Имя:
Пароль:

Эталонное пространство будущего
На печать

Национальный центр философии и искусства «Большая Волхонка»
Просмотров: 6883

Концепция гуманитарного насыщения локального городского пространства

Миссия

Заявленная программа расширения ГМИИ им. А. С. Пушкина вызывает много вопросов не только у защитников архитектурного облика Москвы. Авторы предлагаемой концепции постарались суммировать их, упаковав вопросы и ответы на них в гуманитарную повестку дня для России – в проект, работающий на повышение привлекательности страны, национальных образа и стиля жизни, престижа отечественной науки, национальных духовных и культурных ценностей.

Цель

Местность, ныне именуемая Волхонкой, с середины XVIII века стала застраиваться дворянскими усадьбами. Толчок был дан почти годичным (1775) пребыванием в Москве Екатерины Великой, прибывшую в старую столицу на торжества по случаю заключения Кючук-Кайнарджирского мира. Резиденцией императрицы стала перестроенная для августейшей особы усадьба Голицыных (Волхонка, 14). Со временем на пространстве, заданным великолепным Домом Пашкова, выстроились усадьбы Волконских, Румянцева, Долгоруких, Апраксина, Шувалова, Лопухиных, Вяземских, Головиных, Голицыных, Глебовых…

В заново отстраиваемом после пожара 1812 года городе отслеживаются целенаправленные, планомерные усилия по превращению Волхонки в духовную и культурную доминанту Москвы. В 1837 году заложен Храм Христа Спасителя, в 1861 – сначала Румянцевский музей (в Доме Пашкова), затем Голицынский (Волхонка, 14). Строится картинная галерея Ефграфа Тюрина (снесена уже в наше время под строительство Музея А. Шилова). В 1898 году на месте Колымажного двора закладывается Музей изящных искусств им. Александра III, задуманный И. В. Цветаевым как образовательное учреждение нового типа (по его же определению – «учебно-вспомогательный и публичный музей»).

Волхонка становится плацдармом новых форм обучения. Во флигеле Голицынской усадьбы открывается училище живописи, ваяния и зодчества. Рядом, в доме 18, размещается 1-ая мужская гимназия – лучшее учебное заведение Москвы. В доме 16 располагается 5-я мужская гимназия. Открывается гимназия г-жи Кирпичниковой - первый в России опыт совместного обучения мальчиков и девочек. Чуть западнее располагается Александровское военное училище (известное по фильму Н. Михалкова «Сибирский цирюльник»).

С превращением Храма Христа Спасителя в открытый плавательный бассейн процесс замедлился, но не остановился. На Волхонке обосновались гуманитарные академические учреждения: Институт философии и Институт русского языка. Румянцевский музей слился с Музеем изящных искусств в ГМИИ им. А. С. Пушкина. На месте Александровского училища выросли здания Генерального штаба. А на месте гимназии г-жи Кирпичниковой возникла Библиотека естественных наук.

С возвращением Храма Христа Спасителя на своё место процесс пошел набирать обороты. К сегодняшнему дню район, именуемый Волхонкой, начинается от Пашкова дома (Библиотека им. В. И. Ленина) и представляет собой насыщенное духовное и культурное пространство, где в тесноте и обиде соседствуют: Музей Шилова, Музей Глазунова, ГМИИ им. Пушкина, Музей частных коллекций, Музей Рериха, Институт философии, Институт русского языка, Российский фонд культуры, Фотоцентр, Храм Христа Спасителя (вторая после Пашкова Дома доминанта района) и приближенный к Волхонке посредством Патриаршего моста Музей архитектуры и дизайна (Арт-Стрелка).

На этом пространстве ни на один день не затихает невидимая война мировоззрений, амбиций, поглощений и порубежных тяжб. Крупнейшим и самым активным игроком выступает ГМИИ им. А. С. Пушкина, заявивший масштабный проект развития музея. В этом международном проекте Институту философии и Институту русского языка места нет и не будет (что образует своего рода когнитивный диссонанс с именем Пушкина). Философия проекта ГМИИ сводится, по сути, к расширению демонстрационных площадей за счет соседей. Подобное стремление к единообразию вступает в вопиющее противоречие с основополагающими принципами обустройства современных культурных центров.

Храм Христа Спасителя, ГМИИ и Арт-стрелка притягивают три устойчивых притока посетителей в район Волхонки. Эти человеческие потоки – в силу разности интересов, отсутствия синкретичных объектов и неразвитости инфраструктуры культурного досуга – слабо взаимодействуют между собой, не задерживаясь на Волхонке и не «обживая» ее пространство. Синергического эффекта от взаимодействия различных культурных ориентаций, чрезвычайно важного для оживления культурного городского пространства, не возникает. В этом смысле современную Волхонку можно уподобить вокзалу, моментально пустеющему после отхода последнего поезда.

Трансформация пространства Волхонки в современный культурный центр с органичным, живым и дышащим духовным и культурным пространством, превращение Волхонки в национальный центр философии и искусства соответствует вызовам времени, государственным и национальным интересам России.

Обоснования

Мир усложняется, это объективный процесс. Сложному миру соответствует человек новой, усложненной формации. Вопреки данной очевидности реформы среднего и высшего образования, продвигаемые Минобром, ориентируются на приведение систем отечественного образования к глобальному стандарту за счет упрощения.

Уже сегодня Россия испытывает кадровый дефицит – недостаток высококлассных специалистов в экономике, науке, управлении. Завтра, когда последствия проводимых Министерством образования реформ станут ощутимыми, кадровый дефицит обернется кадровым голодом.

Схожие просчеты в системах образования США, Канады, Австралии в значительной мере разрешаются за счет привлечения высококлассных специалистов из третьих стран (Индии, Китая, России). Нам это не грозит – в том смысле, что в Россию высококлассные специалисты не едут. Для того, чтобы поменять ситуацию, следует улучшать не образ страны, как полагают иные специалисты по работе с симулякрами, а саму Россию.

Обучение элит отнюдь не случайно предполагает глубокое погружение в историю искусств, фундаментальные исторические познания, основательное знакомство с литературой и музыкой. Решение инновационных задач, сложнейших задач развития и управления требует осознанной работы с предельными основаниями, целями и смыслами, что невозможно без знания философии. Без качественной гуманитарной подготовки нет качественного человеческого материала. Без качественного человеческого материала любые реформы в России обречены.

Креатив, столь высоко ценимый в современном мире, возникает в цветущей сложности, а не в зияющей пустоте. Зияющая пустота вместо креатива выдает профанацию.

Убирая философию из триады «философия – искусство – наука», мы обрекаем людей на пассивное созерцание искусства, пассивное потребление культуры и статус обслуживающего персонала в науке. На выходе этой усеченной триады получаем не креативную личность, прошедшую духовное горнило национальной идентификации, а безликого потребителя.

Территория Большой Волхонки организуется для стимуляции активно-деятельностных механизмов познания на всём пространстве культурного центра.

Основы

От русских усадеб, сохранившихся в районе Волхонки, мощно и благостно веет русским духом. Можно, конечно, заслонить их интернациональными стекляшками (проект Форстера для ГМИИ), но тогда следует забыть про собственную доподлинность. Дело в том, что подготовить высококлассную элиту сложно, но – мало. Надо еще исхитриться и сделать так, чтобы она захотела жить и работать в России. Утечка мозгов – еще одна глобальная проблема, стоящая перед страной.

Совершенно очевидно, что проблема национальной идентификации, проблема патриотизма не имеет решения вне рамок гуманитарного образования. Без знания собственной истории национально мыслящий человек не складывается. Между тем история – это в первую очередь борьба идей во времени и в пространстве. Идеи – это епархия философии.

России нужна солидная прослойка нравственно устойчивых, всесторонне образованных, креативных, национально ориентированных личностей. Нужны национальные культурные центры наподобие парижского центра Жоржа Помпиду, повышающих привлекательность городской среды и исполняющих роль инкубаторов для людей, свободно ориентирующихся в сложном мире. Необходимо нарабатывать опыт реализации пилотных проектов по созданию высокоинтегрированных интеллектуальных сред, налаживать системы управления культурным развитием.

Район Большой Волхонки – идеальное пространство для реализации вышеперечисленных задач.

Главное звено

Основной подход представляется следующим: в пространстве, активно и целенаправленно осваиваемом ГМИИ им. А. С. Пушкина, Институт философии РАН должен стать не лишним, а крепёжным звеном.

Для этого концепция развития территории, отходящей и прилегающей к ГМИИ, должна быть переосмыслена: не механическое расширение демонстрационных площадей за счет существующего архитектурного ландшафта и академических институтов, а сбережение и реставрация всего архитектурного ансамбля Волхонки, создание на его основе комплексного пространства, вырабатывающего высокое культурное напряжение за счет разнообразия форм культурного воздействия, использования новейших технологий выработки и передачи знаний.

