ИНТЕЛРОС > Государство-корпорация > Ярослав Бутаков. Выступление на заседании клуба «Красная площадь» 25 апреля 2006 г.

Ярослав Бутаков. Выступление на заседании клуба «Красная площадь» 25 апреля 2006 г.


24 января 2007

Выступление на заседании клуба «Красная площадь» 25 апреля 2006 г.

altБутаков . В материалах сегодняшнего Круглого стола термин «государство-корпорация» употребляется, по меньшей мере, в четырех разных смыслах.

Одним из первых в России его употребил Иван Ильин. Для него этот термин был равнозначен государству-нации в том смысле, в каком сегодня здесь об этом говорили.

Ильин пытался дать ответ на вопрос, что есть государство: корпорация или учреждение? Корпорацию он понимал как объединение, основанное на горизонтальных связях, на основе самоуправления, а учреждение - как объединение, основанное на вертикальных связях, на принципе опеки, как иерархия. В итоге, он пришел к компромиссному варианту, что государство тем крепче, чем по форме оно приближается к братской корпорации, а по духу к отеческому учреждению.

На самом деле, несмотря на расплывчатость формулы, это значимый идеал.

Еще одно идеальное значение термина «государство-корпорация» связано с поиском третьего пути между капитализмом и социализмом, который осуществлялся в некоторых странах Западной Европы в 20-30-е годы прошлого столетия: в Италии, Испании, Португалии, Австрии.

В данном случае, под корпорацией имелось в виду объединение в одной организации, с общими экономическими интересами, предпринимателей и наемных рабочих. То есть, такая модель предполагала ликвидацию классовых различий в рамках однотипного производства. Это еще одно понимание государства-корпорации.

В наше время этот термин стал использоваться в негативном смысле, для определения некоторых пугающих тенденций современности. Весьма антиутопическую картину нарисовал Вадим Цимбурский в своей работе «ЗАО «Россия», или корпорация утилизаторов «Россия». Примерно в том же духе совсем недавно выступил Андрей Илларионов. Он заявил, если помните, что интересы Российского государства подменены интересами узкой корпорации, выступающей от имени государства. Эту точку зрения многие разделяют, и не без оснований. Она основана на реальных фактах и тенденциях нашего времени.

Очевидно, что понятие «государство-корпорация» стало знаковым, и сейчас происходит осмысление этого термина, и многие пытаются определить ему место в обыденной системе координат «добро» - «зло».

То, как здесь рисовалось будущее человечества в виде господства корпораций – безусловное зло. Но вот можно ли признать, что это – наибольшее зло, из того, что нам грозит? Абсолютное ли это зло? Здесь прозвучала аналогия с 1917-м годом, когда массы людей, оказавшихся лишними, разрушили строившееся тогда капиталистическое общество. Нам говорят, что порядка 2 миллиардов человек, которые останутся вне процветающего мира корпораций, несут в себе потенциал разрушения этого мира, потенциал вселенского взрыва.

Фурсов . Ну, еще больше аналогия с переселением народов.

Бутаков . И не будет ли та самая сила, которая остановит этот процесс, восприниматься как еще большее зло по сравнению с тем относительным злом, которое представляет собой государство-корпорация в обрисованном сегодня смысле?

Фурсов. На самый последний вопрос я Вам отвечу описанием сцены из одной пьесы Дюренматта. Там германцы входят в Рим с транспарантами «Долой рабство, да здравствуют свобода и крепостное право!»

Теперь, что касается терминологии. Вот Вы говорите: «государство-корпорация». Я ни разу не употребил термин «государство-корпорация», я все время говорю о корпорации-государстве, потому что у государства-корпорации, у корпоративного государства может быть много типов. Может быть южнокорейский, муссолиниевский и так далее. Все это вариации нации-государства.

«Корпорация-государство» – это иной тип, это то, что идёт на смену нации-государству. Типов корпорации-государства может быть только один – это идеальный тип, так же как нация-государство. Корпорация-государство для меня — это государство, которое отбрасывает социальные и национальные характеристики, это принципиально иной тип по сравнению с нацией-государством в любой из его форм, включая корпоративное государство.

Что касается абсолютного зла и неабсолютного, я вообще не пользуюсь понятием «абсолютное зло», и даже не знаю, что такое абсолютное зло. То, что это зло, это понятно, но что такое абсолютное – у нас нет злометра. Об абсолютном зле можно говорить как о метафоре, приём довольно субъективный.


Вернуться назад