Имя:
Пароль:

На печать

Герман Греф. Прогноз социально-экономического развития страны на 2008-2010 гг. Выступление на заседании Правительства Российской Федерации 19 апреля 2007 г.

altУважаемый Михаил Ефимович, уважаемые участники заседания!

На ваше рассмотрение представляется прогноз социально-экономического развития страны на 2008 - 2010 годы и предельные уровни цен и тарифов на продукцию естественных монополий.

Сразу хотел бы отметить две особенности этого прогноза.

Во-первых, прогноз представляет собой, по сути, комплексную оценку среднесрочного эффекта всех действий Правительства по повышению жизненного уровня россиян и модернизации экономики. В этом смысле, второй вариант – это нормативный прогноз, описывающий условия сохранения высоких темпов роста при целевых параметрах инфляции.

Во-вторых, на его основе впервые разрабатывается трехлетний бюджет. Это предъявляет особые требования и к качеству прогнозирования, и к оценке рисков недостижения прогнозируемых параметров.

1. Основные тенденции 2007 года

Начать бы хотел с краткого обзора тех тенденций, которые сложились на старте 2007 года и которые с высокой вероятностью сформируют общую картину года.

Основная характеристика первого квартала – новая волна ускорения экономического роста. ВВП, по предварительной оценке, вырос по отношению к январю-марту прошлого года на 7,9%. А в целом, по итогам 2007 года оценка роста ВВП повышена до 6,5% против прежней оценки при рассмотрении сценарных условий в 6,2%.

Итог работы промышленности за первый квартал составил 8,4%, что разительно отличается от ее вялой прошлогодней динамики – 3% за январь-март. Основной вклад в ускорение промышленного подъема внесли обрабатывающие отрасли ( 14,5% против 2,8%) – рост выпуска транспортных средств ( 16,4% против 3,2%), машин и оборудования ( 26%), бытовой электроники ( телевизоры – 47,9%), пищевых продуктов ( 13,7% против 3%) и текстильного и швейного производства ( 10,8%).

Замечу, что ускорение экономической динамики, пожалуй, впервые за последние годы, произошло на фоне тренда снижения мировых цен на нефть.

Цена на нефть марки «Юралс» снизилась с 58 долларов за баррель в конце прошлого года до 54 долларов в среднем за январь-март. Ее скачок в апреле до 65 долларов за баррель из-за обострения ситуации вокруг Ирана, на наш взгляд, пока не дает основания менять сценарные условия. Мы ожидаем, что при отсутствии эскалации военно-политического конфликта на ближнем и среднем Востоке, средняя цена на нефть «Юралс» составит в 2007 году 55 долларов за баррель и понизится к 2010 году до 50 долларов.

Конечно, определенное влияние на позитивные результаты первого квартала оказали и теплая зима, и эффект низкой базы прошлого года. Однако это не может полностью объяснить наблюдающееся ускорение роста. Основная причина – возросшая предпринимательская активность российских компаний в условиях усилившейся конкуренции и улучшения инвестиционного климата. Этот вывод в целом подтверждают основные макроэкономические тенденции, которые складываются в текущем году.

Первая тенденция – беспрецедентный рост инвестиций в основной капитал, составивший 20,1% против 5,7% за первый квартал 2006 года. Значительно возросло жилищное строительство. В первом квартале, по оценке, введено 9,5 млн. м2 жилья – на 51 % больше прошлогоднего уровня. ( Правда во многом это объясняется провалом в первом квартале прошлого года).

О позитивных сдвигах в сфере инвестиций свидетельствует интенсивный приток капитала из-за рубежа, в том числе в форме заимствований российских компаний. Он достиг 43,8 млрд. долларов против 18,7 млрд. долларов в первом квартале 2006 года. Нелегальный вывоз капитала из страны, составлявший «конкуренцию» инвестициям, уменьшился в три раза - до 2,8 млрд. долларов против 9 млрд. долларов годом ранее.

Приток капитала, хорошие макроэкономические и отраслевые показатели экономики обеспечили рост капитализации российских компаний. Фондовый индекс РТС превысил 2000 пунктов, а капитализация достигла 94% ВВП.

Отмеченные факторы позволили увеличить прогнозную оценку роста инвестиций за 2007 год до 12,8% против 12,4% в сценарных условиях.

Вторая тенденция – сохранение высокого темпа роста потребительского спроса, опирающегося на ускорение роста заработной платы и других доходов населения.

Оборот розничной торговли вырос за первый квартал на 13,6%, что на треть выше показателей прошлого года. При этом реальные доходы населения также увеличились на 13% против 7% в прошлом.

В основе увеличения потребления лежит рост реальной заработной платы, динамика которого составила в первом квартале 18,4% - почти вдвое больше, чем год назад (первый квартал 2007 года – 10,3%). Эта тенденция уже вызывает беспокойство. Недостаток квалифицированной рабочей силы, с одной стороны, и приток нефтяных доходов, с другой, ведут к тому, что прирост заработной платы резко, более чем в два раза, опережает увеличение производительности труда. Причем этот разрыв даже увеличивается. Это усиливает риски и инфляции, и замедления роста.

Третья тенденция, на которую хотел бы обратить особое внимание - ускорение роста импорта. Его динамика бьет все рекорды. За первый квартал прирост импорта в стоимостном выражении составил 35,8% - в 4,5 раза больше прироста ВВП. Это, безусловно, является индикатором того, что повышение конкурентоспособности российских компаний пока отстает от темпов, задаваемых требованиями конкуренции и открытия рынков. И это – одна из главных проблем, с которыми сталкивается сегодня российская экономика.

Рост импорта, как известно, стимулируется укреплением рубля. За первый квартал реальный эффективный курс укрепился на 2,6% ( к декабрю 2006 года). Это, конечно, существенно меньше, чем за январь-март прошлого года (6,2%), но все же это уже половина от намеченного на этот год ориентира - 5,1%.

Четвертая тенденция – снижение инфляции. Как известно, в первом квартале мы достигли впечатляющего успеха. Накопленный с начала года индекс инфляции составил 3,4% против 5,0% в январе-марте прошлого года. Это придает уверенность, что по итогам года удастся вписаться в целевую вилку – 7-8%.

Однако не следует обольщаться, что эта цель будет достигнута автоматически. Первая половина апреля показала, что инфляция за месяц может составить 0,6-0,8% (рост цен с 1 по 16 апреля составил 0,3%), что выше роста цен в апреле прошлого года (0,4%). Сохраняется сильное давление на внутренние цены со стороны внешнеэкономических факторов – теперь все больше в связи с притоком капитала из-за рубежа.

Из-за устойчивого роста импорта торговое сальдо в первом квартале понизилось до 27,9 млрд. долларов против 36,4 млрд. долларов в январе-марте 2006 года. Однако рост валютных резервов не остановился. За первый квартал они выросли на 32,9 млрд. долларов и достигли нового пика в 339 млрд. долларов. Причина – чистый приток капитала из-за рубежа в частный сектор, составивший 13 млрд. долларов (первый квартал 2006 года – отток в объеме 6,3 млрд. долларов).

Увеличившийся чистый приток капитала не позволяет пока отказаться от применения инструментов стерилизации. Но, как показал опыт прошлого года, для того, чтобы достичь успеха, нужно задействовать весь комплекс антиинфляционных факторов. Назову основные - это замедление скорости обращения денег вследствие повышения спроса на деньги в российской экономике, укрепление доверия к рублю, а также усиление конкуренции на рынках и сдерживание государством роста тарифов естественных монополий и ЖКХ.

И, наконец, пятая тенденция – замедление роста экспорта. Впервые за последнее время рост экспорта (5,3% за первый квартал, по оценке Минэкономразвития) стал ниже относительно роста ВВП.

Это – сигнал того, что сегодняшняя модель экономического роста, базирующаяся на экспорте углеводородов и сырьевых товаров, подошла к пределам своих возможностей. И, соответственно, нуждается в капитальном ремонте.

Общий ВЫВОД, который, на мой взгляд, необходимо сделать из первых, пока предварительных, итогов 2007 года, состоит в следующем.

Благодаря активной политике, созданию рыночных институтов и, в том числе, усиливающейся конкуренции на рынках, создана хорошая база для сохранения относительно высоких темпов роста и в последующие годы. Эта база состоит, прежде всего, в предпринимательской активности. Бизнес нам начинает верить – свидетельством тому является бурный инвестиционный рост.

Но при этом очень четко просматриваются риски и ограничения. Отмечу три из них.

Во-первых, это недостаточность возможностей наращивания конкурентоспособности российских компаний. Об этом свидетельствует запредельная динамика импорта на фоне весьма скромных, пока, достижений по увеличению экспорта. Содействие инновациям и, одновременно, побуждение компаний к активности, выходит сейчас на первый план как императив сохранения высокой динамики роста.

Во-вторых, это недостаточная эффективность человеческого капитала и темпов роста производительности труда. Особенно это ограничение становится критическим при наметившемся в ряде отраслей дефиците квалифицированных кадров. Это вопрос, с одной стороны, профессионального образования, с другой, структурных изменений на рынке труда, направленных на эффективное использование человеческого потенциала.

В-третьих, это усиливающиеся ограничения со стороны транспортной и энергетической инфраструктуры, о чем уже не раз говорилось и на чем я остановлюсь чуть позже.

Если эти риски не преодолеть, то наш оптимизм по поводу ожидаемого в перспективе динамичного развития будет падать одновременно со снижением мировых цен на нефть и сокращением возможностей наращивания физических объемов энерго-сырьевого экспорта.

2. Варианты прогноза на 2008-2010 годы

Исходя из вышесказанного, основная «развилка» предстоящего трехлетия состоит в следующем:

- либо российская экономика будет продолжать движение по накатанной за последние годы экспорто-сырьевой трассе, теряя темпы;

- либо она перейдет на новый, инновационный, тип развития.

Первый путь представлен первым вариантом прогноза, второй – вторым вариантом.

Прохождение этой «развилки» зависит в первую очередь не от снижения инфляции и процентных ставок – хотя все это необходимые условия. Главное – это качество создаваемых институтов, которое определяет их востребованность бизнесом. Это конкурентность рынков, мотивирующая бизнес к инновациям. Это качество образования. Это эффективность механизмов частно-государственного партнерства (институтов развития). И это адекватность транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры требованиям бизнеса, особенно, в условиях открытой экономики.

Соответственно, прогноз на 2008-2010 годы разрабатывался в двух вариантах - инерционном и инновационном.

По первому инерционному варианту темпы роста ВВП снижаются с 6,7% в 2006 году до 5,7% в 2008 году и 5,2-5,3% в 2009-2010 годах. Основные причины замедления роста – неспособность преодолеть в полной мере инфраструктурные барьеры из-за низкого уровня и качества инвестиций, ухудшение ценовой конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции на фоне замедления роста экспорта углеводородов и снижения мировых цен.

Этот сценарий в концентрированном виде отражает развитие сегодняшних негативных тенденций и диспропорции при условии, что бизнесу, государству и всему обществу не удастся придать развитию экономики новый импульс и обеспечить ее качественную модернизацию.

Второй, инновационный вариант ориентирован на повышение конкурентоспособности российского бизнеса, увеличение эффективности частных и государственных инвестиций и активизацию структурных сдвигов в экономике. Темпы роста ВВП составят в 2008-2010 годах 6,0-6,2 процента. Этот вариант предлагается положить в основу разрабатываемого трехлетнего бюджета.

Переход к инновационному типу развития предполагает решение в 2008-2010 годах следующих задач:

1. модернизацию системы профессионального образования (развитие человеческого капитала);

2. обеспечение конкуренции на рынках, создание четко работающих институтов защиты прав собственности;

3. повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и отраслей «экономики знаний» ( диверсификация экономики);

4. развитие транспорта, электроэнергетики, ИКТ и связи (снятие инфраструктурных барьеров);

5. повышение эффективности работы государственных институтов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

6. создание эффективных механизмов государственно-частного партнерства (институты развития);

7. создание новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов.

Разница в темпах роста между двумя вариантами характеризует, прежде всего, эффективность экономической политики государства. Эта разница увеличивается с 0,4 проц. пунктов в 2008 году до 1 проц. пункта в 2010 году. Более высокие темпы роста ВВП и других параметров развития в рамках инновационного варианта по сравнению с первым основаны на действии следующих факторов.

Первый факторсмягчение инфраструктурных ограничений за счет роста инвестиций в развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Это добавит к росту экономики от 0,16 проц. пункта в 2008 году до 0,53 проц. пункта в 2010 году. Другими словами модернизация сектора естественных монополий должна стать серьезным источником повышения темпов роста экономики.

Второй фактор – более высокая интенсивность развития технологий и экономики знаний. Вклад этого фактора в повышение темпов роста к 2010 году оценивается в 0,32 проц. пункта ВВП.

Предполагается создание мощного сектора венчурного бизнеса с опорой на Российскую венчурную компанию, старт которой состоялся весьма удачно. Это обстоятельство, плюс запуск рынка интеллектуальной собственности, плюс модернизация науки и образования, плюс реализация технологических программ должно, по нашим оценкам, увеличить предложение новых технологий на 40-50%. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленности вырастет с 4,4% в 2005 году до 10-15% в 2010 году. Более чем вдвое должен подняться уровень изобретательской активности, в полтора раза вырастут поступления от экспорта технологий.

Третий фактор – рост инвестиционной активности и, главное, повышение качества инвестиций. Усиление инновационной составляющей экономического роста невозможно без значительного увеличения уровня инвестиций.

Несмотря на высокие темпы роста инвестиций в прошедшем году (13,7%), Россия пока остается страной с низким уровнем накопления основного капитала – всего 18% ВВП против 25-30% в других государствах, решающих задачи развития. При этом накопление капитала сосредоточено в основном в топливно-сырьевом секторе при его острейшем дефиците в транспорте и в высокотехнологичных отраслях.

По второму варианту прогноза доля инвестиций в основной капитал в ВВП возрастет с 18% в 2006 году до 23% в 2010 году. При этом их объем увеличится за три года (2008-2010 гг.) на 38% против 28% по первому варианту. Но разница в темпах роста между инновационным и инерционным вариантами – это не просто разница в цифрах, в процентных пунктах, а совершенной иной подход к накоплению капитала, к развитию технологий и человека как основного инновационного фактора производства.

Я уже говорил, что у нас нет другой альтернативы как от конкурентоспособности, основанной на дешевизне труда, энергии и национальной валюты все более активно переходить к конкурентоспособности, опирающейся на технологии, капитал и знания. Добавил бы еще – опирающейся и на мастерство менеджеров как в корпорациях, так и в государственных институтах.

Четвертый фактор, результирующий действие первых трех – повышение конкурентоспособности российской продукции.

Одним из важнейших итоговых показателей конкурентоспособности являются позиции, которые отечественная продукция занимает на мировом рынке, и ее способность конкурировать с импортом на внутреннем рынке. Пока ситуация здесь довольно тревожна.

В условиях падения мировых цен на нефть и сырье критически важно, чтобы экспорт увеличивался за счет продукции обрабатывающих отраслей. Второй вариант предусматривает рост экспорта продукции машиностроения к 2010 году по сравнению с 2006 годом на треть, до 23 млрд. долларов (по первому варианту - на 16%). Этот прогноз основан на детальном анализе имеющихся возможностей экспорта, по отдельным рынкам и отдельным отраслям машиностроения. Но чтобы эти возможности стали реальностью, необходима модернизация машиностроительных производств, обновление продуктового ряда и, одновременно, расширение поддержки экспорта продукции с высокой степенью переработки. Создание и запуск Банка развития позволяет решить эти задачи уже в ближайшее время.

Одновременно остро встает проблема конкурентоспособности российской продукции на внутренних рынках. Вступление России в ВТО приведет к дальнейшей либерализации внутренних рынков и повышению их конкурентности. И требования, и возможности повышения конкурентоспособности российских потребительских и, в несколько меньшей степени, инвестиционных, товаров позволяют обоснованно рассчитывать на значительное замедление темпов роста импорта относительно динамики внутренних рынков. Ожидается, что физические темпы роста товарного импорта снизятся примерно вдвое – с 24% в 2006 году до 9,9% в 2010 году.

Особенностью предстоящего периода станет проблема сбалансированности платежного баланса . Счет текущих операций после профицита в 2006 году в 94 млрд. долларов, в 2009 году сократится почти до нуля и в 2010 году может оказаться дефицитным в 20-30 млрд. долл. США.

Для устойчивости платежного баланса необходимо сохранить высокий уровень чистого притока иностранного капитала – причем притока не спекулятивного и кратковременного, а в виде прямых инвестиций. И это уже напрямую зависит от улучшения инвестиционного климата – то есть в значительной степени действий Правительства.

Снижение поступления валюты со стороны текущих операций будет определять ряд новых требований к экономической политике:

во-первых, это означает, что высокие темпы реального укрепления рубля должны замедлиться, а к 2010 году возможности дальнейшего укрепления могут быть полностью исчерпаны.

во-вторых, снижение притока валюты будет также означать снижение прироста валютных резервов. Согласно прогнозу рост резервов в 2010 году не превысит 10-20 млрд. долларов после роста на 107,5 млрд. долларов в прошлом году. В этом случае бюджетная политика не должна будет ориентированна на выполнение стерилизационной функции, и появятся возможности инвестирования части нефтегазовых доходов во внутреннюю экономику без угрозы для роста инфляции.

Исчерпание проблемы избыточной ликвидности, в сочетании с растущим предложением товаров и замедлением скорости обращения денег создают условия для снижения инфляции до 5,5-6,5% в 2009 и 5-6% в 2010 годах. При этом монетизация экономики повысится с 28% в 2006 году до 44-46% в 2010 году. Стабилизация расходов федерального бюджета на уровне 18-18,6% ВВП не препятствует решению задачи снижения инфляции.

Значительные инфляционные риски связаны с ростом тарифов естественных монополий. Поэтому очень важно найти новые подходы к регулированию всего комплекса услуг, предоставляемых естественными монополиями на федеральном и локальных рынках.

3. Диверсификация экономики и модернизация инфраструктуры

Позвольте остановиться на перспективах развития крупных системообразующих комплексов российской экономики – топливно-энергетическом, транспортном, машиностроительном и агропромышленном.

3.1. Топливно-энергетический комплекс и тарифная политика

Во втором варианте прогноза ожидается, что энергоемкость ВВП в 2010 году по сравнению с 2006 годом снизится на 14,4%, электроемкость - на 9,3 %. Прогнозируемая динамика указанных показателей будет обеспечиваться, в основном, продолжающимися структурными сдвигами в экономике – за счет роста неэнергоемкого сектора услуг, а также внедрением энергосберегающих технологий.

На создание мотивации для энергосбережения и рационального использования энергоносителей направлены изменения в политике цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий.

Правительство уже подробно рассматривало параметры регулирования тарифов естественных монополий на своем заседании 2 марта и одобрило их. Поэтому ограничусь лишь следующими выводами. В предстоящей трехлетке тарифы естественных монополий будут расти более высокими темпами, чем это было в последние годы, когда главным критерием проведения политики в этой сфере являлась задача снижения инфляции. Теперь на первый план выходят задачи снижения энергоемкости экономики и преодоления инфраструктурных ограничений роста.

Согласованная динамика роста тарифов будет оказывать двойное воздействие на развитие экономики. Во-первых, это увеличит инвестиционные возможности и создаст стимулы для привлечения частных инвестиций в газодобычу и электроэнергетику. Во-вторых, у потребителей их товаров и услуг появятся стимулы в проведении модернизации производства и внедрения энергосберегающих технологий..

Для того, чтобы от ускорения роста тарифов экономика получила не только рост издержек, но и выгоду, необходимо принять четкие инвестиционные программы и программы технологического обновления естественных монополий. Дополнительные ресурсы, получаемые естественными монополиями, должны сопровождаться радикальным сокращением непроизводительных финансовых вложений, а их эффективное использование - подтверждаться прозрачной отчетностью.

Инерционный путь развития газовой промышленности при отсутствии крупных вводов новых месторождений позволит выйти в 2010 году на объем добычи лишь 702 млрд. куб. м. Это приведет к дефициту газа на внутреннем рынке и срыву программы ввода новых мощностей в электроэнергетике.

Поэтому, на сегодняшний день, для предотвращения дефицита газа необходимо обеспечить недискриминационный доступ независимых производителей газа к магистральным газопроводам и как минимум, удвоить объем инвестиций в добычу и транспортировку газа по сравнению с 2006 годом. Это позволит добыть в 2010 году 717 млрд. куб. м газа (второй вариант прогноза). Дополнительный прирост добычи газа по второму варианту в 14,8 млрд. куб. м будет обеспечен исключительно за счет потенциала независимых от ОАО «Газпром» производителей. Это очень напряженное задание, но меньшие объемы добычи ведут к недостатку газа на внутреннем рынке.

ОАО «Газпром» в 2008 – 2010 годы в добычу газа планирует направить около 410 млрд. руб., капитальные вложения в транспортировку газа составят около 1,2 трлн. рублей.

Аналогичная ситуация складывается в электроэнергетике, где усиливается дефицит генерирующих мощностей. Сегодняшнее состояние отрасли характеризуется высоким уровнем ограничений на присоединение к сетевой инфраструктуре, нарастанием недоотпуска электроэнергии уже подключенным потребителям.

По первому варианту прогноза производство электроэнергии увеличится к 2010 году до 1106 млрд. кВт.ч за счет ввода мощностей в 16,8 ГВт в течение предстоящих трех лет. Ключевые объекты инвестиционной программы - Богучанская и Бурейская ГЭС, второй энергоблок на Ростовской АЭС.

Более высокие темпы развития экономики по второму варианту прогноза создают и повышенный спрос на электроэнергию. По оценке Минэкономразвития, среднегодовой темп роста электропотребления в 2008 - 2010 годах может составить не менее 3,9%. Для его удовлетворения необходим ввод генерирующих мощностей более 22 ГВт и соответствующей сетевой инфраструктуры. Для сравнения, в 2004-2006 годах было введено всего 4,0 ГВт энергетических мощностей - то есть интенсивность ввода мощностей была в 6 раз меньше.

Для реализации этой амбициозной инвестиционной программы потребуется около 2 трлн. рублей, а главное - многократное увеличение производства отечественного и рост импорта энергетического оборудования, значительное расширение строительных мощностей.

Многократное увеличение масштабов задач, стоящих перед энергетикой, предъявляет высокие требования к качеству и сбалансированности Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, которую мы будем обсуждать сегодня.

В нефтяной промышленности будут формироваться новые центры добычи нефти в Восточной Сибири и Тимано-Печорском нефтегазовом бассейне, усилится диверсификация направлений экспорта и увеличится доля переработки нефти. По инерционному варианту прогноза объем добычи к 2010 году составит 492 млн. тонн. Во втором варианте за счет менее интенсивного снижения добычи на действующих месторождениях западносибирской нефтяной провинции, и более интенсивного освоения новых нефтегазоносных провинций добыча повысится в 2010 году до 514 млн. тонн.

Дополнительный импульс развитию нефтяной промышленности придадут налоговые новации, совершенствование законодательства о недрах, развитие новых нефтепроводов и строительство, с использованием ресурсов Инвестиционного фонда, Нижнекамского нефтехимического комплекса.

3.2. Транспорт и дорожное строительство

В предстоящей трехлетке нам необходимо совершить рывок в развитии транспортного комплекса, и прежде всего в дорожном строительстве. Если в первом инерционном варианте прогноза из-за финансовых ограничений вводы автомобильных дорог стабилизируются на уровне около 3 тыс. км в год, то во втором варианте, за счет привлечения частного капитала, новых проектов Инвестиционного фонда, мы рассчитываем на увеличение вводов как минимум до 4 тыс. км в 2010 году.

Для сравнения: в 2006 году введено 2,4 тыс. км автодорог, а в 1995 г - 6,5 тыс. км.

Реализация всех этих планов потребует не только значительного увеличения инвестиций (рост за счет всех источников более чем вдвое по сравнению с 2006 годом), но и новых институциональных решений. В частности, задачи стоявшие в федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» уже будут выполнены в 2009 году. Поэтому перед Правительством Российской федерации стоит задача запустить с 2010 года новую программу, направленную на обеспечение прорыва в развитии транспортного инфраструктурного комплекса

3.3. Машиностроение

Одну из ведущих ролей в диверсификации экономики и усилении ее инновационной компоненты должен сыграть машиностроительный комплекс. Ожидается, что машиностроение, преодолев стагнацию прошлого года сможет выйти на устойчивый рост как минимум в 7-7,5% в год. Это потребует значительного обновления технологий, продуктового ряда и бизнес стратегий. При дальнейшем замораживании существующих проблем и вытеснении отечественной продукции импортной рост машиностроительной группы производств не превысит 4-4,5% в год (в рамках инерционного варианта).

Остановлюсь на двух ведущих секторах машиностроения – автомобильном и авиастроительном.

В автомобильной промышленности перспективы во многом связаны с развитием «промышленной сборки» и с перестройкой отечественных автомобильных компаний. Уже заключено 12 соглашений с ведущими автопроизводителями – в том числе с такими мировыми автогигантами, как Тойота, Фольксваген, Ниссан, Дженерал моторс. На очереди подписание еще шести соглашений. Мы ожидаем роста производства иномарок за три года более чем вдвое (до 1 – 1,3 млн. автомашин) при общем росте автомобильного рынка в стране на треть (до 3 и более млн. автомобилей).

Но в «зоне риска» по-прежнему находятся ведущие отечественные автозаводы, которые для удержания рыночных позиций должны ставить новые модели на производство и быстро проводить технологическое перевооружение. Успех технического перевооружения во многом зависит о того, как будет развиваться производство современных автокомпонентов, в том числе, с участием ведущих иностранных производителей.

В авиастроении в последнее время принята целая система мер, включая создание «Объединенной авиастроительной корпорации» и запуск обновленной ФЦП «Развитие гражданской авиации». Предполагается дополнить эти меры такими инструментами господдержки как предоставление государственных субсидий процентных ставок по кредитам на технико-технологическое перевооружение авиастроительных предприятий (2008-2010 годы - до 1,9 млрд. рублей) и по лизинговым платежам в части поставок авиатехники (2008-2010 годы - до 15 млрд. рублей).

При условии продуманной бизнес-стратегии ОАК эти меры должны обеспечить намеченное увеличение производства гражданских самолетов – за три года в 7,4 раза, до 156 единиц. В перспективе это позволит вернуть России статус значимого игрока на мировом рынке гражданской авиатехники.

3.4. Агропромышленный комплекс

Уже прошедший год показал, что агропромышленный комплекс выступает не как «черная дыра», а как один из быстроразвивающихся секторов российской экономики. Однако из-за ухудшения финансовых условий и общей технологической отсталости сельскохозяйственных предприятий этот динамизм может быть утрачен.

Эта угроза отражена в первом варианте, который прогнозирует рост сельскохозяйственного производства за три года всего на 3,9%. Во втором варианте более активное технологическое обновление аграрного сектора и укрепление его финансового положения позволит поднять темпы роста втрое до 12%, а инвестиции вырастут почти вдвое. Предпосылкой этой позитивной динамики является успешная реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и разрабатываемой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2012 года.

4. Социальное развитие

Ускоренное развитие экономики в среднесрочной перспективе обеспечивает устойчивый рост денежных доходов населения за счет всех составляющих. В инновационном варианте он составит 27% за три года (2008-2010 гг.), что несколько ниже, чем в предшествующее трехлетие (2004-2006 годы – 35%).

Некоторое замедление роста реальных доходов, в основном, обусловлено ожидаемым снижением динамики реальной заработной платы – с 41% в 2004-2006 годах до 30% в 2008-2010 годах. Это, в свою очередь, связано с тем, что с высокой вероятностью произойдет сближение роста заработной платы и производительности труда. Динамика производительности труда, как ожидается, ускорится (2004-2006 годы – 19%, 2008-2010 годы – 21%). Таким образом, заработная плата будет расти медленнее, но ее рост будет поставлен на экономически более здоровую основу.

Пенсии в реальном выражении за этот период вырастут на 39,7%, доходы от предпринимательской деятельности - на 40,2%. Размер социальной пенсии к концу 2009 года достигнет размера прожиточного минимума пенсионера.

Однако при этом обострится проблема дефицита пенсионного фонда. В 2010 году этот дефицит составит 0,6% ВВП и в дальнейшем может превратиться в серьезный источник рисков дестабилизации финансовой системы страны.

К 2010 году будут в основном созданы предпосылки для формирования в России экономически активного среднего класса, к которому следует относить лиц со среднедушевым доходом выше шести прожиточных минимумов. Ожидается, что его доля в составе населения повысится с 20% до, примерно, 30-35%. Укрепление среднего класса будет стимулировать повышение внутреннего платежеспособного спроса населения и развитие соответствующих отраслей экономики.

Критерии среднего класса:

1) Материальный – доход на одного члена семьи около 600-700 в мес. в 2006 году и 900-1100 долларов в 2010 году; значимые банковские сбережения и недвижимость (второе жилье); возможность регулярного отдыха за границей;

2) Социально-профессиональный – преимущественно высшее, или незаконченное высшее образование;

В то же время сдерживающим фактором формирования среднего класса является усиление дифференциации населения по денежным доходам. Разрыв между 10% самых обеспеченных и 10% самых бедных россиян особенно заметно стал увеличиваться, начиная с 2000 года – за это время он вырос с 13,9 до 15,3 раза. Снижение социальной дифференциации – еще одна задача на перспективный период.

Рост благосостояния населения будет во многом способствовать сокращению численности бедного населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. К 2010 году она составит ориентировочно 15 млн. человек, или 10,7% от общей численности населения - против 16% в 2006 году.

Очень важно, что при этом значительно, более чем на четверть, сократится сельское население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Тем не менее, даже в оптимистичном варианте к концу прогнозного периода из каждых 5 бедных 2 человека будут относиться к сельскому населению. Снижение этого показателя и уменьшение дифференциации уровня жизни между городским и сельским населением будет существенно зависеть от реализации приоритетного национального проекта по развитию агропромышленного комплекса.

5. Заключение

В заключение хочу вернуться к тезису о том, что российская экономика находится на развилке и во многом от политики Правительства, от того как мы используем государственные организационные и финансовые ресурсы зависит, по какому пути – инерционному, или инновационному – она будет развиваться. Мы можем потратить накопленную конъюнктурную ренту на текущие нужды, тем более нуждающихся людей, регионов крайне много. Можем инвестировать эти средства за границей. И в том, и в другом случае мы ослабляем возможности структурной перестройки экономики и ухудшаем наши позиции в глобальной конкуренции. Нам очень важно вернуть хотя бы часть этих средств бизнесу, сконцентрировав их на создании действительно высокоэффективной и конкурентоспособной по мировым меркам экономики. Острота мировой конкуренции не оставляет нам много времени на раскачивание.

Представленный второй вариант прогноз можно рассматривать как достаточно оптимистичный. Однако надо учитывать, что за три года совершить прорыв в диверсификации экономики и переходе к инновационной модели развития в полной мере не удастся. Мы находимся именно в процессе перехода и создания плацдарма для последующего более эффективного развития.

При этом надо учитывать и риски, связанные с возможным падением нефтяных цен до 35-40 долларов за баррель и ухудшением условий экспорта. Мы рассматривали этот вариант, и он показывает, что из-за низкой конкурентоспособности российской экономике придется заплатить за адаптацию к более низким ценам падением темпов роста и более значительной девальвацией курса рубля. Тем не менее, у нас есть запас прочности, а главное - окна возможностей роста в очень многих секторах и регионах. Наша задача в полной мере раскрыть этот потенциал и реализовать новую повестку реформ на перспективу.

Спасибо за внимание!