Имя:
Пароль:

На печать

Вступительное слово на заседании Совета при Президенте России по культуре и искусству (30 мая 2007 г.)

30 мая 2007 года,
Москва, Кремль

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Наша встреча посвящена актуальной теме – просветительской роли российской культуры и в первую очередь тому, как передать наши богатые культурные традиции молодежи, привлечь ее к развитию отечественных достижений в этой сфере.

Вы знаете, в Послании этого года был сделан особый акцент на сбережение культурной самобытности России и укрепление собственных культурно-нравственных ценностей. Такие ценности и ориентиры составляют основу государственной самостоятельности и являются базой для консолидации нашего общества. Их истоки не только в наших народных традициях, но и в тех высочайших достижениях российской культуры, которые хорошо и широко известны и признаны во всем мире.

Конечно, мы должны понимать и воспринимать культуру других стран, уметь использовать ее лучшие образцы. Да мы всегда это и делали, мы всегда так и поступали, но прежде всего должны создать все условия, чтобы становление молодого поколения проходило в благоприятной атмосфере отечественной культуры, чтобы у молодежи воспитывался высокий художественный вкус и стандарты поведения, чтобы она своевременно набиралась духовной зрелости и обладала культурным иммунитетом. И в этой связи остановлюсь на ряде существенных, как мне кажется, проблем.

Первая. Эксперты говорят, что сегодня – и особенно это у молодых людей – утрачиваются навыки емко и образно выражать свои мысли, различать эмоциональные и художественные оттенки. Многие молодые люди плохо знают, а подчас просто оторваны от собственных культурных корней. Невысокий уровень культуры поведения.

Кроме того, российская молодежь, как и в других странах, становится все более прагматичной – это вроде бы и неплохо, с одной стороны, – более технократической. В условиях глобализации на ее взгляды огромное влияние оказывает бурное развитие информационного пространства и, в частности, Интернета. И здесь, конечно, есть и проблемы. Доля ресурсов Интернета, которые можно отнести к культурному просвещению, сегодня составляет лишь полпроцента всей информации. И надо учиться использовать и пополнять современные информационные сети для целей, ради обсуждения которых мы сегодня собрались.

Нельзя также забывать о тенденции всеобщей коммерциализации культуры, отнюдь не всегда ориентированной на взыскательный вкус, и о том, что на протяжении более чем 15лет наша молодежь живет в условиях массированного культурного воздействия на нее суррогатов из-за рубежа.

И в этой связи хотел бы подчеркнуть, что не всегда позитивную роль играет и телевидение. Часто мы вспоминаем его – тоже понятно почему: покупают на международных рынках абы что, только бы подешевле.

Все вышесказанное заставляет нас вдумчиво и глубоко относиться к роли государства и общества в культурном просвещении. В связи с этим предлагаю поставить и обсудить несколько задач.

Прежде всего, это развитие гуманитарного образования, исторически имевшего в России великолепные научные школы. Известно, что в настоящее время его опережают дисциплины, в основном ориентированные на экономику и новые технологии. Да, их развитие – это требование времени. Однако социальные и гуманитарные науки должны быть в России не менее востребованы и приоритетны. В их основе – привитие творческих навыков, формирование нравственных идеалов, серьезное побуждение к работе души и совести.

Особое значение имеет школьное художественное воспитание. Сегодня оно все еще находится на периферии учебного процесса. Есть даже случаи перевода его в сферу дополнительных или платных услуг. Учитывая это, надо самым серьезным образом заниматься эстетическим воспитанием в школе. Надо совершенствовать методики преподавания, включать в школьные программы и классические, и современные достижения российской культуры и искусства.

Отдельного внимания требуют вопросы профессионального художественного образования. Оно испытывает ряд материальных и других трудностей. Так, в капитальном ремонте нуждается более чем две тысячи школ искусств. Не хватает оборудования, музыкальных инструментов. Сегодня далеко не всем подросткам и молодежи доступно обучение в творческих школах и вузах. И надо, конечно, думать, как исправить положение, как помочь.

Остановлюсь также на поддержке дебютных и экспериментальных проектов. Известно, что в последние годы талантливой молодежи оказывается адресная финансовая помощь по некоторым программам и каналам. Это и литературная премия «Дебют», и крупнейшая выставка «Молодые художники России», и фестиваль современного искусства «Территория». Такой опыт, конечно, будем развивать дальше, чтобы молодые творцы имели гарантированную поддержку.

Еще одна фундаментальная тема – это развитие библиотечной системы. Она прямо связана и с просвещением, и с возрождением интереса к чтению в нашей стране. В России сегодня свыше 130 тысяч библиотек, и их посещаемость, как отмечают эксперты, намного выше, чем других учреждений культуры, вместе взятых. При этом 70 процентов читателей – это молодежь от 14 до 25 лет.

Между тем в основном используются еще те библиотечные ресурсы, которые были созданы в советский период. И до последнего времени крайне мало внимания уделялось финансированию библиотек, комплектованию и сохранности их фондов. Особенно пострадали школьные и сельские библиотеки, чьи фонды в буквальном смысле обнищали. Причем количество наименований книг для детей у них растет крайне медленно или вообще не растет.

Вы знаете, что в Послании была поставлена задача возродить в стране библиотечное дело, возродить на новой базе, на новой основе. Библиотеки, в том числе сельские и школьные, должны быть оснащены передовыми информационными системами и едиными программными продуктами, программным обеспечением.

Но самое главное – здесь должны работать современные специалисты, способные превратить библиотеки из обычного хранилища книг в информационно-аналитические и досуговые центры. И, конечно, надо позаботиться о полноценном комплектовании фондов детских и юношеских библиотек.

Фактически Президентская библиотека должна стать связующим звеном для всей библиотечной системы страны. И этот крупнейший культурный проект, как и создаваемый сейчас Фонд русского языка, должны стать первейшей заботой российской интеллигенции.

Известно, что творческие элиты России во все времена были в авангарде таких инициатив. Очень рассчитываю, что и члены Совета активно включатся в такую работу, что вы станете не только экспертами и пропагандистами, но и непосредственными участниками названных выше проектов и начинаний.

Разумеется, я остановился, уважаемые коллеги, далеко не на всех вопросах, которые нам предстоит вместе обсудить и которые являются приоритетными и важными. Но уверен, что вы хорошо понимаете: ответственность за то, каким культурным запасом будет обладать современная Россия и молодые люди нашей страны, молодежь, лежит на нынешнем поколении и, конечно, на нас с вами тоже.
И эта ответственность крайне высока.

Знаю также, что во второй части вашей встречи, вашего заседания вам предстоит определиться по кандидатурам, рекомендованным к присуждению Государственной премии в области литературы и искусства за 2006 год. И очень надеюсь на то, что этот выбор будет достойным.

Спасибо большое за внимание. Это все, что я хотел сказать вначале.