Со своей стороны, Институт философии, оставаясь в системе РАН, должен трансформироваться в научное учреждение открытого типа, не только задающее тон в философском осмыслении настоящего, но и модерирующее широкое обсуждение актуальных проблем бытия в общественном поле.

Готов ли Институт философии к такой «перезагрузке»? – Да, готов. Более того – он к ней приступил.

Тут необходимо отметить следующее. Институт философии занимается производством смыслов, то есть движущих сил и конечных целей всех видов человеческой деятельности. Без выявления, описания и закрепления смыслов никакая плодотворная человеческая деятельность невозможна. Ежегодно институтом проводятся более 100 различных научных форумов, постоянно работают около 30 теоретических семинаров. Только в прошлом (2010) году в различных отечественных и зарубежных издательствах опубликованы 1422 статьи сотрудников института, изданы 162 книги, 15 ежегодников и альманахов, 4 философских журнала. Это и популярная литература (тонкие книжки для массового читателя), и серьёзные философские труды (толстые книжки для избранных проводников и толкователей смыслов).

Это не рутина, а отработанная технология приращения культурного капитала страны, выявления и внедрения смыслов, формирования мыслящих личностей, стратегий и культурных моделей.

Другим аспектом деятельности института является распространение знаний.

На сегодняшний день ИФ РАН является центральным учреждением страны, занимающимся реформированием философского образования, внедрением инновационных подходов, созданием новых образовательных стандартов, программ и учебных пособий в области философских наук. На базе института созданы факультеты философии и политологии, отделение востоковедения Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН). Здесь осуществляется уникальная, практически штучная подготовка студентов и аспирантов, а также переподготовка преподавателей философии из вузов России и стран СНГ.

Таким образом, существование и деятельность Института философии отвечает потребностям и интересам государства Российского, а развитие и обновление института должно рассматриваться как одно из необходимых условий реализации заявленного Президентом России курса на модернизацию страны и инновационные приоритеты развития.

При условии, разумеется, что реализация заявленного курса не будет целиком и полностью возложена на иностранных специалистов.

Стратегия обновления

Стратегия развития и обновления Института философии РАН предусматривает:

а) усиление образовательной компоненты;

б) реализацию комплексной программы «Новое публичное позиционирование философии»;

в) освоение новой проблематики, внедрение новых форматов деятельности, диктуемых информатизацией общества;

г) реструктуризацию кадров.

Факультет Свободных Искусств

На базе института (совместно с ГАУГН) планируется создание Факультета Свободных Искусств – образовательного учреждения, утверждающего новый гуманитарные стандарты высшего образования. Актуальность прочной философской основы в подготовке гуманитариев подтверждается удручающим выпадением нравственной компоненты из образовательного процесса, очевидным дефицитом высокообразованных, креативных, национально ориентированных управленческих кадров. Успешный опыт Московского методологического кружка и Школы культурной политики П. Щедровицкого, давших стране сотни успешно работающих управленцев, свидетельствует о том же: навыки систематизации, онтологического видения и рефлексии помогают людям свободно ориентироваться в изменчивом, усложняющемся мире.

Факультет Свободных Искусств предполагает три формата обучения: высшее образование, курсы повышения квалификации для управленческих кадров и персональное гуманитарное образование для СЕО.

Контингент ФСИ и ГАУГН станет одной из доминант, формирующих атмосферу человеческих контактов и взаимоотношений в районе Большой Волхонки.

«Красный зал»

Комплексная программа «Новое публичное позиционирование философии» предусматривает последовательный ряд практических действий по превращению ИФ РАН в модератора профессионального обсуждения философских аспектов самых актуальных проблем бытия в общедоступных информационных полях.

В рамках программы подготовлен проект коммуникативной площадки «Красный зал», предусматривающий создание в стенах института философии полифункционального пространства, в котором, помимо академических форм работы, будут широко использоваться аудиторные и сетевые мультимедийные технологии (как вспомогательные инструменты интеллектуальной деятельности). «Красный зал» - идеальное пространство публичных лекций, гуманитарных экспертиз, слушаний и дискуссий, способное обеспечить прозрачное сотрудничество ИФ РАН с различными общественными, государственными и международными институциями, направленное на решение философски значимых проблем современности, и обещающее стать одной из привлекательнейших гуманитарных площадок Москвы.

Философский клуб

В стенах института будет возрожден Философский клуб, в новом качестве развивающий традиции экспертно-философского сообщества «Красная площадь». На базе клуба возможно расширение кадрового пространства путем создания рабочих групп вне штатного расписания института (молекулярные кадровые структуры) для решения конкретных аналитических, экспертных, теоретических и иных задач.

Кроме того, перспективным представляется создание на базе клуба Центра комплексных исследований – аналитического сообщества социо-гуманитарных экспертов и специалистов Генштаба. Компетенции ЦКИ – изучение проблемы сложности природных, биологических, технических и социальных систем (хаосо-сложность, критичность, самоорганизация, эффективные действия в условиях крайней нестабильности), борьба за доминирование без применения конвенциональных боевых средств, онтологические основания знания и действия в ситуации неопределенности.

Эффективность и целесообразность подобных неправительственных исследовательских центров доказана мировым опытом.

Новые форматы деятельности

Следующим направлением стратегии развития и обновления Института философии является освоение новой проблематики и внедрение новых форматов деятельности, диктуемых информационным характером современного общества. Усилия будут сосредоточены на осмыслении проблем интеллектуальной собственности, мобильных технологий, биоэтики, работы с будущим, на захвате смыслового пространства в Интернете (работа с Wikipedia, в социальных сетях, в формате Twitter, перенос на современные носители, в том числе на платформу iPad, толстых философских журналов), на повышении интенсивности академической деятельности через вывод ее в публичное (и виртуальное) пространство диспутов, лекций 2.0, семинаров, баркемпа, тренингов, игр и т.д.

Работа с будущим, которое становится не абстрактным предвидением, а результатом конкретных действий, требует качественного анализа и сценирования неопределенных и неточных материй. Форматы такой работы идут на стыке философии и искусства, что в очередной раз подтверждает органичность соседства Института философии и ГМИИ не только для прошлого и настоящего времени, но на будущее.

Не случайно и тесное соседство с Храмом Христа Спасителя. Связи ИФ РАН с духовными, богословскими и образовательными центрами Русской православной церкви – и не только РПЦ – с каждым годом становятся глубже и разнообразнее. Теологическая проблематика расширяется и в самом институте, что в перспективе – и при посредничестве новейших технологий распространения знания – обещает кратное расширение аудитории за счет миллионов активно верующих во всем мире.

Новые технологии не отменяют философию. Они привносят в нее дух эксперимента – живой дух новизны, азарта и озорства, свойственный настоящей науке (и настоящему искусству) во все времена от Платона до Эйнштейна.

Работа с кадрами

Реструктуризация кадров предполагает:

- расширение кадрового пространства за счет развития системы «молекулярных» исследовательских коллективов,

- картографирование (через рейтингование) интеллектуального пространства России,

- введение конкурсной системы в принципы кадровой политики и процедуру аттестации научных кадров;

- ежегодный конкурс лучших исследований и произведений в области философско-гуманитарной мысли.

Комплексное решение по Большой Волхонке

Одновременно с обновлением ИФ РАН должны быть внесены коррективы в концепцию развития ГМИИ им. А. С. Пушкина, принятую еще в 90-е годы. Ведущие мировые музеи за эти годы от формата «работающих музеев» перешли к формату музеев как открытых культурных пространств и в настоящее время осваивают формат музея как пространства социального сотворчества.

В этом смысле достаточно сравнить сайт ГМИИ с сайтами ведущих музеев мира, чтобы понять, насколько прочно он застрял в прошлом веке.

Видится некоторая ирония судьбы в том, что основоположник Музея изящных искусств – Иван Владимирович Цветаев – задумывал его именно как «учебно-вспомогательный и публичный музей»; таким образом, изначальная концепция ГМИИ лет на сто опережала свое время.

Современные тенденции Patricipatory Museum поощряют и стимулируют трансформацию пассивно-созерцательной формы восприятия в активно-деятельностную, создавая целостное пространство сотворчества посетителей и музея; полноценно описывают и открывают возможности широкого обсуждения своих коллекций в интернете; активно расширяют экспозицию за пределы своих стен. Формат Музея 2.0 можно назвать Музеем Участия: он делает музей актуальным и современным, открытым и понятным для нового поколения.

Таким образом, проблемы, стоящие перед ГМИИ, во многом аналогичны проблемам ИФ РАН; логично предположить, что решать их легче координировано и в комплексе, в неразрывной целостности пространства Большой Волхонки.

Поэтапно сюда же, к комплексному решению проблем Большой Волхонки, следует подтянуть обновление Института русского языка РАН (Волхонка, 18), проблемы которого во многом аналогичны проблемам, стоящим перед Институтом философии РАН.

И тогда незримая пентаграмма главных объектов Большой Волхонки – ГМИИ, Институт философии, Храм Христа Спасителя, Институт русского языка и Генштаб – будет полностью структурирована и обретет законченный функционал: вижу, мыслю, верую, говорю, действую.

Культурный реактор

Преобразование Института философии в открытое, активно функционирующее научное и смысловое звено пространства Большой Волхонки добавляет к трем основным посетительским потокам района четвертый – образовательный. Отличие данного потока от трёх основных (перечисленных в разделе «Цель») состоит не только в преобладании активно-деятельностного начала, но и в синкретике мировосприятия, диктуемой философской основой: искусство, религия, историко-архитектурный ландшафт Волхонки воспринимаются четвертым контингентом не по отдельности, а в гармонической целостности. Для четвертого контингента район Большой Волхонки становится не проходным местом, а средой обитания. Для того, чтобы этот контингент «осел» в районе Волхонки, должна быть создана развитая инфраструктура коммуникативных площадок, небольших уютных кафе с продуманным ценовым разбросом, сеть книжных магазинов-клубов философской и искусствоведческой тематики. Продуманное пространственное решение поможет избежать столкновения интересов: ГМИИ создает под землей инфраструктуру общепита для посетителей, а на поверхности, в реконструируемых зданиях и дворовых постройках, развивается сеть досуговых, коммуникативных и арт-площадок.

Синкретический характер мировосприятия, свойственный четвертому контингенту, неизбежно вовлечет в его орбиту самую активную часть посетителей из первого, второго и третьего потоков. Таким образом, создается человеческий водоворот, затягивающий посетителей всех объектов Большой Волхонки в горнило культурной трансформации – своего рода культурный реактор, в котором многообразие культурных запросов и интересов, их столкновения, игра и синтез порождают синергический эффект, полифонию мультикультурного взаимодействия и – нового человека, обживающего сложный, но привлекательный мир.

Для того, чтобы этот реактор включился и заработал, по району Большой Волхонки должен быть разработан и принят комплекс градостроительных и логистических решений. В частности, представляется уместным заменить сплошную ограду вокруг усадьбы Вяземского (Б. Знаменский 3/5 стр. 1) кованой решеткой, открыв прилегающий к усадьбе парк для всеобщего обозрения и всеобщего доступа (в настоящее время в особняке располагается Международный центр Рерихов). Столь же уместным представляется перенос замечательного архитектурного памятника «Правительственная бензоколонка» в более органичную для него архитектурную среду (например, «Дома на набережной» или конструктивистского «Гаража»). Флигель усадьбы Голицыных (Волхонка 14), в котором сегодня располагается выставка американского искусства из коллекции ГМИИ, логично было бы предоставить под демонстрационный зал концептуального искусства (учитывая тесные связи этого жанра с современными течениями в философии). А между академией И. Глазунова и Храмом Христа Спасителя должна быть обустроена пешеходная зона (от Патриаршьего моста к Институту философии).

Следует заново просчитать функционал подземного пространства, заявленного в проекте развития ГМИИ как подземная автостоянка. На сегодняшний день очевидно, что во избежание транспортного коллапса в Москве использование личного автотранспорта для посещения культурных центров в пределах Садового, а тем более Бульварного кольца следует не поощрять, а ограничивать. Между тем в Москве, климат которой сильно отличается от климата Парижа, Лондона, Нью-Йорка и Токио, катастрофически не хватает «открытых публичных площадок закрытого типа» - коммуникативного пространства, защищенного от холода, при этом исполняющего функции европейских площадей. Территории, заявленной под подземную автостоянку ГМИИ, вполне хватило бы для создания подземной городской площади.

Уместным также представляется переименование станции метро «Кропоткинская» в «Волхонку».

Конструирование национального культурного центра философии и искусства, просчет функционала смысловых центров и логистики должны быть подчинены главной цели: созданию привлекательной для москвичей и гостей столицы локальной городской среды с высокой облагораживающей – культурной, образовательной, смысловой – компонентой, преобразованию «среды посещения» в высокоинтегрированную интеллектуальную «среду обитания», способную стать новым лицом столицы, своего рода визитной карточкой Москвы и России.

Авторский коллектив

Координатор проекта:

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Административный директор проекта:

Комаров Максим Сергеевич

Научный руководитель:

Неклесса Александр Иванович

Разработчики:

Гер Эргали Эргалиевич

Парамонов Андрей Альбертович

Песков Дмитрий Николаевич

Пляскин Александр Валерьевич