ИНТЕЛРОС > Дорожные карты: Россия > Геннадий Зюганов. О задачах партии по защите русской культуры как основы духовного единства многонациональной России

Геннадий Зюганов. О задачах партии по защите русской культуры как основы духовного единства многонациональной России


01 апреля 2007

altДоклад Председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова на IХ Пленуме ЦК КПРФ
Уважаемые товарищи!

Как вы знаете, X съезд КПРФ принял программное Заявление по русскому вопросу. Всероссийская научно-практическая конференция продолжила обсуждение этой животрепещущей темы. Сегодня на Пленуме ЦК мы делаем еще один шаг в этом направлении – обсуждаем задачи партии по защите русской культуры как основы духовного единства многонациональной России.

Главный вопрос

Впервые более чем за 100-летнюю историю наша партия ставит в таком широком аспекте русский вопрос. Ведь сейчас каждую минуту на глазах у всего мира и при его молчаливом участии исчезает великая нация. Уходит самобытный, космический народ, тысячи лет предлагавший миру уникальные варианты цивилизационного развития. Народ, без которого была бы мертва шестая часть суши, вытоптана и выжжена вся Европа. Народ, создавший грандиозное государство между трех океанов, объединивший сотни других народов, защитив их от вымирания, соединив их в одну дружную семью. Народ, победивший самое страшное зло на Земле - германский фашизм. И этот народ с его культурой и историей стал неугоден авторам "нового мирового порядка".

Социологические опросы говорят, что уже более половины населения России почувствовало на себе значимость русского вопроса – неравноправность русских в обществе, их ущемление в повседневной жизни. Наряду с социально-политическим протестом в стране зреет и национальный протест.

Сегодня русский вопрос один из самых главных в политике не только оппозиции, но и власти. Он очень интересно и содержательно обсуждался на Всемирных Русских Соборах. Его хотят оседлать разные силы, в том числе и самые реакционные. Кондопога, социальные взрывы на рынках, бурно развивающиеся процессы захвата недвижимости в крупнейших городах России всякого рода пришельцами с сомнительными деньгами и прошлым перепугали кое-кого. Эта взрывоопасная тема грозит сильно подпортить предстоящие думские и президентские выборы для «Единой России», Путина и его будущего ставленника.

Вот почему «партией власти» предпринимаются поспешные попытки «оседлать русский вопрос». Путин объявил 2007-й Годом русского языка. Но ни одной иностранной вывески даже в Москве не переписали. В Париж, Лондон и прочие центры Запада отправились выставки русской книги и толпы авторов, которых лишь условно можно называть русскими писателями. Срочно вспомнили о том, что у нас есть свое народное искусство. Хотя по-прежнему эфир заполнен грохотом поп-музыки и пением на языках, которые не понимает большинство слушателей. Под выборы решили вспомнить об ансамбле Моисеева и о «Березке», о Чайковском, Горьком и Королеве.

Чревовещатели нашего президента стали развивать всякого рода теории о том, что такое политическая культура. И выдвигать задачу «изобретения русского культурного человека», который мог бы участвовать в построении «нового мирового порядка». Под этим понимается использование «русского вопроса» в качестве подспорья для создания принципиально нового российского государства, которое якобы закладывает сейчас Путин. Прямо так и говорят: «русский вопрос» разрешится с построением российского государства «по путинским лекалам». Оно должно быть выстроено, ни много – ни мало, на одну – две тысячи лет. Нечего сказать – захватывающая перспектива.

Ныне “все” признают первостепенную важность русского вопроса. Мы его поставили в повестку дня еще в 1991 году, когда русский народ стал самым крупным разделенным народом после расчленения Советского Союза.Затем о нем было сказано и в партийной Программе, принятой в 1995 году. Но об этом сегодня наши оппоненты предпочитают не вспоминать. Хотя эта тема вызывала живой интерес в любой аудитории на прошедших выборах.

Но почему русский народ – самый советский народ, по определению И.В.Сталина, - народ, совершивший прорыв в социалистическое будущее, стал так ненавистен современным глобализаторам?

Это понятно. Наша культура и особенно литература - вершина мирового гуманизма. Она выделяется из всех великих литератур мира тем, что ее основой является антибуржуазность. Антибуржуазна вся русская культура, ибо антибуржуазен ее создатель - русский народ.Как народ по преимуществу крестьянский, свято хранящий ценности общинного коллективистского образа жизни, он всегда всеми силами сопротивлялся капитализму с его торгашеским духом, рыночными нравами - все дозволено! все на продажу! Борьба русского коллективизма с западным буржуазным индивидуализмом всегда шла не на жизнь, а на смерть.

Русская культура в этой борьбе извечно была на передовых рубежах. Ни в культуре труда, ни в культуре научного познания, ни в культуре образования и воспитания, ни в культуре общения воинствующему индивидуализму не было места. Русская литература, начиная с Пушкина, приговорившего буржуазный век - «наш век-торгаш», - высоко держала знамя народности. Знамя чести и достоинства униженных и оскорбленных. Она ставила исконно русские вопросы перед всей Россией: кто виноват и что делать? Сегодня, с насильственной реставрацией капитализма в стране, эти вопросы звучат, как никогда, тревожно и актуально.

В удавке геноцида

Очень важно осознать каждому, что русская цивилизация находится в удавке геноцида. Под угрозой варваризации оказался даже сам русский язык. Многие понятия, такие как «труд», «любовь», «целомудрие», «совесть», «стыд» выдавливаются из него под напором рыночного лексикона и блатного жаргона. Вульгаризация языка с неизбежностью ведет к одичанию общественного сознания. Подмена слов «русский», «русские» словами «российский», «россияне» рассчитана на размывание национального сознания. Искажается и беспощадно переписывается вся наша история. Она представлена русофобами как история непрерывного тоталитаризма, насилия и рабства. Подлинный, питаемый народным чувством, патриотизм подменяется казенщиной и ряженым балаганом. Активнейше ведется борьба с православным духовным наследием.

В политических кулуарах радикальных "демократов" негласно утверждается, что русских должно остаться на Земле не больше пятидесяти миллионов. Именно такого количества хватит для того, чтобы обслуживать нефтегазовую трубу, алмазные копи и лесоразработки в российской тайге.Этот план - не химера. Это стратегия, которая реализуется, унося каждый год в России по миллиону жизней. За 15 последних лет страна потеряла более 10 миллионов человек, из них 9,5 миллиона – русских.

Мы утверждаем: происходит геноцид коренных народов России. Их рациональное, сознательное, постоянное уничтожение.Мы считаем сегодняшнюю власть ответственной за величайшую в истории России трагедию - гибель русского, российского народа. Гибель геополитическую, государственную, гибель духовную и в конечном счете - физическую.

Сегодня это всемирно известный факт. Французская газета «Фигаро» прямо пишет, что 80% собственности в России принадлежит восьми этническим кланам. Причем русского среди них нет. Хотя симбиоз русских компрадоров с этими кланами и транснациональными группировками – налицо. Кто эти кланы и их союзники, в публикации не сказано. Однако ясно, что ни один из них по собственному желанию отказываться от господствующего положения не будет. А значит, и не заинтересован в действительном возрождении России, тем более, русского народа. Хотя совершенно очевидно, что возрождение России прямо вытекает из возрождения русских, как государствообразующей нации. В первую очередь – ее самосознания, духа, святынь, чести и достоинства.

Базовые ценности жизни народа формируются всей историей. Они закодированы в духовной культуре. Это и определяет особенности национального сознания.

Народ жив, пока жива, защищена его культура, его язык. Лишившись их, он перестает быть народом.Утратив свое национальное своеобразие, он теряет ощущение опасности своему существованию. Вот тогда-то его ценности и подменяются ценностями поработителей. И наступает духовное рабство.

К истории вопроса

Нельзя закрывать глаза на то, что 20 лет тому назад во всех без исключения республиках и автономиях СССР капиталистическая реставрация совершалась под лозунгом защиты национальной культуры. Это исторический факт. Либеральное движение было неразрывно слито с движением националистическим. От Азербайджана до Эстонии, от Чечни до Якутии. Везде лозунг национальной культуры означал изгнание «советских оккупантов» и русских «мигрантов». Вспомним: Сначала национальная культура. Затем республиканский хозрасчет. Потом «чемодан – вокзал – Россия». И, наконец, снос памятников и воздвижение монументов эсэсовцам. Галицийский националист, поклонник Петлюры и Бандеры всегда был и остается не только националистом с уклоном в антисемитизм и русофобию, но и буржуазным либералом.

Либералы и националисты действовали повсюду практически единым фронтом. Только в России случилась некоторая заминка. Либеральные сторонники Сахарова и черносотенные сторонники Солженицына не ужились и стали обзывать друг друга детьми Шарикова и жидомасонами. Но, если внимательно присмотреться, серьезных разногласий между ними не было. Таким образом, главным двигателем разрушения Союза и прогрессирующего распада России стал воинствующий национализм, который нагнетался самыми провокационными способами.

Но при этом с самого начала обнаружилась странная, на первый взгляд, двойственность в тактике провокаторов. Возрастание национального самосознания любого народа – от армян и украинцев до чукчей и чеченцев – рассматривалось как явление позитивное и прогрессивное. Аналогичные же процессы в национальном самосознании русских однозначно расценивались как явление резко отрицательное и реакционное – национализм, шовинизм, антисемитизм и т.д. Всячески поощряя нарастание националистических настроений в нерусской среде, демпропаганда одновременно внушала русскому народу комплекс неполноценности, вины и покаяния.

Одним из основных орудий перестройки стала русофобия. В чем же тут дело – в каких-то особых мистических свойствах русского народа? Нет, дело в его объективном историческом положении. Разрушители нашего единого Отечества чутко уловили, что русский патриотизм, русское национальное самосознание – противник антисоветских и антикоммунистических сил. И направили все свои усилия на его подрыв. Еще великий Шолохов предупреждал: «Одним их главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура нашей страны. Принижая роль русской культуры в историческом процессе, искажая ее высокие гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, не способным к интеллектуальному творчеству».

Задача разрушителей в значительной мере была облегчена тем, что ей фактически способствовала тогдашняя официальная политика КПСС, выглядевшая карикатурой на национальную политику 20-х – 30-х годов. Именно карикатурой, ибо она руководствовалась принципами, переставшими отвечать изменившимся условиям.

Суть национальной политики Советской власти первых послереволюционных лет заключалась в ликвидации фактического национального неравенства. Ясно, что эта политика обусловливалась совершенно конкретными обстоятельствами места и времени. И она приносила успех, пока соответствовала объективным задачам, пока обстоятельства не изменились. Бездумное продолжение ее и после того, как это неравенство было в основном преодолено, губительно сказалось сначала на судьбе Советского Союза, а затем и самой России.

В итоге русский народ сам оказался в неравном положении в собственной стране. Сегодняшнее его состояние не имеет прецедентов в новой и новейшей истории Российского государства.

Русские оказались крупнейшим в мире разделенным народом. И это разделение настолько глубоко и многомерно, что заставляет говорить о реальной угрозе исчезновения русских как нации.

Они разделены географически. Двадцать пять миллионов человек в одночасье превратились в иностранцев в своем Отечестве, где они подвергаются дискриминации и вытеснению. Не лучше их положение и в некоторых так называемых национальных окраинах РФ.

Они разделены социально на “новых” и “старых” русских, пропасть между которыми углубляется с каждым днем.

Русских пытаются лишить национальной самоидентификации, растворить в каком-то безличном мифическом “россиянстве”. Ликвидация упоминания о национальной принадлежности в паспорте есть попытка убить одним выстрелом двух зайцев: замести следы хозяйничанья националистов, еще больше подорвать национальное самосознание русских.

В ужасающем положении находится русская деревня– исторический очаг отечественной духовности, хранительница великих ценностей нашего общества, таких как: любовь и уважение к земле, природе, к коллективному труду, семье, к обычаям и традициям предков.

Снизилась солидарность и чувство национального самосохранения русского народа. А ведь именно они служили главными скрепами Советского Союза и России. Помимо других причин, Союз распался еще и по причине политической пассивности русского населения союзных республик. А в самой Великороссии, прежде всего в ее исконных исторических областях, народ в буквальном смысле вымирает. Возвратились болезни, о которых не слыхивали со времен гражданской войны. Безумных масштабов достигло спаивание населения дешевыми импортными суррогатами.

По всем критериям, принятым в мировом сообществе, идет геноцид русского народа.

Все это заставляет сделать вывод, что конкретная форма национального вопроса в современной России – это уже не вопрос “национальных окраин”, а вопрос “национальной сердцевины”. Он касается теперь в первую очередь не меньшинства, а подавляющего большинства населения России.

Я не хочу сказать, что у нерусских народов нет будто бы никаких проблем. От последствий “перестройки” и “реформ” страдают все, в помощи нуждаются все. И мы никогда и ни при каких условиях не скажем, что кого-то можно бросить на произвол судьбы. Но сегодня приоритет – возрождение русского народа, его духовности и культуры. Ибо центробежные факторы, под воздействием которых разваливается Россия, сегодня другие. Раньше это было ущемленное положение национальных меньшинств. А сегодня – это ослабление русского народа как естественного центра притяжения. Продолжение этого процесса не принесет счастья и благополучия ни одному из живущих в Российском государстве народов, потому что их судьба теснейшим образом связана с судьбой русских. Задача в укреплении единства и мощи русского народа ради восстановления его роли как центра притяжения. Слабый народ таким центром быть не может.

Патриотизм и социализм

Товарищи!

Угроза национальному бытию русского народа – не выдумка. Задача национального спасения – объективна и неотложна. Но она может быть разрешена только в том случае, если будет правильно сформулирована и правильно понята массами. Прежде всего вопрос в том, откуда исходит угроза национальному бытию и культуре русского народа.

Шовинист отвечает на этот вопрос коротко и ясно: от другой нации. На этом основании он призывает «забыть» о классовом угнетении внутри нации ради спасения ее как единого целого. В этом суть и социал-шовинизма 1914-1917 годов, и послефевральского «революционного оборончества», и нынешнего «путинского патриотизма». Что греха таить, левопатриотическая оппозиция также внесла свою лепту в культивацию подобных настроений. Много сказано слов о моральном единении Бунина и Деникина с советским народом во время Великой Отечественной войны.

Если Бунин с Деникиным прозрели, это делает им честь. Лучше поздно, чем никогда. Но история не для того поставила коммунистов во главе патриотического движения за национальное спасение, чтобы они разбавляли свою идеологию и программу предрассудками наиболее отсталых и неразвитых участников этого движения. А для того, чтобы поднимать их до понимания истинного положения.

Сегодня абсолютизируется мнение, что современный пролетариат – исключительно русские люди, которых не пускают в другие сферы. А эксплуататоры – исключительно представители иных национальностей, инородцы. На этом основании делается вывод, что социальные противоречия густо окрашены в национальный цвет. Мы видим в политике российской верхушки переплетение самых разных элементов – и космополитизма, и национализма. А значит и в социально-экономических делах не может быть простых решений. Нельзя, что называется, отмерить и отрезать: мол, вот это русское, а это не русское. Здесь требуется именно классовый, самый серьезный марксистский подход.

Вне борьбы с эксплуататорами внутри собственной страны нет и не может быть сегодня борьбы за свободу и целостность своего Отечества. Врагом русской нации является не какая-то другая нация, а насаждаемый в России социально-экономический строй, режим его насаждающий. Падение этого режима приведет не к крушению России, а к расчистке пространства для ее возрождения.

Борьба за национальное освобождение, за национальную самобытность не может быть в современных условиях ничем, кроме как борьбой за социальное освобождение, за социализм. Это записано в нашей партийной Программе. А непременным условием борьбы за социализм является интернациональное сплочение и единство трудового народа. У этого единства много факторов: экономических, социальных, духовных.

Конечно, исторически и политически было бы неправильно отрицать, что в условиях деспотического российского самодержавия, когда оно пошло по нисходящей линии, имел место национальный гнет. Однако исходил он не от простых русских тружеников, а от безответственной в своих действиях многонациональной царской администрации, власть имущей элиты, угнетавшей и нерусские народы и русский народ. Она пыталась вбить клин в добрые взаимоотношения между русским и «инородческим» населением и, бывало, ей это удавалось.

Отжившее свой век самодержавие охраняло власть многонациональных российских помещиков и еще более многонациональной российской буржуазии, эксплуататорскую вольность в России иностранного капитала. Под этой железной пятой страдала вся многонациональная Россия. В данном смысле она действительно была тюрьмой народов. Однако русский народ в ней был не тюремщиком, а заключенным, как и прочие народы, связанные с ним единством исторической судьбы.

Революция устранила это противоречие. Не будь Великого Октября, ничего - ни СССР, ни России, ни русского народа давно бы не было. Не существовало бы и русской культуры. Равно как не существовало бы народов нашего общего Отечества и их культур.

Мощнейшим же фактором духовного сплочения трудящихся Российской Федерации и Советского Союза была великая русская культура. И это не результат насильственной русификации. Хотя она тоже имела место, и игнорировать ее нельзя. Русский народ никогда не чувствовал себя господином других народов, никогда не придерживался двойной морали, никогда не стремился отгородиться от иноплеменников. Именно данное обстоятельство естественным образом определило роль русского языка как языка межнационального общения. Русские естественно-исторически стали государствообразующим народом.

Коллективистский образ мысли и всей жизни русского народа складывался веками. Идея коллективизма была поднята в русском сознании, в духовной культуре до идеи всемирного братства. Об этом исчерпывающе сказано гениальным Достоевским в его знаменитой речи о Пушкине: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите... Для настоящего русского Европа и удел всего арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».

Именно это предопределило и роль русских, Руси как воспреемников великой Византийской, а через Византию – и Греко-римской культуры и цивилизации. Русская культура стала мощным связующим звеном между культурой каждого из народов нашего Отечества и мировой культурой.Русское слово стало общим словом многоязычной России. С гениальной простотой об этом сказано Пушкиным:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык.

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгуз, и друг степей калмык.

В советскую эпоху интенсивно складывалась новая культура, на плодородной почве которой родился и вырос новый создатель и распространитель этой культуры - советская творческая интеллигенция, советская творческая элита. Это имело огромное, всемирное значение. Поскольку история доказала: общество и государство стабильны и динамично развиваются лишь тогда, когда у власти находится подлинная, народом взращенная и выдвинутая национальная элита. Действительно лучшие люди страны. Короче - цвет нации, а не ставленники враждующих олигархических кланов или корыстных группировок.

Такова диалектика классового и национального.

Вместе с тем классовое – и русское в современную эпоху – вещи во многом неразделимые.

Сегодня русские составляют не просто большинство, а абсолютное большинство – 82 процента жителей России. Подавляющая часть трудящихся, особенно рабочих - причем не только в России, но и в бывших республиках СССР, а также разоренных и деклассированных элементов сформированы и пополняются преимущественно за счет русских. Новый же многонациональный эксплуататорский класс сформировался по большей части никак не за их счет.Совсем немного русских, а тем более представителей русской культуры, в высших эшелонах власти. В нынешнем противостоянии труда и капитала почти сплошь и рядом русские оказались без капитала на стороне труда. Не став господами, они остались эксплуатируемой и трудящейся частью населения. Это значит, что близость основам православия и социализма у русских сохранилась в громадной степени.

Именно поэтому среди русских коммунистический идеал и преданность социалистической перспективе сохраняются в наибольшей мере. Сверх того, они слились с национальными ценностями: коллективизм, приоритет государственности, презрение к неправедно нажитым деньгам, жажда социальной справедливости и тому подобное – главное достояние русской культуры.

В общем, именно русский вопрос и проблема будущего русской культуры является сегодня той почвой, на которой происходит соединение социалистического идеала и традиционных народных ценностей, коммунистического движения и национально-освободительной борьбы.

Одна культура?

Сегодня много говорят о единстве нации. Этот лозунг сплошь и рядом используется для затушевывания непримиримых классовых противоречий. Для сокрытия того факта, что одна часть нации безжалостно высасывает последние жизненные соки из другой. Все “оранжевые революции” имеют одновременно ярко выраженную националистическую окраску. Потому что поднимающаяся буржуазия не может на первоначальном этапе своей революции подниматься под каким-либо иным флагом, кроме национального.

Русская буржуазия поднимается ныне под точно таким же флагом. Праворадикальное крыло национализма – ДПНИ – просто копирует лозунги того же “Руха” или “Саюдиса” двадцатилетней давности. Ничего другого они не выдумали, да и не могли выдумать. Вплоть до черты оседлости.

Попробуйте, например, в Кондопоге ввести черту оседлости для ее населения. Вот пишет очевидец в народную газету: «Чеченцев на рынке не видела. Спокойно работают продавцы из среднеазиатских республик, армяне, русские. Да никогда прежде в нашем городе не смотрели на человека с точки зрения его национальности! Они влюблялись, женились; теперь в городе выросло поколение их детей, пополнившее коренное население и по праву считающее Кондопогу своей малой родиной. Никакой национальной непримиримости не было и в помине».

Да, это сущая правда! Но почему? Непримиримости не было именно потому, что были социализм и Советская власть, разрешившие коренные социальные проблемы и попутно снявшие национальные вопросы. А как только капиталистическая реставрация возродила социальные противоречия, попутно возродилась и национальная неприязнь.

Демонстративный космополитизм периода капиталистической реставрации сменяется ныне демонстративным национализмом периода стабилизации. Прямо заявляется: нет никаких «двух культур» - русская культура едина!

Вот, например, никелевый олигарх Прохоров, задержанный этой зимой французской полицией по подозрению в сутенерстве, полностью разделяет тезис о единстве русской культуры. Цитирую: «Вообще французы постоянно на словах восхищаются “загадочной русской душой”, великой русской культурой: Толстым, Достоевским, Пастернаком, дягилевскими балетами, русским серебряным веком, русской классической музыкой. Но при этом не хотят признавать современный стиль жизни россиян как возможную часть этой культуры и “загадочной русской души”.

Куда уж тут - понять! Поэтому, рассуждая о непонимании Западом «загадочной русской души», будем помнить о похождениях дореволюционных и постсоветских купчиков в Париже и Куршавеле. И задумаемся о том, является ли их поведение результатом тлетворного влияния Запада?

Нет, это наше, «истинно русское», чего Запад с его протестантской этикой понять ну никак не в состоянии! Кутить, бить зеркала, мазать официантов горчицей и гадить в рояли – это тоже «культура». И в этом «сибаритствующий патриот» Прохоров прав. Только это другая – не демократическая, а эксплуататорская «культура».

«Другая культура»

Как указывал Ленин, «в каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) – притом не в виде только «элементов», а виде господствующей культуры».

Признаков этого господства вокруг нас чудовищно много.

С реставрацией капитализма в России, с утверждением его в криминально-олигархическом виде, русская культура превратилась в главный объект духовной агрессии капитала. Она последовательно убивается, вытаптывается, извращается, злобно фальсифицируется. И это понятно. Ибо духовная культура – это, прежде всего, представление о добре и зле, красоте и истине. И, конечно же, представление о святости — о том, чем невозможно поступиться, пренебречь: любовью к Отечеству, долгом перед ним, достоинством и честью.

Первый и главный удар был нанесен по социалистическому производству с его уникальной культурой коллективного труда. Рушились трудовые коллективы, праматерью которых являлась русская сельская община с ее традициями взаимопомощи и солидарности. Общественная собственность, объединяющая людей в труде и служившая материальной основой их культуры, была ликвидирована. При господстве частной собственности культура, равно как и ее важнейшая составная часть - наука, переведены на рыночную основу. Все это привело к деградации духовной жизни народа - русского в первую очередь.

Стала культивироваться антикультура или «массовая культура». Ее еще называют попсовой. Под видом борьбы со всем советским, коммунистическим тяжелым молотом космополитизма стали бить по традициям русского реализма в литературе, музыкальном и изобразительном искусстве, в кино, театре, на телевидении. Прозападная власть вывела на оперативный простор поставангардизм .и постмодернизм, вдохновители и ревнители которых принялись калечить сочинения литературных гениев, давая им свою извращенную интерпретацию в кино, на телеэкране, театральной сцене. Русские музыкальные, хоровые ансамбли, театральные труппы русской драмы третируются, низведены на положение Золушки в сфере культуры. В лучшем случае – до этнографического элемента, призванного извлекать рыночную выгоду из посещения резервации туземцев вестернизированной публикой.

Не открою Америку, если скажу, что язык, как дерево, на котором появляются новые побеги, старые корни, и листья отмирают. Какие-то слова переходят в пассив. Буквально тысячи новых слов приходят в наш словарь, наш лексикон, т.к. отражают новые реалии. И это закономерно! Это процесс – живой, развивающийся по своим законам. Но есть явления, тревожные тенденции в языке, которые насаждаются целенаправленно, методично, повсеместно. И велика роль в этом средств массовой информации: телевидения, печати, радио, Интернета, кино и театра.

Чем это вызывается? Прежде всего, стремлением руководителей СМИ, продюсеров, постановщиков привлечь рекламодателей, поднять рейтинг передач, статей, роликов, теле- и кинофильмов. Дойти до обывателя, опуститься до его уровня, говорить на его примитивном языке, не давать ему задуматься над основами бытия. Развлекать, загружать сознание, а еще больше подсознание матрицами, стереотипами мышления и поведения. А в конечном счете - оглупление и дебилизация, привитие жажды наживы и торгашества. Психологии и философии делячества и удовлетворения зоологических инстинктов!

На театральной сцене Москвы и Петербурга происходит издевательство над творениями русских литературных гениев. Глумление – вот что отличает поток западных окололитературных поделок, будто бы призванных «поднимать» и «развивать» тему русской культуры.Модернизм, постмодернизм, авангардизм и, наконец, поп-арт не случайно имеют богатых спонсоров и нагло теснят реализм русской культуры, что не в чести у власти. Все это формы и стили искусства сытых, пресыщенных жизнью. Их приверженцы претендуют на наднациональное, сугубо авторское, только автору понятное, выражение художественной мысли. В.Гаврилин — советский музыкальный гений называл такое выражение автофекальным.

Произведения модернистов, авангардистов имеют массовые тиражи, шумную рекламу, что роднит их с вульгарными сочинениями детективной литературы, наводнившей книжные рынки. Тиражи творений русских литературных гениев куда скромнее, выходят они в дорогостоящем, как правило, издании. Почему? Потому, что первые, новомодные, отвлекают и отчуждают не только от суровой социальной действительности, но и от национальных начал духовной жизни. Обращают русского человека в его противоположность — в космополита. Вторые, классики, обращаются к разуму и совести читателя, к его душе, подвигают его к извечным вопросам. Классическая русская литература — искусство синтеза, высоких обобщений. Она побуждает к глубокому чувству и глубокой мысли. Чтобы отвратить от нее человека, молодого в первую очередь, насаждается в массах склонность к бульварному чтиву - «глотанию пустот», по образному определению Цветаевой. Не чувствовать, не мыслить, а наслаждаться — это рекламируется, внедряется в быт и нравы рыночной культурой.

Под рыночный ранжир подводится система высшего и школьного образования. Ее якобы «реформа» - это удар страшной силы по стволу русской культуры. По преподаванию литературы, истории и математики. Дело не только в том, что образование, с принятием закона об автономном управлении школой, становится платным и для многих недоступным. Оно лишается традиционной основы русской школы - фундаментального гуманистического образования, дающего основы всестороннего умственного и нравственного развития, резерв интеллекта. Раннее утилитарное профессиональное образование - вот что сегодня становится уделом школы.

Не терять бдительность!

Уважаемые товарищи!

Культурная экспансия глобализма бьет по всем национальным культурам. Быть коммунистом, марксистом-ленинцем означает быть прежде всего органично вписанным в свою национальную культуру. Знать ее, защищать и развивать. Уважать культуру, традиции и обычаи всех народов.

"Исследовать, изучить, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к решению единой интернациональной задачи - вот в чем главная задача переживаемого исторического момента", - учил Ленин.

При этом нельзя забывать, что у русского вопроса был и есть сильный, коварный и давно известный противник.Еще в первые годы Советской власти господствующей стремилась стать троцкистская доктрина, основанная на авантюристической теории "перманентной революции". Россия в этой логике рассматривалась просто как "куча хвороста для разжигания мирового пожара". А о ее долговременных, в том числе связанных с развитием русской культуры, интересах не могло быть и речи.

Под флагом Пролеткульта шла травля выдающихся представителей реализма в литературе и искусстве, в исторической науке. Пытались размыть и уничтожить форму существования русской культуры - реализм, норовя подменить его авангардизмом и модернизмом. Революционный космополитизм деятелей Пролеткульта выразился в их кощунственном лозунге: «Пушкина - на свалку истории». Дело дошло до того, что пролеткультовцы посягнули на святая святых - на русский язык. Пытались искусственно сконструировать язык и литературу пролетариата. Все это было проявлением троцкизма в сфере культуры и представляло реальную угрозу ее полного отрыва от национальных корней.

Идейный разгром троцкизма, его преодоление в политике, что было сделано под руководством И.В.Сталина, спасли русскую культуру. Она восстановилась в своих правах и получила свое высшее развитие в советской культуре, национальной по форме и социалистической по содержанию.

Самоубийственная теория "перманентной революции" потерпела крах и сменилась патриотической концепцией "построения социализма в одной отдельно взятой стране", предполагавшей возрождение державной мощи России, а значит – и ее коренной культуры.

К жизни пробудились лучшие творческие способности русского народа. Под руководством партии Советская страна сумела сформулировать адекватный и быстрый ответ на возросшие угрозы и риски. Советская модель российской культурной стратегии явилась долгожданным синтезом двух традиционных русских доктрин: державной - с ее идеей государственной самодостаточности и славянской - с ее концепцией славянского геополитического блока и культурного пространства. Воплощение в жизнь этой модели принесло нам победу в Великой Отечественной войне, дало ранг ядерной сверхдержавы. Позволило создать блестящую науку, первой вывело страну в космос.

Однако предательство горбачевской элиты все это разрушило, свело на нет. Сегодня культурные и цивилизационные утраты России колоссальны.

Еще раз хочу подчеркнуть, что русские превратились в самый крупный на планете разделенный народ. На наших границах появились экономически слабые, постоянно враждующие между собой соседи. И это привело к тому, что Россия, сама находясь в тяжелейшем положении, вынуждена исполнять роль донора бывших советских республик. А также принимать на свою территорию с Кавказа и Средней Азии миллионы беженцев, переселенцев и нелегальных иммигрантов.

Одновременно с окраин страны усиливается отток русского населения в результате того, что власть бросила на произвол судьбы стратегически важные регионы - Дальний Восток и Крайний Север. Разрушены кадровые, экономические и организационные основы безопасности страны. Армия и военно-промышленный комплекс находятся в состоянии глубокого кризиса.

Резко сузилось пространство, где действует и способно развиваться русское культурное начало. Великая аура русской культуры, вписавшая в элиту мировой цивилизации культуры сотен народов СССР, оказалась разорвана в клочья. И ныне активно замещается и в Прибалтике, и на Кавказе, и в Средней Азии, да и в самой России, американизированными суррогатами эрзац-культуры.

Россия вновь стоит перед необходимостью решения тех же трех громадных геополитических и цивилизационных задач, что и четыреста лет назад: прорыв к Балтике, собирание русских земель и выход к Черному морю, оформление четких границ на юге и юго-востоке, удержания сферы своего культурного воздействия. Только теперь у нас нет в запасе трехсот лет для их решения. Петля, наброшенная на горло России, давит все сильней.

Как же намереваются решать эти задачи нынешние властители России? Да никак! Власть сегодня не имеет никакой ясной стратегии. Более того, она демонстративно игнорирует униженное положение русского народа, от века являющегося державообразующим этносом России.

И снова – бой!

В этих условиях коммунисты как главная оппозиционная сила страны просто обязаны предложить обществу свою конструктивную национальную стратегию. Мы считаем, что в сложившихся обстоятельствах курс на спасение России приобрел четко выраженные черты национально-освободительной борьбы. Это определяется следующими ключевыми моментами.

Во-первых, американский глобализм сегодня пытается не просто эксплуатировать Россию, а стремится, уничтожив ее государственность и подавив суверенитет, разрушить основы существования русского и других российских народов. Первый шаг в этом направлении - раздробление СССР - уже совершен. Второй этап, нацеленный на расчленение Российской Федерации, движется полным ходом. Культурная агрессия Запада, подкрепляемая подрывными действиями «пятой колонны» изнутри России, представляет собой ключевой аспект данного процесса. Или – или: западное засилье или русское возрождение – так поставлен вопрос.

Во-вторых, новый класс крупных собственников, сложившийся в постсоветской России, не только не укоренен в национальную и культурную почву нашей страны, но является лишь отрядом "приказчиков" транснационального капитала. В сущности, он представляет собой модернизированное издание компрадорской буржуазии. Это – каток, сминающий все русское, советское и народное в России.

В-третьих, лейтмотивом всей "политики реформ", проводимой этим господствующим классом, являются экономическая экспроприация и социальная маргинализация основной массы населения России. А также последовательное уничтожение его культуры, языка, традиционных ценностей и ориентаций. О том, насколько далеко зашло национально-классовое угнетение, говорит хотя бы тот факт, что нынешняя средняя зарплата жителя России намного меньше, нежели был заработок негров на предприятиях ЮАР в 70-е годы.

Переплетение экономического, культурного и национального гнета не может не создавать в российском обществе колоссального потенциала национально-освободительной борьбы. Борьбы, в которой заинтересованы самые широкие слои общества, весь исторически сложившийся институт отечественной государственности в целом. Ибо, как писал Ф. Энгельс, "до тех пор, пока отсутствует национальная независимость, большой народ исторически не в состоянии даже обсуждать сколь-нибудь серьезно какие-либо внутренние вопросы".

В таких условиях именно защита культуры - как залог развитие демократии "до конца" - становится одной из основных задач всей борьбы за социальную революцию.

Причем, решая ее, современным российским коммунистам есть на что опереться, есть что защищать. В их распоряжении огромное богатство русской, всей российской культуры, а также марксистской и русской национальной мысли. В их арсенале – мощь русского слова, уникальный опыт российской глубинки.

Знание не только столичной, но и провинциальной жизни России показывает, как много можно сделать на местах – от премий и издательских программ до чествования хранителей Слова и всенародных праздников. Приедешь, скажем, в Новгородскую область и смотришь канал «Славия», убеждаешься, что живы народные традиции, и на многие события люди смотрят коренным русским взглядом. Взять даже близкое Подмосковье: здесь утверждена премия имени Михаила Пришвина, создана содержательная издательская программа.

В мае Международный праздник славянской письменности и культуры впервые будет проводить не областной центр, а древняя Коломна!

Это подвижничество живых носителей и защитников русской - советской культуры, образующих духовную оппозицию власти.О них пишут газеты «Правда», «Советская Россия», «Московский литератор», «Литературная газета», журнал «Наш современник», многие региональные партийные и патриотические издания. Огромную патриотическую просветительскую деятельность ведет издательство ИТРК, руководимое А.Титовым. Их партия по мере своих сил и возможностей будет поддерживать.

Это защита могучего реалистического начала нашей культуры.Не было бы носителей реалистических традиций в советской литературе — Максима Горького, Алексея Толстого, Константина Федина, Константина Паустовского — никогда бы она не стала великой. А она стала таковой, дав не только советскому народу, но и миру художественных гениев: Михаила Шолохова — в прозе, Александра Твардовского — в поэзии. Примером для многих поколений нашей молодежи стал Николай Островский, чей юбилей недавно был широко отмечен при поддержке КПРФ, в том числе выходом в свет трехтомного собрания его сочинений. Верны были реализму крупные литературные таланты советской многонациональной страны, чьи произведения получили мировую известность: М.Ауэзов, Ч.Айтматов, Р.Гамзатов, И.Друце, Я.Колас, Д.Кугультинов, И.Кулиев, Э.Межелайтис, М.Рыльский.

Это деятельность великих мастеров русской, советской культуры, поднявших руководимые ими творческие коллективы на уровень мирового признания.Малый театр им. А.Н.Островского, Певческая капелла им. Глинки, хор им. Пятницкого, хор им. Александрова и др.

Это развитие традиций народного творчества - создание народных хоров и оркестров народных инструментов, народных клубов и библиотек, краеведческих музеев, проведение праздников русской поэзии и песни, смотров художественной самодеятельности.

Надо, чтобы народ знал своих подвижников, слышал их голос. Живет и борется за Россию классик русской советской литературы Валентин Распутин. Сражаются Юрий Бондарев, Михаил Алексеев, Василий Белов, Егор Исаев. Имена духовных ратоборцев можно множить: это авторы (их немало) журнала «Наш современник», возглавляемого Станиславом Куняевым, подвижники русского искусства — народные артисты Юрий Соломин, Николай Губенко, Владимир Бортко, Татьяна Доронина, Василий Лановой, Михаил Ножкин, Аристарх Ливанов, Александр Михайлов, Николай Бурляев, Владислав Чернушенко, Анатолий Полетаев, Александра Стрельченко, Наталья Курганская, Татьяна Петрова, Василий Овсянников, семья талантливых художников Кугачей, братья Ткачевы, Виктор Иванов, Андрей Курнаков и многие другие.

А как энергично борются за высокую культуру, образование и науку Нобелевский лауреат, депутат фракции КПРФ Ж.И.Алферов, выдающийся математик современности, академик, член КПРФ С.М. Никольский, член-корреспондент РАН, член президиума ЦК Б.С.Кашин.

А сколько подвижников в глубинах России? Всех не назовешь. Есть ратоборцы, есть…

Наши задачи

Любой народ – всегда патриот своей страны. Он любит ее, гордится ею. Он переживает ее неудачи и чувствует себя как бы членом одной семьи, имеющей общие интересы, исторические корни. Семьи, коллективно смотрящей в будущее. Без национальной гордости и патриотизма граждан не может быть нормального жизнеспособного государства. Без них оно и народ приходят в упадок, распадаются и в конце концов исчезают со сцены истории.

Надо разъяснять членам КПРФ и ее сторонникам, что защита русской культуры есть важнейшее средство и условие формирования национального и интернационального сознания. Условие, необходимое для наполнения классового сознания трудящихся нравственно-духовным смыслом. Надо понимать, что воспитание на традициях великой русской культуры предупреждает национальную ограниченность, национализм, отрыв классовых интересов от интересов национальных. Чтобы выжить, Россия должна сокрушить нынешнюю империю паразитов, преступников и бюрократов, установить подлинное народовластие и вернуть себе былые позиции в мире. В этом – стержень стратегии и тактики коммунистов в русском вопросе.

Предпосылки возрождения русской культуры – это, прежде всего, сохранение и доступность для народа огромного культурного наследия наших предков.Это и многочисленные сборники русского фольклора, и исторические летописи, и старинные народные песни, и духовная музыка, и древние памятники зодчества и изобразительного искусства. Это великая классическая русская советская литература и искусство, сочинения выдающихся русских мыслителей oт Древней Руси до настоящего времени. Это народная память. Она жива, но изранена и нуждается в возрождении, освобождении от фальсификаций истории. И здесь мы будем использовать весь арсенал партийной печати, возможности, которые получают представители КПРФ в средствах массовой информации.

Требуются наше содействие защите и возрождению исторической памяти, православной культуры, уважительное отношение к вере, святыням и обычаям народа. Православная культура много шире сферы религиозных установлений. Она охватывает громадное большинстве народа. Духовная мощь православной культуры - одна из составляющих Великой Победы 1945 года. Ставшая народной песня Александрова «Священная война» написана в традициях русской духовной музыки. В этих традициях написаны многие песни Великой Отечественной войны.

Надо максимально использовать для защиты и возрождения русской культуры деятельность фракции КПРФ в Государственной Думе.Следует вменить в обязанность фракции инициирование разработки законов, направленных на поддержку и развитие музейного дела, защиту духовного здоровья народа, в особенности молодежи. На обеспечение достойного материального положения работников науки и культуры. Давно пора ввести государственные стипендии для деятелей культуры, такие же, как те, что уже введены по нашей инициативе для олимпийских чемпионов. Не снимать с повестки дня борьбу фракции КПРФ против разрушения традиционной системы образования.

Надо энергично восстать против криминализации всех сфер жизни страны. Уже каждый четвертый мужчина прошел через ответственность по Уголовному кодексу. В год 60 тысяч граждан заканчивают жизнь самоубийством – это население целого города. В стране до 4 млн. наркоманов, более 2,5 миллиона больных алкоголизмом, до 2-х миллионов человек страдают так называемой игроманией. Ежегодное убийство путем абортов 2-х миллионов не родившихся русских, россиян – это катастрофические издержки пропаганды вседозволенности и «безопасного секса». Вот страшная цена западного, торгашеского «образца свободы».

Целесообразно создание творческого коллектива ученых для написания учебного пособия в помощь учителям истории и учащимся старших классов.Нужно организовать и провести под эгидой КПРФ Всероссийский съезд, совещание или слет учителей истории, русского языка и литературы для рассмотрения вопросов борьбы с фальсификацией отечественной истории. Выступить совместно за чистоту русской речи, народного и литературного слова. Создавать по инициативе и при активной поддержке региональных отделений КПРФ исторические клубы для подрастающего поколения.

Нужна поддержка КПРФ местных инициатив по возрождению народного творчества: хоров и хоровых ансамблей русской песни, оркестров народных музыкальных инструментов, клубов любителей художественного слова.

Целесообразно проведение по инициативе и под эгидой нашей партии ежегодных слетов городов-героев(это наше начинание уже перехватывает «Единая Россия»). Конкурсов патриотической песни с обязательным включением в их программу произведений русских, советских композиторов. Конкурсов художественного слова многонациональной России (от Пушкина до Гамзатова). Эти мероприятия должны носить всероссийский характер с участием исполнителей из бывших союзных республик. Широко освещаться в партийной и патриотической печати.

Нужно уметь обличать преступления режима против культуры.Здесь не помешает и выдумка, а у нас еще много казенщины. Так, газета «Книжное обозрение» совместно с Генеральной дирекцией книжных выставок и ярмарок присудила специальный приз «Почетная Безграмота» за «самое бессмысленное и беспощадное издательское достижение или за особо циничное преступление против русской словесности» руководителю Первого телеканал Константину Эрнсту как «физическому воплощению телевидения, оглупляющего простого человека, отрывающего его от книги и чтения, от всякого проявления культуры». Не учредить ли и нам аналогичную антипремию в области политической культуры? И, конечно, наша партия сама должна служить образцом высокой культуры.

О том, что по русскому вопросу партии предстоит еще работать и работать, говорит, в частности, тот факт, что в ответ на попытку ЦК провести исследование о состоянии этого дела в региональных организациях, было получено лишь с дюжину ответов. Чаще всего – обычных отписок. Заполнить направленную в отделения партии анкету многие организации либо не сумели, либо не пожелали.

Напрасно. Ведь даже полученные данные говорят о том, что в наших организациях накапливается внушительный опыт работы по русскому вопросу.

Так, в Смоленской области создан Центр «Смоленский мир». Проводятся международные съезды славян с участием делегаций из Белоруссии, Украины, Польши, Болгарии, Словакии. Организуются научно-практические конференции по взаимодействию славянских народов. Идут слеты «Днепровский круг». Действуют художественный коллектив «Боевые подруги», ансамбль казаков и другие.

В Оренбуржье была проведена научно-практическая конференция «Коммунисты и русский вопрос». Создана рабочая группа «Русский рубеж», одна из задач которой – отслеживание фактов ущемления русского населения области и защита русской культуры. Работает клуб «Апрель», на заседаниях которого комсомольцы проанализировали содержание учебников для школ и вузов, и дали отпор попыткам фальсификации нашей истории.

В Красноярском крае коммунисты участвуют в создании объединения «Русское общество».

В Кемеровской области при нашем активном участии крепнет казачье движение. А в соседней области проводится фестиваль казачьей культуры «Томская писаница», в котором участвуют десятки коллективов художественной самодеятельности.

Хорошо. Но мало. Такую работу нам необходимо ширить и множить. Собирать опыт и делиться им. Врастать в русский вопрос по-настоящему.

Большое значение для консолидации сил, выступающих в защиту и за развитие русской культуры, будет иметь подготовка и проведение юбилейных мероприятий, посвященных 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Считаем, что необходимо привлечь общественное внимание к памятным датам выдающихся государственных деятелей советской эпохи – 130-летию Ф.Э.Дзержинского (2007), 120-летию В.В.Куйбышева (2008 г.),. Уверены, что широкий общественный отклик получат наши инициативы в связи с 200-летием со дня рождения Н.В.Гоголя (2009), 280-летием А.В.Суворова (2009), 200 летием – А.И.Герцена (2012) и Н.П.Огарева (2013). Общественность, деятели культуры, наверняка, внесут свой вклад в подготовку к таким знаменательным датам, как 300-летие Полтавской битвы (2009) и 200-летия Бородино (2012), 400-летие образования народного ополчения Минина и Пожарского (2011), 1150-летие Великого Новгорода (2009).

На днях открывается год Китая в России, что послужит укреплению дружеских связей между нашими народами и взаимному обогащению наших культур.

И это – далеко не все. Десятки, сотни памятных дат необходимо будет отметить в регионах, городах, селах. Перед нами – огромный фронт работ.

Делом мирового значения является защита русского языка.

В этой связи, видимо, будет полезным поучиться у Франции, Канады, Норвегии, Польши, Венгрии и др. стран, которые используют административно-правовые инструменты для защиты национальной культуры и продвижения национального языка.

Так, во Франции как минимум 60 процентов фильмов, демонстрируемых телевизионными сетями – прежде всего в «прайм-тайм», - должны быть европейского производства. При этом доля оригинальных франкоязычных фильмов – не менее 40 процентов. Государственная компания «Radio Franсe» не связана такой квотой, но статья 30 ее устава оговаривает, что она отдает приоритет франкоязычным песням и поощряет молодые национальные таланты.

В Польше телекомпании обязаны гарантировать по крайней мере 30 процентов своего ежеквартального эфирного времени для программ, изначально произведенных на польском языке. Это обязательная правовая норма направлена на защиту и развитие родного языка в соответствии с Законом о польском языке.

А как в Испании отмечается 23 апреля – Всемирный день книги и защиты авторского права! В этот день умер великий писатель Мигель де Сервантес Сааведра – создатель бессмертного «Дон Кихота» - романа, который был признан Нобелевским институтом лучшим произведением всех времен и народов.

Правда, у нас в Казани по Второму каналу ТВ идет вечерняя программа о новинках литературы, уникальных изданиях. Обаятельная ведущая общается с писателями и критиками, идет на «развал», показывает с восторгом книги. Подчеркиваю: в лучшее вечернее время! А в Москве только на канале «Культура» какой-то заросший тип показывает книги по своему вкусу или предоплате.

В мире только четыре языка выработали терминологию и могут развивать, обучать и обучаться всем вариантам науки и культуры: русский, английский, французский и немецкий. Среди этих языков, обеспечивающих доступ ко всем благам и ступеням цивилизации, нет китайского, арабского, испанского, португальского, индийского, индонезийского. Для преподавателя или научного работника, едущего по вызову государства на работу в Индию, Китай и т.п. с преимущественным своим языком, требуется знать один из мировых. Значит, выбирая один из четырех языков, он выбирает или Россию, или страны НАТО. И, следовательно, отдает предпочтение и оказывается в орбите влияния России или этого агрессивного блока…

Китайские, вьетнамские, северо-корейские, кубинские, арабские, африканские и латиноамериканские руководители и интеллигенция, тысячи и тысячи граждан из стран Восточной Европы по-прежнему говорят по-русски. Знают и любят нашу страну и ждут того момента, когда она, наконец, стряхнет с себя бремя паразитов-компрадоров и политических авантюристов. Они поддержат нас и Россию.

Русская культура и русский социализм

Россия, нынешнее поколение ее граждан, оказались на грани безвременья. И обращаясь к народу, мы – как автор древнейшего памятника русской политической мысли «Слова о законе и благодати» митрополит Илларион – говорим: «Встань, отряси сон, ибы не умер ты, но спишь до всеобщего восстания». Наш ответ на вызов времени это – теория и практика русского социализма. Первый шаг на этом пути – необходимость убедительно объяснить народу, что именно социализм является квинтэссенцией той тысячелетней русской культуры, русской цивилизации, русской идеи, которая способна сплотить нацию для одоления смуты и хаоса "реформ", сна разума и чудовищных химер нынешнего безвременья.

Необходимо дать внятные ответы на целый ряд серьезных вопросов, возникающих в связи с введением в политический оборот формулы русского социализма.

Первая группа таких вопросоввплотную связана с проблемой идейного наследия как марксистско-ленинской, так и традиционной русской общественно-политической мысли.

Нам следует показать и доказать российскому обществу, что в своем нынешнем виде формула русского социализма органично вписывается и в марксизм, и в многовековую русскую культурную и духовную традицию. Что она не только впитывает в себя достижения всех течений отечественной мысли, но и способна предотвратить новые расколы в национальном сознании.

Вторая группа вопросовсвязана с сочетанием универсальной социалистической идеи и национальной самобытности "русского пути".

В связи с этим надо точно определить, о каком социализме мы сегодня ведем речь. Ибо это понятие являлось ключевым как для Ленина или Сталина, так и для Троцкого или Хрущева. При том, что они зачастую вкладывали в него совершенно разное содержание. В любом случае не подлежит сомнению, что в начале третьего тысячелетия именно русский социализм должен стать современной формой нашей общенациональной идеи, конструктивно сочетающей в себе идеалы социальной справедливости, национального достоинства и российской даровитости.

Третий комплекс проблемсвязан с разработкой теории государственного строительства. Здесь следует особенно тщательно учесть все прежние достижения и ошибки.

Мировой опыт наглядно доказал нам, что и всеобщая зарегулированность, и хаос "демократической государственности" равно губительны для России. Поэтому формула ответа на русский вопрос предполагает гармоничное сочетание: державной мощи - с народными свободами, государственного регулирования - с демократическими институтами, а национальной самобытности - с дружбой народов.

Речь, тем более, не идет о каких-либо ущербных трактовках русской политической культуры, как якобы силы, ставящей на нищету и подавляющей личность, - той, что стрижет-де всех «под одну гребенку». Нельзя решить проблему русской культуры, не решая весь спектр проблем бытия творца и носителя этой культуры – русского человека. Хотя бы потому, что культура – вещь отчуждаемая. В мире есть и было много охотников до русского культурного богатства, но … без самих русских. Слабый народ обречен потерять и себя, и свою культуру.

Наконец, четвертая группа проблем касается духовного содержания русского вопроса и русского социализма.

Сегодня вполне очевидно, что без нравственного возрождения общества вытянуть Россию из той ямы, в которую затолкали ее "демократы", невозможно. Как известно, мораль – это концентрированное выражение некой идеи, национальной, конфессиональной, общественной. Но так как на государственном, общепризнанном уровне таковой идеи нет, - то нет и морали. «Единая Россия» предлагает обществу идею «достижения жизненного успеха». Успеха в разнузданном потребительстве и самоуничтожении? А это значит, что стране навязывается вся та же вседозволенность и волчьи капиталистические законы. Оголтелые либералы издеваются над «марьиваннами» и «иваниванычами», высокомерно рассуждая: «если ты такой умный, то почему такой бедный».

Мы, коммунисты считаем и настаиваем, что возрождение морали и культуры, возрождение нации немыслимо без опоры на традиционные ценности, на многовековые народные святыни. Немыслимо без обеспечения реальных экономических, социальных и политических прав и интересов русских и всех народов России.

Мы предлагаем обществу следующую программу решения проблемы русской культуры и всего русского вопроса в современных условиях.

1. Реальное равенство представительства русских, т.е. абсолютного большинства трудящихся, как и всех народов России, в экономике, политике и в государственных органах управления снизу доверху.

2. Устранение всяких препятствий для национально-культурной самоорганизации русских на всей территории страны. Защита русского языка. Прекращение искусственной "американизации" нашей жизни, особенно в прессе и на телевидении. Охрана исторических святынь и памятников русской культуры.

3. Адекватное присутствие русских в информационной и культурной сферах. Особенно в средствах массовой информации. Активное противодействие попыткам духовной агрессии против русского народа, его национально-культурных традиций. А также – насаждению тоталитарных сект, других псевдорелигиозных суррогатов «нового мирового порядка», стремящихся подменить собою традиционную православную веру на территории исторической России.

4. Принятие мер, наказывающих по всей строгости закона за любые проявления русофобии как экстремистской формы разжигания межнациональной розни. Будь то высказывания первых лиц государства, оскорбляющие русский народ, или бытовые конфликты в общественных местах.

5. Защита наших соотечественников за рубежом. Использование всех возможностей государственного и общественного воздействия на правящие режимы тех государств, где попираются культурные, гражданские и социально-экономические права русских.

Самобытность, преемственность, устремленность в будущее, духовность и народность являются основополагающими чертами русской идеи. В современной России есть политическая сила, мировоззрение которой воплощает в себе все ее черты, - это КПРФ. Только она сможет стать той точкой опоры, объединившись вокруг которой, мы сумеем переломить ситуацию и начать долгожданный выход из затянувшегося кризиса.

Мы отдаем себе отчет в том, что спасение и подъем русской культуры невозможны без решения всего комплекса социально-экономических и политических проблем, гнетущих, уничтожающих нашу страну.

Совершенно очевидно, что в нынешних условиях даже те куцые национальные проекты, которые поручил В.В.Путин своим кандидатам в «преемники», не имеют шансов быть реализованными. Наоборот, в России и дальше продолжаются процессы деиндустриализации, социальной деградации и окончательного превращения страны в сырьевой придаток стран Запада и Востока.

Мы считаем, что лишь кардинальное изменение экономического курса при решающей роли государства позволит исправить ситуацию. Для этого, прежде всего, необходимо следующее.

1. Новая индустриализация страны в соответствии с требованиями XXI века.

2. Национализация всех стратегически важных отраслей экономики.

3. Восстановление системы государственного управления и планирования.

4. Отказ от вступления в ВТО на данном этапе. Действенная защита внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя от недобросовестной конкуренции из-за рубежа.

5. Преодоление нынешней гигантской пропасти в уровне доходов между богатыми и бедными через создание новой, более совершенной налоговой системы.

Мы понимаем, что предлагаемые меры являются довольно жесткими и непопулярными в известных слоях общества. Но другого пути нет. Либо мы их реализуем, либо страну с падением мировых цен на нефть с неизбежностью ждет окончательная деградация промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. Наступит катастрофическое обнищание населения. И, в конечном счете, произойдут экономическая регионализация и политический распад Российской Федерации.

Сегодня именно КПРФ является выразительницей национальных интересов России. Хочу напомнить нашим политическим оппонентам: национальную идею не изобретают. Она выстрадана нашим народом за тысячелетия. Суть ее проста и очевидна. Нам не выжить в этом мире и не удержать просторы и природные богатства без сильного государства, мощного общенародного сектора экономики, возвращения народовластия, восстановления уважения к человеку труда и воссоединения триединого русского народа – великороссов, малороссов и белорусов.

Без русской культуры, в которую внесли свой вклад все народы России, невозможен социализм. Без социализма не могут быть спаяны русская культура, русский народ и вся Россия. Именно так, как и в Великую Отечественную войну, поставлен сегодня вопрос Историей.

Сформировавшееся в труднейших условиях информационно-психологической войны, политической травли и гонений, КПРФ сумела выстоять и впитать в себя боль за поруганное Отечество. Она впитала в себя и сегодня олицетворяет всю горечь оскорбленной русской души, весь накал святого народного гнева... Сплав этих чувств с марксистско-ленинским учением, с современными политическими технологиями и многовековым историческим опытом России и воплощается сегодня в формулу русского социализма, советской державности и народовластия. Это и есть путеводная звезда наших будущих побед!

Успехов нам всем на этом праведном и благородном пути!
24.03.2007


Вернуться назад