Имя:
Пароль:

На печать

Михаил Титаренко. Трехстороннее сотрудничество в формате «Россия-Китай-Индия». Доклад на круглом столе «Многополярный мир в условиях глобализации» 10 апреля 2007 г.

altВ последние годы среди различных направлений российской внешней политики все большее развитие получает продвижение трехстороннего сотрудничества между РФ, Индией и Китаем.. Так, в ходе индийско-российских переговоров в Дели в январе 2007 г., встреч в Москве в марте 2007 г. между Президентом РФ и Председателем КНР стороны, как это неоднократно имело место в последнее время, дали позитивную оценку перспективам трехстороннего взаимодействия этих трех крупнейших государств Евразии.

Как известно, точкой отсчета при анализе проблематики, связанной с трехсторонним форматом сотрудничества России, Индии и Китая, на долю которых суммарно приходится 40 % общего населения планеты, пятая часть мировой суши, и около 10 % мирового валового продукта, принято считать декабрь 1998 г.  Именно тогда Е. Примаков в ходе своего визита в Дели в качестве главы российского правительства впервые публично огласил инициативу о российско-индийско-китайском взаимодействии. Встреченная поначалу довольно прохладно – причем не только в Индии и КНР, но в достаточно широких кругах российского экспертного сообщества – идея, тем не менее, не была забыта, подверглась дальнейшему осмыслению. Более того, в той же Индии на весьма высоком уровне о ней вспомнили вновь - в связи с односторонней военной акцией США на Балканах. В 2001 г. по инициативе российской стороны, представленной Институтом Дальнего Востока РАН, состоялась первая трехсторонняя конференция ученых России, Индии и Китая, примечательной стороной которой стало участие в ней видных отставных дипломатов в составе каждой из делегаций. Конференции впоследствии стали проходить ежегодно, последовательно в каждой из столиц трех государств. Их значение проявилось в двух измерениях: во-первых, они, особенно на первых порах, стали, по сути, неофициальной переговорной дорожкой, во-вторых, превратились в авторитетный научный форум, который вносит свой вклад в поиск путей перехода трехстороннего сотрудничества от концептуальной идеи к практическим делам.

Развитие событий последних лет позволяет говорить о том, что такой поиск начинает приносит первые результаты. Определяются перспективные сферы взаимодействия, нащупываются его механизмы. С 2002 г. регулярно встречаются министры иностранных дел трех стран (к весне 2007 г. прошло 6 таких встреч). В 2006 г. прошла первая встреча высших руководителей России, Китая и Индии. В 2007 г. намечается проведение трехстороннего форума представителей деловых кругов, с инициативой которого выступила Индия.

Как неоднократно подчеркивали официальные представители трех стран трехстороннее взаимодействие не является некой «осью» или союзом , не направлено против третьих стран. С участием России, Китая и Индии строится в чем-то необычная структура – внеблоковая структура многостороннего гибкого партнерства стратегического характера, нацеленная на умножение усилий (а значит – и искомого результата) в отстаивание общих или сходных внешнеполитических приоритетов; структура, направленная на прагматичное взаимодействие и сотрудничество в торгово-промышленной, научно-технической, культурно-гуманитарной и других областях в интересах наиболее динамичного развития социально-экономических комплексов каждой из стран.

Процессы внутри складывающейся структуры взаимодействия свидетельствуют об их пусть не слишком резкой, но вполне очевидной динамике по восходящей. В пользу этого тезиса говорят следующие обстоятельства.

1. Китайско-индийская составляющая, еще недавно справедливо признававшаяся слабым звеном, которое делала уязвимой систему в целом, существенно укрепилась, причем развитие отношений между Пекином и Дели (так же, как, впрочем, и отношения Москвы с Пекином и Дели) носит неуклонный и нарастающий характер. Прорывными в этом смысле явились упоминавшиеся выше китайско-индийские саммиты 2003 - 2005 гг., итоги которых были восприняты как нормализация резко подорванных четыре десятилетия назад двусторонних отношений. При этом главный результат апрельского (2005 г.) визита в Дели Премьера Госсовета КНР – объявление об установлении между двумя странами отношений стратегического партнерства, стал свидетельством перехода этих отношений в более высокое качественное состояние, сообразное уровню российско-китайских и российско-индийских отношений. В то же время, параллельно с высокими темпами общего развития Индии, ростом ее международного авторитета, Дели, похоже, избавился от комплекса «младшего среди равных». Не случайно, Россия и Китай поддерживают Индию как сильного кандидата на место постоянного члена СБ ООН в его планируемого реформирования. Все три страны воспринимают себя, друг друга как крупные субъекты международных отношений, имеющие серьезный внешнеполитический вес и, в целом, также воспринимаются извне. В этом смысле система приняла более сбалансированный, чем прежде характер, что повышает продуктивность ведущегося диалога.

2. Претерпело изменение восприятие участниками системы «американского фактора». В противовес упрощенно-вульгарной трактовке трехстороннего сотрудничества как намерения «дружить против США» (в ряде случаев носящей сознательно провокационный характер) в ответственном политическом и научном кругу выработан достаточно четкий подход, согласно которому такое сотрудничество не направлено против третьих стран. И Москва, и Пекин, и Дели исходят из того, что нарушение партнерского алгоритма в отношениях с Вашингтоном на фоне заинтересованности каждой из трех стран в развитии конструктивных связей с США в различных областях, по меньшей мере, контрпродуктивно.

Вместе с тем, среди трех стран существует понимание, что уже не раз имевшие в мире место вызовы фундаментальным принципам международного права делают актуальной координацию мер по недопущению акций такого рода, откуда бы они ни исходили. Если подобного рода вызовы исходят из США (Югославия, Ирак), то формат согласованных, неконфронтационных усилий трех стран по убеждению американских партнеров вернуться в русло соблюдения Устава ООН способен, по меньшей мере, поднять эффективность таких действий.

Опора на конструктивизм в сочетании с объективной оценкой международного курса США (доктрина «Большой Центральной Азии», активность на южно-азиатском субконтиненте с намерением повлиять на формирование внешней политики Индии) при отказе от конфронтации – такой подход к взаимоотношениям с США можно считать утвердившимся в системе трехстороннего взаимодействия. Система воспринимается ныне ее участниками (и другими ответственными наблюдателями извне) как самодостаточная структура, не зависящая в драматической степени от влияния внешних факторов. Показательное замечание на этот счет, имея в виду перспективу участия Индии в трехсторонних экономических проектах, сделал недавно видный индийский дипломат М.К.Бадракумар: «Обосновано преподнести идею трехстороннего сотрудничества с Китаем и Россией, исходя из геополитики и многополярности в глобальном контексте, совсем не трудно. Но сегодня в этом просто нет необходимости».

3. Новым моментом последних лет стало выдвижение идеи трехстороннего сотрудничества в сферу «официального внимания» высшего руководства трех стран; целесообразность, благоприятные перспективы системы трехстороннего взаимодействия, первые практические результаты рассматриваются ныне на официальном, в том числе высшем государственном уровне.

На эту тему неоднократно высказывался Президент РФ. Во время визита в апреле 2005 г. в Индию заявление в поддержку взаимодействия трех стран сделал Премьер Госсовета КНР. Разделы, где говорится о высокой оценке трехстороннего сотрудничества, о направлениях его дальнейшего развития, и скорейшем создании его механизмов содержатся в целом ряде российско-индийских и российско-китайских документов. Наконец, впервые трехсторонняя встреча в формате «Россия-Китай-Индия» состоялась на высшем уровне, которая летом 2006 г. прошла на полях саммита « Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. В ходе встречи Председатель КНР, Президент России и Премьер-министр Индии были едины в позитивной оценке трехстороннего сотрудничества. Как отмечалось во время обмена мнениями, укрепление такого сотрудничества служит решению мировых и региональных проблем и делу углубления дружественных отношений, способно внести свой вклад в обеспечение мира и стабильности в АТР и на планете в целом, содействует и стимулирует экономическое развитие трех стран. Председатель КНР призвал полностью использовать механизм встреч руководителей внешнеполитических ведомств трех стран для продвижения делового сотрудничества по всем направлениям, активизировать координацию позиций по международным и региональным проблемам. По словам премьер министра Индии, стороны уделили особое внимание перспективам трехстороннего взаимодействия в ряде экономических сфер, включая энергетику, гражданскую авиацию, биотехнологии, информационные технологии, фармацевтику и финансы.

4. Безусловно, новым явлением в системе стало включение Индии в число участников Шанхайской организации сотрудничества в статусе наблюдателя. В этом качестве Индия в октябре 2005 г. впервые приняла участи в очередном заседании Совета глав правительств ШОС в Москве.

Площадка ШОС уже не один год рассматривалась как перспективное направление расширения российско-китайско-индийского взаимодействия. С подключением к работе организации Индии возникает возможность более частых, а значит, и более результативных контактов представителей трех стран, в частности, по проблемам борьбы с терроризмом, многосторонних экономических проектов.

5. В рамках становления трехстороннего сотрудничества все более осознанной становится необходимость не только определения перспективных направлений взаимодействия (торгово-экономическая кооперация, научно-технические связи, космос, медицина, культура), но и согласования конкретных проектов, которыми занялись бы практические специалисты в данных областях, в том числе деловое сообщество трех стран. Особое внимание при этом привлекает сфера энергетического сотрудничества. По мнению экспертов, в последнее время, особенно после принятия российско-китайских договоренностей о сооружении линий газопроводов из России в Китай и о начале работ по непосредственному строительству первого участка нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан, перспективы появления реальных аналогичных проектов с участием Индии возрастают. В этой связи возможен новый импульс идее сооружения газо-нефтепроводного маршрута, который так или иначе был бы способен в перспективе объединить трубопроводные системы России, Китая и Индии.

6. Проведение ежегодных конференций политологов, регулярные встречи министров иностранных дел, возможности появляющиеся в связи с работой индийских представителей в ШОС, перспектива встреч представителей бизнес-сообщества трех стран, выход трехстороннего диалога на уровень высших руководителей трех стран – все это свидетельствует о том, что предпринимаются шаги в направлении институализации трехстороннего сотрудничества. Как подчеркивается в Совместной российско-китайской Декларации от 21 марта 2006 г. «стороны высказываются за скорейшее создание механизма трехстороннего сотрудничества в формате Россия – Китай – Индия, считая, что это содействует более полной реализации их возможностей в экономическом развитии, а также укрепляет международные усилия по противодействию новым угрозам и вызовам». Важнейшим институализационным элементом в процессе становления сотрудничества, явился, безусловно, перевод института ежегодных встреч министров иностранных дел трех стран из разряда переговоров в кулуарах тех или иных форумов в статус заседаний, имеющих самостоятельный характер, заранее подготовленную и согласованную повестку дня. Первой такой встречей стала встреча С.Лаврова, Ли Чжаосина и Н.Сингха 2 июня 2005 г. во Владивостоке. По итогам заседания впервые был принят общий документ - Совместное коммюнике, в котором отражены сходные оценки международных проблем, намерение сотрудничать в ряде хозяйственных сфер, дана в этой связи высокая оценка индийской инициативе о проведении в Дели встречи бизнесменов трех стран. В том же 2005 г. министры встретились еще раз на сессии ГА ООН, а в феврале 2007 г. в Дели была проведена их вторая отдельная встреча. В совместном коммюнике коммюнике по ее итогам дана высокая оценка результатам трехстороннего саммита в Санкт-Петербурге, отмечены укрепление взаимопонимания и доверия в отношениях между тремя странами, их готовность продолжать консультации для содействия достижению целей общих целей в области развития, а также обеспечения мира, безопасности и стабильности в регионе и во всем мире. Министры подчеркнули решительную приверженность Индии, России и Китая многосторонней дипломатии, необходимость сохранения в современном мире разнообразия культур и цивилизаций, а также высказались в пользу ООН как важного инструмента демократизации международных отношений и формирования все более многополярного мирового порядка, который будет основываться на принципах равенства больших и малых наций. При этом стороны подчеркнули важность реформ в ООН в целях более эффективного реагирования на множество вызовов современного мира, в контексте чего министры иностранных дел Китая и России подтвердили, что их страны с пониманием и поддержкой относятся к стремлению Индии играть более важную роль в Организации Объединенных Наций. Помимо этого КНР и РФ, приветствуя вступление Индии в ШОС в качестве будут активно содействовать скорейшей реализации такого вклада Индии в работу этой организации, который отвечал бы всеобщим интересам. Стороны договорились также координировать действия по устранению всех факторов, создающих питательную среду для международного терроризма, включая его финансирование, незаконный оборот наркотиков и транснациональную организованную преступность, уделили особое внимание большому потенциалу трехстороннего сотрудничества и взаимодействия в экономической сфере, вновь отметив такие области, как энергетика, транспортная инфраструктура, здравоохранение, высокие технологии, включая информационные технологии и биотехнологию. Министры договорились взять под контроль процесс подготовки трехстороннего форума деловых кругов, обеспечив его проведение в течение 2007 г., а также приняли решению провести свою следующую встречу в Китае.

Перечисленные обстоятельства позволяют говорить о позитивных перспективах трехстороннего взаимодействия. Ясно, что успех на этом пути не придет автоматически. Но для его достижения имеются хорошие заделы и основания. Как отметил в феврале 2007 г. заместитель министра иностранных дел РФ В.Лосюков, «по единодушному мнению всех участников трехстороннего процесса, взаимодействие между нашими странами, базирующееся на общности подходов к основополагающим вопросам мирового развития, заинтересованности в том, чтобы совместными усилиями способствовать повышению благосостояния наших народов, является весомым фактором обеспечения поступательного социально-экономического развития России, Индии и Китая, эффективного участия трех государств в построении нового, более демократического и справедливого миропорядка.