Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2013

Екатерина Зоря
От заговора к ритуалу: краткий очерк трансформации понятия «магия» на постсоветском пространстве

Описывая собственный опыт полевых исследований магии, даже этнографы зачастую удивлены ее распространенностью. Например, автор книги «Колдуны и жертвы: антропология колдовства в современной России» Ольга Христофорова пишет: «Конечно, я читала Афанасьева и Даля, писала о культуре вуду и шаманизме, а моя кандидатская диссертация была посвящена проблеме мифологического мышления, но при этом я привыкла располагать эти феномены где то далеко — в историческом прошлом или экзотических странах». Подобное удивление порой встречается и среди западных ученых, не занимающихся специализированно темой магии. Магия воспринимается как некая экзотическая аберрация сознания, феномен, в который не верит не только ни один ученый, но и ни один в принципе разумный человек. Для тех же, кто специализируется на истории эзотеризма, как в англоязычном научном дискурсе, так и в русскоязычном, очевидно, что магия сопровождает нас на протяжении всей истории человечества и не собирается исчезать, несмотря на стремительную секуляризацию и «расколдованность» мира, и что слово «магия» изменяет свой смысл, не только в случае модерна, но и при всех прочих глобальных цивилизационных сдвигах. Изменения эти происходят как относительно смыслового содержания в среде самих носителей магического дискурса (он же — оккультура), так и среди ученых.

Kateryna Zorya From Charm to Ritual: Transformations of «Magic» in the Post-Soviet Space

Kateryna Zorya — Member of the Association for the Study of
Esotericism and Mysticism (Kiev, Ukraine).
kzorya@gmail.com

The article examines the changing definitions of magic in the humanities and shows how many of these definitions are falsified. It proposes to view magic as an umbrella term, the use of which depends on cultural context, and thus the best approach the study of magic would be to define its boundaries for each particular culture separately, and to carefully examine whether a particular phenomenon belongs to «occulture» in each specific context. The article then turns to the interpretations of magic in the post-Soviet space, finding, in particular, how «magician» evolved from being a person of knowledge to becoming a person of power, and how once negatively charged terms, borrowed from the Western occulture, were redefined with positive meanings.



Другие статьи автора: Зоря Екатерина

Архив журнала
№3, 2020гос№1, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба