ИНТЕЛРОС > Дорожные карты: Россия > Новый КГБ (Комментарии о Государстве и Бизнесе)

Под редакцией С. В. Алексашенко
Новый КГБ (Комментарии о Государстве и Бизнесе)


18 сентября 2011

В мировой экономике сгущаются тучи – повсеместное замедление роста, обострение долгового кризиса в странах еврозоны, грозящее вот-вот перерасти в дефолты государств и банковских институтов… А наше правительство лучится оптимизмом, повышая прогноз цен на нефть, заложенный в бюджетные проектировки, как будто и не было никакого 2008 года. Но нашему правительству и положено излучать оптимизм и повышать расходы накануне выборов несмотря ни на что.

Удивляет другое. Росстат подтвердил, что ВВП в этом году растет слабо и неустойчиво. Тем не менее предприниматели, если верить опросам, настроены оптимистично. Даже стагнация доходов населения (см. «Новый КГБ» № 3) в одном флаконе с угрожающим ростом импорта им не помеха. Неужели российские предприниматели мало чем отличаются от российских избирателей и слепо верят всему, что слышат по центральным телеканалам? Вероятно, есть и более прозаические причины.

Бюджет получает 45–48 % доходов от рентных (непроизводственных) нефтегазовых налогов и еще 18–20 % от налогов на импорт. А дальше эти доходы перераспределяются: населению – в виде зарплат и пенсий, предприятиям – в виде госзакупок и госинвестиций с положенной долей откатов. Бизнес хорошо умеет осваивать свою часть экспортно-импортной ренты, играя по правилам, предложенным государством, не особо стремясь увеличивать реальное производство. Чем не повод для оптимизма?

Оживление инвестиционной активности, вытягивающее в плюс статистику строительства и ввода мощностей, относится в основном к отдельным крупным объектам в подконтрольных или близких к государству секторах – электроэнергетике, добыче, переработке и транспортировке нефти, инфраструктуре. Присоединение к Москве новых территорий, централизованное обновление авиационного парка – все эти крупные, многотриллионные решения принимаются узкой группой лиц без обсуждений, без оценки эффективности и экономических последствий. И конечно, для реализации таких решений нужны свои подрядчики. Чем не повод для оптимизма?

Что же касается так называемых «массовых» объектов, не включенных в правительственные стратегии и программы, то есть тех, до которых у государства руки не доходят, – здесь ситуация с инвестициями гораздо хуже – не растут или падают. Лучше остальных выглядят сектора «новой экономики»: связь и информационно-коммуникационные технологии успешно развиваются – впрочем, и здесь без государственной подпитки зачастую не обходится. Насчет других секторов – частный бизнес прикидывает, считает и, как правило, делает вывод о том, что в нынешних условиях инвестировать в их развитие опасно и невыгодно. И здесь уже нет никакого оптимизма.


Вернуться назад