Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №1, 2016

Алексей Фокин
Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций)

Фокин Алексей Русланович
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт философии РАН,
109240, Российская Федерация, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
преподаватель кафедры теологии.
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
115409, г. Москва, Каширское ш., 31;
e-mail: al-fokin@yandex.ru

Начиная со второй половины IV в. н. э. латинские христианские мыслители стали пользоваться категориями Аристотеля, такими как «сущность» и «отношение», «потенция» и «акт», «материя» и «форма» и др., чтобы с их помощью описать догмат о Божественной Троичности. Так, Марий Викторин проводил различие между Отцом как чистым Бытием (esse), тождественным с Божественной сущностью, и Сыном как его определяющей формой (ens, esse formatum). Он рассматривает Отца в качестве потенции, Сына – в качестве акта, а Св. Духа как Их внутреннюю связь (connexio). Августин также относит к Богу категорию сущности и отношения и рассматривает Лица Троицы в качестве трех отношений внутри одной сущности. Боэций придал этому учению совершенную логическую форму, где отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом интерпретируются в соответствии с законом тождества (А = А), как отношения Бога к Самому Себе. Этот вариант тринитарной доктрины, основанный на аристотелевских Категориях, был унаследован западной средневековой схоластикой, где он трансформировался в учение о «субсистентных отношениях» в Боге



Другие статьи автора: Фокин Алексей

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020фи№1, 2021№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2014№1, 2015№2, 2015№1, 2014№2, 2013№1, 2013№2, 2012№1, 2012№2, 2011№1, 2011№2, 2010№1, 2010№2, 2009№1, 2009№1, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба