Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №8, 2013

Екатерина КРАСНОВА
Ребенок заболел: как не вырастить инвалида

"Семейный совет" на сайте "Фомы"

Болезнь, несчастный случай — и здоровый ребенок становится инвалидом. Как родителям принять свершившееся и объяснить ребенку происходящее? Рассказывает Екатерина Краснова, педагог-психолог Реабилитационного центра для слепых и слабовидящих (Казань).

Самый первый совет родителям — успокоиться и перестать паниковать. Когда ребенок видит, что родители в смятении, он сам начинает пугаться. 

Ребенку нужно рассказывать о его болезни (учитывая, естественно, возраст), объяснять, что с ним происходит, тогда он тоже будет принимать участие в улучшении своего самочувствия, и лечение будет эффективнее. 

 

Для того чтобы самим родителям понять ситуацию, необходимо поговорить с теми мамами и папами, которые столкнулись с подобным. Такое общение очень важно, оно помогает и в бытовом смысле (советы в данном случае бывают полезными) и в психологическом (родители видят, что люди научились жить с похожими проблемами). 

Родители, у которых заболел ребенок, могут впасть в две крайности. Первая — начать загружать его учебой, доказывая всем, что он не только не хуже здоровых сверстников, а даже лучше, успешнее. Но для ребенка, тем более ослабленного, это явно не полезно. Вторая крайность — гиперопека. Ребенка начинают баловать, снимать все запреты, делая его безответственным. Нельзя воспитывать в ребенке инвалида. Надо стараться, насколько это возможно, сохранить в нем самостоятельность. 

Часто родители полностью отдают все силы на лечение ребенка и забывают, что ему нужны не только медицинские процедуры, но и развитие, общение. И что лепка, рисование и чтение так же важны для маленького человека, как и выписанные врачом лекарства. 

Чтобы ребенок понял: с тем, что он, например, теперь не может видеть или ему трудно передвигаться, жизнь не кончается, нужно показать возможности, которые у него есть. Можно объяснить: «Ты не видишь, но зато ты можешь получать информацию о мире через прикосновения, через описания, я тебе буду подробно все рассказывать». Важно дать представление о том, что есть альтернатива. А вот говорить: «Этого ты теперь не можешь», — категорически нельзя.

Надо концентрировать ребенка на хорошем, на успехах. Хвалить, если он сделал что-то, что в его положении сделать непросто. И самим родителям нужно быть уверенными, что если их ребенок захочет — он сможет стать максимально трудоспособным, активным, сумеет получить образование, создать семью и обеспечивать ее. Для этого полезно смотреть на позитивные примеры реальных людей. Вот, например, у человека нет ноги, а он и машину водит, и детей растит, и вообще — обаятельный, веселый человек. 

Не стоит ограничивать общение собственного ребенка детьми с подобными проблемами. Сколько существует интернатов для незрячих! И вот их выпускники выходят за стены этих интернатов и обнаруживают — вокруг совсем другие люди! Зрячие ничего не знают про тех, кто не видит, как и наоборот. 

Сейчас много говорят об инклюзивном образовании. Я понимаю, что это трудно осуществить, но оно необходимо, нельзя отделять здоровых детей от тех, у которых есть какие-то физические особенности. Да, дети — разные. Они могут и подшутить, и сказать что-нибудь неприятное. Но если у ребенка доверительные отношения с мамой и папой, они смогут ему объяснить, как переживать подобные столкновения. Таким способом встретиться с ними лучше, чем выйти в мир взрослым и совершенно не подготовленным к реальной жизни человеком. 

Если у вас не получается найти для ребенка инклюзивный класс, можно самим пытаться создавать ему полноценное общение. Приглашать в гости разных детей и объяснять всем, что все люди — разные. Просвещать нужно и детей, и родителей, и здоровых, и людей с физическими проблемами. Не нужно ждать, что кто-то займется таким просвещением вместо нас.

Фото Владимира Ештокина.



Другие статьи автора: КРАСНОВА Екатерина

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021ф№5, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба