Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » ф№5, 2021

Владимир Легойда
Метод Зосимы

Журнал Фома.

Метод Зосимы, или Об одном упреке скептиков в адрес христиан

Метод Зосимы, или Об одном упреке скептиков в адрес христиан

Есть скептики, которые говорят: «Вы, христиане, верите просто потому, что так захотели. А значит, точно так же можете поверить во все что угодно, даже в другую религию. Потому что нет у мыслящего человека обоснований для веры».

И на первый взгляд, все здесь кажется логичным: раз не можете привести объективные доказательства истинности своей веры, то какая разница, во что верить и верить ли вообще? Но проблема в том, что логика эта, при всей ее теоретической привлекательности, строится на основании, которое практика даже нашей вполне себе земной жизни ставит под вопрос — если не полностью опровергает.

Мне очень нравится знаменитый ответ старца Зосимы «маловерной даме» в «Братьях Карамазовых». Он говорит: «Доказать тут нельзя ничего, убедиться же возможно». Какая точная мысль за этими словами: убежденность в истине находится вне сферы рационально доказуемого. А скептик не понимает, как можно развести доказательство и убедительность, хотя в жизни это происходит на каждом шагу.

Ну как доказать, что человек, которого вы любите, достоин любви? Особенно если ваш оппонент видит в вашем избраннике, к примеру, гнев, уродство, жадность, а для вас это лучший человек на земле. Как же это доказать?

Никак. А вот убедить можно, как говорит Зосима, «опытом деятельной любви».

Действительно, научный и религиозный поиски различаются: научный поиск предполагает проникновение, описание, изучение, расчленение существующей вне тебя реальности и объяснение ее, а религиозный — исходит из изменения себя, из подбора иной оптики, когда, меняя себя, начинаешь видеть мир по-другому. То есть мир не становится другим, это ты меняешься и тем самым разрешаешь те вопросы, которые вчера тебе казались неразрешимыми.

Я думаю, старец Зосима не меньше Ивана Карамазова был поражен в самое сердце рассказом о том, как помещик приказал затравить ребенка псами. Но Иван Карамазов говорит о слезинке ребенка как о вызове Богу, и до конца жизни будет ломать над этим голову и твердить: мол, «слишком дорого оценили гармонию», и потому входной билет он Богу «почтительнейше возвращает». А у старца Зосимы совсем другой ответ. Он просто живет по-другому и, изменяя себя, преображает мир вокруг и меняет жизнь Алеши, Мити, которого, поклонившись ему, фактически уберег от отцеубийства, и многих других. Пока Иван разбирается с высокими материями и пытается разрешить неразрешимые проклятые вопросы, Зосима снимает эти вопросы и для себя, и для других. Вспоминается концовка стихотворения «Теодицея» Тимура Кибирова. Когда Иван Карамазов умирает и начинает даже у райских врат предъявлять претензии Богу, вдруг раздается голос Магдалины:

И тогда Магдалина, не в силах терпеть,
Заорала: “Ты что, совсем очумел?!
Ты с кем говоришь-то?! 
Да как ты смел?!
Как же можно так не понять ничего?!
Да взгляни, белоручка, на руки Его!”
И долго её усмирить не мог
Распятый за Ваню Бог.

И все же нередко, если те самые скептики, даже когда мы в горячих дискуссиях объясняем им все ошибки в их теоретических по- строениях, все же остаются при своем, то тут уже вопрос к нам. Насколько не слова наши и уверенность в собственной правоте, а тот самый «опыт деятельной любви» способен показать окружающим убедительность нашей веры?

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021ф№5, 2021ф№6, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба