Отв. ред. С.И. Бажов
Цивилизационный подход в том виде, в котором он занимает прочные позиции на Западе, и в постсоветский период активно пропагандируется в качестве альтернативы формационному в отечественной науке (локально-дискретный), в целом следует традиции, заложенной Данилевским и Леонтьевым и развитой впоследствии Шпенглером и Тойнби. В этой традиции деятелями всемирной истории признаются последовательно сменяющие друг друга цивилизации, созданные отдельными народами или отдельными группами народов и развивающиеся независимо друг от друга, хотя и по общим для всех их законам развития. Предмет всемирной истории в этом случае сводится к совокупности историй отдельных цивилизаций. При таком подходе исчезает из виду человечество как единое целое и его историческая судьба. Таким образом, в ходе критического анализа нельзя не прийти к выводу, что обе рассмотренные парадигмы не могут быть признаны удовлетворительными. Думается, плодотворным может быть лишь подход, утверждающий единство исторической судьбы человечества, имеющего общее происхождение, и одновременно признающий, что история движется благодаря существованию самобытных цивилизаций… A.A. Фролов. Историософия славянофильства: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков
Сухов A.Д.
Материализм М.В. Ломоносова
Фролов A.A.
Историософия славянофильства: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков.
Куценко H.A.
Иван Михайлович Скворцов – первый профессор философии в Киевской духовной академии
Берговская И.И.
Особенности «субъективного» понимания православия в философии К.Н.Леонтьева
Кацапова И.А.
Философия права П.И.Новгородцева
Лазарев B.В.
С.Н. Булгаков о троичности исходного принципа
Аверьянов В.В.
Русская историческая традиция в неоконсерватизме И.А.Ильина
Козлова О.В.
Проблема свободы в философии И.А.Ильина
Гурьянова О.В.
Проблематика процесса общения и диалога культур в русской философии XIX–XX вв.
Джузеппе Астуто
Кавелин о происхождении Российской государственности
Соболев А.В.
О Г.В. Флоровском по поводу его писем евразийской поры