Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » ф№6, 2021

Семейное чтение. Трапезы в Евангелии: Что, как и с кем вместе ел Иисус Христос

Журнал Фома.

Иисус Христос — Бог. Разве Бог ест? Разве Ему нужна еда? Конечно, нет! Но Христос — Богочеловек. Он воплотился и прожил жизнь среди людей в человеческом теле. А людям необходимы еда и питье. Иисус ел и пил, как любой человек. И с Ним за столом сидели разные люди — Его родственники, Его ближайшие ученики, те, кто звал Иисуса к себе в гости, и те, кому Он помогал, грешники и праведники, богатые и бедные… Такое совместное принятие пищи называют трапезой. Вспомним самые важные трапезы, о которых рассказывает Евангелие…

Что ел Иисус

Иисус родился и, как любой маленький ребенок, сначала питался маминым молоком. Есть иконы, на которых изображено, как Богородица кормит Младенца Иисуса грудью. Потом Христос подрос и начал принимать пищу так, как было принято в Его народе. Вместе с Марией, Иосифом, Своими близкими Иисус, наверное, ел жареное зерно, ел хлеб, макая его в оливковое масло или в уксус, мог видеть на столе редьку и сельдерей, огурцы и орехи, фиги и виноград, мед и изюм, чечевицу и бобы, птицу, яйца, редко — мясо и часто — рыбу, которую галилейские рыбаки ловили в Генисаретском озере. Эти продукты в основном составляли меню жителей древней Иудеи.

Какую рыбу ловили апостолы?

Многие из первых учеников Христа были рыбаками. Интересно, а какую рыбу ловили рыбаки в Галилейском море (на самом деле это пресное озеро, но по меркам Израиля оно такое большое, что его называют морем)?

Разве Бог ест? Что, как и с кем ел Иисус Христос

Тилапию называют рыбой святого Петра. По преданию, это та самая рыба, которую апостол Петр выловил по повелению Христа.

Во рту у нее он нашел монету и заплатил ею храмовый налог за Учителя и за себя.

Еду готовили женщины, за столом семьи собирались утром перед началом работы и после её окончания, когда солнце уже зашло. До 30 лет Иисус зарабатывал на хлеб плотницким ремеслом. Работа непростая, физически тяжёлая, поэтому и еда у плотника должна быть сытная. Правда, семья Иисуса была небогатая, поэтому вряд ли они устраивали роскошные пиры. Но скромные семейные трапезы, если в доме царят любовь и понимание, порой ценнее застолий с горой угощений.

Когда Иисус вышел на проповедь и пошел по Палестине со своими учениками, в путешествиях большой общине тоже нужно было чем-то питаться. Последовав за Иисусом, его ученики оставили свои привычные занятия и больше не зарабатывали денег на пропитание. Теперь им оказывали помощь сочувствующие проповеди Евангелия состоятельные иудеи. А кроме того, Иисуса и апостолов нередко звали в гости в разные дома, где устраивались застолья. Звали, чтобы послушать мудрые речи галилейского Проповедника, иногда — поспорить с Ним. Например, Христа приглашали к своему столу фарисеи, рьяные поборники иудейских законов, и Иисус, возлежа с ними за столом, продолжал учить Истине, которая часто не совпадала с представлениями хозяев.

Как еды было мало, а хватило всем

Дважды в Евангелии рассказываются истории, когда Христос сумел накормить много людей небольшим количеством еды, многократно преумножив её. Еда это была — хлеб и рыба. И трапезы эти были поистине чудесными.

Разве Бог ест? Что, как и с кем ел Иисус Христос

Первая история такая. Иисус узнал, что убит Иоанн Креститель, великий пророк, который крестил Самого Иисуса. Христос отправился на лодке в пустынное место возле Вифсаиды. За Проповедником пешком по суше по­шла огромная толпа — люди собрались из разных городов. Иисус вышел из лодки. Перед ним было целое море людей. Все они пришли не только для того, чтобы услышать Иисуса, но и чтобы получить от Него исцеление — слава о Его чудесах распространялась быстро.

Пока Спаситель исцелял больных, наступил вечер. Люди проголодались. Ученики попросили Христа отпустить народ в селения, чтобы те купили себе еды, но Иисус повелел ученикам самим накормить толпу. «Чем? — удивились те. — У нас нет столько еды!.. Вот есть мальчик, у него с собой пять ячменных хлебов и две рыбки. Но разве хватит этого для толпы, в которой больше пяти тысяч человек?!»

Тогда Иисус Сам взял этот ячменный хлеб, воздал благодарение Небу, преломил и раздал ученикам. А ученики раздали людям, которые отдыхали, сидя на траве по сто и по пятьдесят человек. То же сделали и с рыбой. И чудесным образом хватило всем! И все насытились! Больше пяти тысяч человек — пятью хлебами! Мало того, после ученики ещё собрали остатки этого хлеба — двенадцать корзин кусков!

Вторая история похожа на первую. В очередной раз за Иисусом шло множество народа. Огромная толпа находилась в пути целых три дня, и всё это время люди ничего не ели. Иисус подозвал к Себе учеников:

«Мне жаль этих людей. Им предстоит долгий путь домой. Я не хочу отправлять их голодными — они ослабнут в пути…»

Раньше ели… лежа?!

Разве Бог ест? Что, как и с кем ел Иисус Христос

В Евангелии не раз говорится, что Иисус и Его слушатели возлежали за трапезой. Не сидели, как привыкли мы, а возлежали. Почему так? А потому что в евангельские времена пиры проводились именно так, по греко-римскому обычаю: посредине стоял невысокий столик, а гости вокруг него возлежали по трое на ложе, опираясь на левый локоть и оставляя правую руку свободной для приема пищи из общего блюда. На каждом ложе гости возлежали таким образом, что голова каждого находилась на груди соседа. Так можно было вкушать угощения не спеша, расслабленно, сопровождая трапезу доверительной беседой.

«Но, Учитель, где нам найти столько хлеба, чтобы накормить всех? — растерялись апостолы. — Мы так далеко отошли от мест, где можно добыть еду… У нас есть всего семь хлебов и несколько мелких рыбёшек…»

И вновь Иисус приказал людям сесть на землю. Взял хлеб и рыбу, помолился, преломил хлеб, дал ученикам, а те раздали людям. И опять все были сыты. Только в этот раз в толпе было, как свидетельствует Евангелие, «четыре тысячи человек кроме женщин и детей», то есть больше четырех тысяч человек, а корзин с остатками хлеба и рыбы после трапезы ученики набрали семь.

Как Иисус… Сам приготовил еду!

Иисус не только преумножал еду — Он Сам ее готовил! Да-да, представьте себе, в Евангелии есть история, когда Господь уже после Своего Воскресения, Преображённый, Сам приготовил трапезу для Своих учеников. И снова это были хлеб и рыба.

Разве Бог ест? Что, как и с кем ел Иисус Христос

Апостолы тогда рыбачили на озере. Они очень радовались непомерно большому улову — рыб было много, они были огромные, и сеть, на удивление, не порвалась! Наконец, счастливые рыбаки причалили к берегу. Вышли… и увидели Человека. Он был светлым, в светлых одеждах, сидел у костра, на углях запекалась рыба, а рядом лежал хлеб. Человек попросил их принести рыбу, которую апостолы только что поймали. Петр, онемевший от неожиданности, послушно вытащил из лодки сеть, в которой было целых сто пятьдесят три рыбины, но приблизиться к Человеку побоялся. Он смотрел на Преображенного Христа, узнавал Его, но не смел ни произнести что-либо, ни сделать шага к костру.

«Придите, обедайте», — ободрил рыбаков Человек.

Разве Бог ест? Что, как и с кем ел Иисус Христос

Растерянные ученики продолжали стоять у берега. Тогда Христос Сам взял хлеб и рыбу и отдал апостолам…

Как было устроено застолье

Застолья во времена Христа были не просто общим приемом пищи. За столом объединялись родственники, общались друзья и единомышленники. По тому, кто как располагался вокруг стола — ближе к хозяину, дальше от него, во главе стола или где-то сбоку, — можно было определить, кто важнее и знатнее. Если тебя пригласил на торжественную трапезу видный, важный человек, можно было за угощением заявить о себе. Богатые могли показать всем, как они богаты, удивив гостей количеством блюд и их пышностью, но могли выразить с помощью щедрого застолья и свою доброту, своё милосердие — накормить бедных и голодных. В свою очередь, гости за трапезой имели возможность высказать почтение хозяину, развлечь других гостей, показать, как они умны и остроумны.

Разве Бог ест? Что, как и с кем ел Иисус Христос

С застольем в Иудее были связаны специальные ритуалы и традиции. Перед едой особым образом омывались руки, читались молитвы… Помните, Иисус перед трапезой на Тайной Вечере омыл ноги своим ученикам? Для нас это действие кажется странным, а в евангельские времена на Востоке такое поведение было обычным: хозяин таким образом оказывал почтение самым дорогим гостям.

Сам Христос за столом беседовал с учениками и мудрыми людьми Иудеи, учил и проповедовал. Ему было неважно, знатный человек сидит рядом с Ним или бедняк, праведник или грешник, — Христос готов был разделить трапезу с каждым

Позже первые христиане переняли эту традицию. В первые века после Воскресения Христа христианские общины устраивали так называемые агапы: раз в неделю вечером или ночью верующие собирались вместе, молились, совершали таинство Евхаристии, причащались. А потом у них была общая трапеза. На стол выкладывали овощи, фрукты, рыбу, вино и воду. Состоятельные жертвовали на застолье свои деньги, на агапу могли прийти бедняки, вдовы, старики, сироты — всем хватало еды и все были сыты.
Самая чудесная трапеза

Главные события Евангелия происходили во время иудейского праздника Пасхи. Перед праздником Иисус и Его ученики совершили пасхальную трапезу, то есть у них было праздничное застолье. Мы называем это событие Тайная Вечеря.

Хлеб и рыба — особая еда

Разве Бог ест? Что, как и с кем ел Иисус Христос

Хлеб и рыба были главными продуктами для жителей Иудеи, едой для жизни. А у христиан хлеб, который в таинстве становится Причастием, и рыба даже стали символами Христа. По-гречески рыба — это «ихтис». А ещё «ихтис» — это сокращение греческой фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Первые христиане, которых преследовали и убивали римляне, вынуждены были скрывать свою веру. Чтобы узнавать «своих» и подавать знаки другим христианам, они рисовали на стенах катакомб или чертили прутиком на песке изображение рыбки. Этот общий «пароль» отлично понимали «свои»: где «ихтис», там — христиане.

 

В Евангелии не говорится, что именно ели апостолы и Христос тем великим вечером, но известна традиция пасхальных трапез той эпохи. Обязательной пасхальной едой была маца — пресная лепёшка из теста. Ведь еврейский праздник Пасхи был посвящен освобождению евреев от египетского рабства: люди так торопились убежать от своих мучителей из Египта, что захватили с собой ещё не заквашенное тесто, и уже после спасения, в пустыне выпекали из него пресные лепешки. Вот в память о том спасении и по завету Бога евреи сохранили в веках рецепт приготовления мацы.

Ещё на столе на Тайной Вечере могли быть мясо ягненка или козлёнка, горькие травы, фрукты, орехи, овощи, чечевичная похлебка. И конечно, обязательно выкладывался на стол хлеб и ставилось виноградное вино.

На Тайной Вечере произошло очень важное событие. Вот что Евангелие рассказывает о нем: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Так на Тайной Вечере Самим Господом было установлено таинство Причастия. И когда сегодня, спустя два тысячелетия, мы приходим в храм на литургию, принимаем от священника из Чаши Кровь и Тело Христовы, мы невидимым для нас образом становимся участниками именно той Тайной Вечери, самой чудесной из всех трапез.

Разве Бог ест? Что, как и с кем ел Иисус Христос

Рисунки Галины Воронецкой

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021ф№5, 2021ф№6, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба