторинг Твиттера помог полиции раскрыть убийство молодого человека по имени Куэм Дэнси (Kwame Dancy), произошедшее в Гарлеме  1 декабря минувшего года. Как оказалось, преступлению предшествовала зафиксированная Твиттером бурная ссора пострадавшего со своим товарищем – 22-летним жителем того же района Нью-Йорка Джамегом Блейком (Jameg Blake),что и помогло полиции выйти на  след убийцы [xxxiii]. По некоторым данным активным мониторингом Твиттера занимаются и российские правоохранительные органы.

Социальная значимость мобильного сервиса микроблогов подтверждается и недавно проведенным исследованием журнала «New Scientist», подтвердившим высокую эффективность технологий Web 2.0 по сравнению с обычными СМИ при планировании спасательных операций.  Красный Крест в США уже использует Твиттер для обмена экстренной информацией о локальных происшествиях, требующих вмешательства организации [xxxiv].

Британский ученый Эд де Квинси из Лондонского университета считает социальные сети (и в особенности Твиттер) более эффективным средством отслеживания эпидемий, чем традиционную статистику обращений за медицинской помощью. В этом он убедился, произведя подсчет поисковых запросов с трафика сервиса, посвященных симптомам и лечению гриппа, во время летней эпидемии этого заболевания в Великобритании в 2009 году [xxxv].

Простота и универсальность Твиттера, соединяющего функции ICQ, чата и блога, позволяют ему играть все более заметную роль в культурной жизни, выступая площадкой для социально-культурных инноваций. Так, в молодежной среде возникла мода на устраиваемые на Твиттере масштабные ролевые игры, зачастую с открытым членством и свободным сюжетом. 16 июня 2009 года поклонники романа Джеймса Джойса «Улисс» провели культурную акцию: в честь празднования  «Дня Блума»-  переложили одну из глав  книги в микроблоггерский формат и разместили на Твиттере, зарегистрировав для этой цели как пользователей всех 54 персонажей романа[xxxvi]. Популярный сервис – удобный инструмент отслеживания трендов в области потребления культуры. Так, после публикации на сайте Твиттера перечня главных тем, обсуждавшихся на блогах в 2009 году, выяснилось, что самым обсуждаемым фильмом был «Гарри Поттер», тогда как «Миллионер из трущоб» занял лишь 9 место в категории. Самой обсуждаемой персоной оказался певец Майкл Джексон, очевидно, в связи с кончиной; затем следовала британская певица-домохозяйка  Сьюзан Бойл, открытие сезона[xxxvii].

Твиттер – не только глобальный социальный феномен, но и важный инструмент бизнеса. Неслучайно среди пользователей сервиса оказались гиганты  - ТНК (Microsoft, Samsung, Panasonic, Nokia, AOL, Dell и т.д.), разместившие здесь свои представительства. 24 октября 2009 года в рамках «Недели российского Интернета» состоялась конференция на тему «Новый формат социальных сетей: продвижение в микроблогах: Twitter, Facebook, Friendfeed, Twihoo и другие», где, в частности, состоялся обмен информацией представителей различных компаний о наиболее эффективных методах ведения корпоративного аккаунта[xxxviii]. Как сказал Антон Волнухин (Яндекс), «на сегодняшний момент в нашей стране насчитывается уже более 70 000 зарегистрированных пользователей Twitter. Мы рассчитываем, что количество пользователей Twitter будет увеличиваться за счет актуальности тренда этого микроблога». Представитель компании Panasonic Николай Белоусов отметил перспективность Твиттера как новой маркетинговой площадки, где уже более 100 000 компаний  развернуло свои блоги. Кстати сказать, сама компания Panasonic проводит в сервисе активные пиар-акции, устраивая, например, время от времени распродажу техники исключительно для пользователей Твиттера.

Американский интернет-маркетолог Дарен Барефут [Darren Barefoot] выявил индекс CTR (click-through-rate) – соотношение показов рекламы с откликами на нее – ставший популярным методом оценки эффективности и стоимости рекламного контента[xxxix]. Вскоре были вычислены средние показатели CTR по микроблогам для различных типов рекламы. Оказалось,  что средний CTR баннерной рекламы меньше 1% и с каждым годом стремится к нулю, поскольку такая реклама оценивается потребителем как назойливая и все больше раздражает его. Контекстная реклама дает 1-4% в зависимости от тематики и опыта работы с контентом. Ссылка с Твиттера стабильно обеспечивает индекс CTR около 3% , при этом оставаясь практически бесплатной (за исключение выплаты жалования сотруднику, работающему с Твиттером). Твиттер дает меньший CTR, чем email –маркетинг, когда рассылка распространяется среди заинтересованных подписчиков, но он обеспечивает  большее количество откликов по сравнению с баннерной и даже контекстной рекламой.

Упование на беспроигрышный PR-потенциал Твиттера приобретает порой курьезные формы. Так, впервые в истории НАСА 18 ноября 2009 года ста пользователям социальной сети Твиттер было разрешено наблюдать за стартом космического челнока «Атлантис» на мысе Канаверал. Как предполагается, число их подписчиков, получивших от счастливчиков синхронные «твитты», составило примерно 150 тысяч человек. Накануне с микроблоггерами, собравшимися  в Космическом центре имени Кеннеди,  встретился Майкл Массимино, первый в мире астронавт, размещающий сообщений в Твиттере из космоса. Акция была предпринята Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства для привлечений общественного внимания к проблеме космических челноков, судьба которых решается сейчас Белым домом. Возможно, уже в 2010 году шаттлы будут списаны, и для полетов к Международной космической станции  американцам придется использовать российские «Союзы»[xl].

Вокруг портала Твиттера складывается  система сервисов, обслуживающих конкретные интересы тех или иных пользователей и делающих ставку на оперативность ресурса. Например, есть несколько сайтов, использующих Твиттер для коммуникации между отелями и путешественниками; он используется как селектор для информирования сотрудников о тех или иных событиях в режиме реального времени; распространены блоги магазинов (где сообщается о поступивших новинках), ресторанов с информацией о меню, булочных-пекарен и т.д. Создаются специальные товары, адаптированные к популярному микроблогу. Так,  дизайнер Риккардо Насименто (Ricardo Nascimento) разработал модель кроссовок со встроенным датчиком давления на подошве, посылающим на Твиттер сообщения всякий раз, когда нога пешехода соприкасается с землей [xli]. Разработчик назвал свою модель кроссовок Rambler. Как известно, первое значение этого слова - «пеший турист», второе – «болтун, пустослов».

Широкая раскрутка Твиттера  повышает капитализацию ресурса. Известно, что компания Facebook предлагала соучредителям и финансовым инвесторам Твиттера 500 миллионов долларов за проект, а Apple – даже 700 миллионов [xlii]. И в том, и в другом случае предложения были отклонены. Сервис uSocial недавно предложил разработчикам около полумиллиона долларов за размещение баннера на сайте Твиттера. Но перспективы развития  сервиса как мощного канала интернет-маркетинга  связаны с использованием иной, ненавязчивой рекламы через создание сайтов-визиток, фотографий и проч. В 2010 году планируется ввести платные, коммерческие аккаунты с дополнительными услугами по оценке успешности продвижения в Твиттере тех или иных товаров и услуг – статистику, аналитику и обратную связь.

Твиттер как социальная сеть нового формата – яркий пример актуального тренда в развитии глобального коммуникативного процесса, связанного с ускорением, увеличением  и уплотнением киберпротезированных социальных взаимодействий. Как отмечал еще более десяти лет назад Р.Мюнх, «наука и жизни слились в единое целое, в научно-техническую революцию мирового информационного общества, которое везде создало одинаковые условия жизни и уничтожило последние остатки культурной дифференциации. Наука и техника – наша жизнь, жизненный мир. Другого жизненного мира более уже не существует»[xliii].

Культурная дифференциация между нациями и отдельными социальными стратами, пожалуй, остается, по-новому проявляясь в рамках глобального единообразия. Вот, например, согласно новейшим данным, доля пользователей из России внутри социальной сети Твиттер растет с динамикой добавления 0,1% в месяц; в начале ноября 2009 года она составляла 0,9% всей аудитории Твиттера, а в начале января – уже 1.1% [xliv].

Ежемесячно Твиттер посещает более четверти миллиона россиян, в том числе 50 тысяч новых пользователей. Такая динамика роста, безусловно, локальное  проявление глобальной тенденции к увеличению численности всемирной аудитории социальных сетей. А вот о чем  «щебечет» новомодный Твиттер по-русски и почему так торопится это делать – этого без обращения к нашей социально-культурной специфики, наверное, не разобрать.

 



[i] Strategy Analytics Statistics.  - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.strategyanalytics/com.

[ii] Russia Has World s Most Engaged Social Networking Audience. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.comscore/com.

[iii] Бокарев В. Виртуальные социальные сети как пространство для удовлетворения потребностей современной молодежи //Вопросы культурологии. – М., 2009. - №8. С. 59.

[iv] Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Twitter

[v] Сакоян А. Щебет с места событий. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru/analytics/2009/04/15/twittter/html

[vi] Баловсяк Н. 5 интернет-трендов 2009 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/5-internet-trendov-2009-goda

[vii] . The Continuing Growth of Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nevillehobbson.com/2008/02/21/the-counting-growth-of-twitter/

[viii] Аудитория Twitter растет на 5-10 тыс. человек в день.  – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2008/12/25/333359

[ix] Попсулин С. Аудитория  Twitter превысила 50 миллионов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/08/28/359581

[x] В Twitter насчитали 75 миллионов пользователей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b/ru/v-twitter-naschitali-75-mln-polzovatelej

[xi] . Соколова Е. Twitter рассчитывает заполучить  1миллиард пользователей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/twitter-rasschityvaet-zapolychit--mird-polzovatelej.htm

[xii] Аудитория Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://snresearch.ru/2009/09/twitter-audience/

[xiii] Мировое использование Twitter. – Режим доступа: http://webanalyticsbook.ru/news/mirovoe-ispolzovanie-twitter/

[xiv] Российский Twitter оказался в 650 раз меньше мирового. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2009/10/24/micro/

[xv] Микроблоггинг. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru/wikipedia.org/wiki/microblogging/

[xvi] Аудитория Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://snresearch.ru/2009/09/twitter-audience/

[xvii] Тарабанов А.Э. Масс-медиа и конструирование реальности: нарративы и ритуалы// Миссия интеллектуала в современном обществе: сборник статей под ред. Ю.Н.Солонина. – С-Пб.: издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2008. – С. 404.

[xviii] Аудитория Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://snresearch.ru/2009/09/twitter-audience/

[xix] Miller C.C. Who s Driving Twitter s Popularity? Not Teens// New-York Times. - August 26, 2009.

[xx] Miller C.C. Who s Driving Twitter s Popularity? Not Teens// New-York Times. - August 26, 2009.

[xxi] Аудитория Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://snresearch.ru/2009/09/twitter-audience/

[xxii] Miller C.C. Who s Driving Twitter s Popularity? Not Teens// New-York Times. - August 26, 2009.

[xxiii] Соколова Е. Twitter рассчитывает заполучить  1миллиард пользователей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/twitter-rasschityvaet-zapolychit--mird-polzovatelej.htm

[xxiv] Тарабанов А.Э. Масс-медиа и конструирование реальности: нарративы и ритуалы// Миссия интеллектуала в современном обществе: сборник статей под ред. Ю.Н.Солонина. – С-Пб.: издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2008. – С. 403.

[xxv] 14 способов использования Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/14-sposobov -ispolxovaniya -twitter/

[xxvi] 40% сообщений в Twitter бессмысленны. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.akado.ru/index.php?id=2499

[xxvii] Водянова Н.В. Самореализация личности в пространстве Интернета в контексте коммуникативной антропологии// Вестник Челябинского государственного университета, 2009. - №11 (149). Философия. Социология, Культурология. Вып.11. – С. 59.

[xxviii] Русские знаменитости в Твиттере: известные политики, бизнесмены, журналисты и музыканты. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.blogdog.ru/archives/51

[xxix] Дмитрий Медведев зашел в Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/news/2009/09/30/s1

[xxx] Сакоян А. Щебет с места событий. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru/analytics/2009/04/15/twittter/html

[xxxi] Журналисты устроят в Твиттере трансляцию избирательного процесса. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/zhurnalisty-ustroyat-v-twittere-translyaciyu-izbir...

[xxxii] Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Twitter

[xxxiii] Ссоры в Twitter становятся поводом для ареста. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/ssory-v-twitter-stanovyatsya-povodom-dlya-aresta/

[xxxiv] Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Twitter

[xxxv] Twitter поможет британским ученым отслеживать эпидемии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/twitter-pomozhet-britanskim -uchenym-otslezhiva.../

[xxxvi] Twitter. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Twitter

[xxxvii] Твиттер определил темы 2009 года. – [Электронный ресурс].

 – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/twitter-opredelil-temy-2009-goda/

[xxxviii] Новый формат социальных сетей: продвижение в микроблогах. Twitter, Facebook, Friendfeed, Twihoo. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiainternetweek.ru/news/212/

[xxxix] Twitter эффективнее рекламы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.web-type.ru/articles.php?id=311

[xl] Поклонники сети Twitter допущены на стартовую площадку шаттла «Атлантис». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.tw4b.ru/poklonniki-seti-twitter-dopushheny-startovuy/

[xli] Кроссовки Rambler сообщают в Twitter о каждом шаге владельца. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/krossovki-rambler-soobshhayut-v-twitter-o-kaz.../

[xlii] Соколова Е. Twitter рассчитывает заполучить  1миллиард пользователей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/twitter-rasschityvaet-zapolychit--mird-polzovatelej.htm

[xliii] Мюнх Р. Диалектика и динамика развития глобального информационного общества// Мюнх Р. Социология на пороге ХХI века. Новые направления исследований. – М., 1998. – С. 18.

[xliv] Twitter в Рунете обогнал по популярности порносайты. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tw4b.ru/twitter-v-runete-obognal-po-populyarnosti-pornosajty/


Вернуться назад