Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №4, 2020

Ирене Артман
Аргентина в авангарде реституции

 

cou_03_20_wide_angle_hartmann_website.jpg

Керамический сосуд в форме головы культуры Сьенага, доколумбовая эпоха.

Начиная с 2004 года в Аргентине было изъято и возвращено в страны происхождения около 5000 культурных объектов. Столь высокого результата удалось добиться благодаря более широкому признанию искусства доиспанских цивилизаций и принятию закона об охране археологического и палеонтологического наследия.

Ирене Артман
Журналистка, постоянный сотрудник ежедневной газеты «Кларин» (Аргентина)

«Ограбление века» — так окрестили в прессе хищение произведений искусства из Государственного музея изобразительных искусств в Асунсьоне (Парагвай), совершенное в июле 2002 года. И окрестили вполне оправданно: выкопав 30-метровый подкоп, преступники вынесли из музея пять картин, в том числе портрет Святого Иеронима кисти неизвестного живописца XVI века, оцениваемый в 200 тыс. долларов. Грабителям удалось скрыться и пересечь аргентинскую границу. Впоследствии картина была выставлена на продажу в городе Посадас на северо-востоке страны. Лишь в 2008 году ее поиски увенчались успехом, и в том же году Аргентина передала картину Парагваю.

Возвращение на родину «Святого Иеронима» — не единственный подобный случай. Начиная с 2004 года Аргентина вернула странам происхождения не менее 4825 культурных объектов, изъятых из незаконного оборота на ее территории, в том числе произведения искусства, археологические памятники и исторические документы. За последние десять лет Аргентина стала рекордсменом в области реституции похищенных и незаконно вывезенных культурных ценностей.

По мнению руководителя научно-исследовательского отдела Национального музея изящных искусств(link is external) (Буэнос-Айрес) Марии Флоренсии Галесио, это связано с приходом более глубокого понимания ценности, которой обладает наследие доиспанских цивилизаций. «Долгое время эстетическое значение искусства доколумбовой эпохи недооценивалось. Теперь ситуация начинает меняться, особенно в последние пятнадцать лет», — поясняет она.

Важным событием, способствующим признанию ценности культурного наследия прошлых цивилизаций, стало в 2004 году открытие в этом музее зала, полностью посвященного искусству доколумбовой эпохи. «Наличие отдельного зала означает, что собранные в нем экспонаты отныне не просто интересны с этнологической или археологической точки зрения, но и представляют эстетическую ценность», — добавляет г-жа Галесио.

Дело Жанейр

«Музейные учреждения во многом содействовали признанию ценности искусства доколумбовой эпохи, однако предпосылки для этого создал закон об охране археологического и палеонтологического наследия, принятый в 2003 году», — продолжает сотрудница буэнос-айресского музея. В том же году Аргентина ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. 

Закон, контроль за соблюдением которого в масштабах страны был возложен на Национальный институт антропологии и латиноамериканской мысли (INAPL(link is external)), обязует владельцев объектов, обнаруженных в ходе археологических или палеонтологических раскопок, регистрировать их в официальном реестре Аргентины.

Принятие этого закона было частично обусловлено нашумевшим «делом Жанейр», которое привело к изменениям в общественном сознании и законодательстве. В самом начале 2000-х годов сотрудники таможенной службы международного аэропорта им. Пистарини обратили внимание на участившиеся случаи перевозки через границу предметов древности. Они сообщили об этом в INAPL, где для них в этой связи было организовано обучение с целью научить работников таможни распознавать археологические артефакты и палеонтологические находки. Одновременно с этим, в 2000 и 2001 годах в ряде антикварных магазинов аргентинской столицы, по большей части принадлежащих антиквару Нестору Эдуардо Жанейру, было изъято не менее 10 000 различных объектов.

Сложно сказать, сколько составляет совокупная стоимость всех объектов, которые были возвращены Аргентиной в страны их происхождения. «Поскольку продажа этих объектов запрещена, археологи отказываются оценивать их стоимость. Если о ценности одних предметов у нас нет ни малейшего представления, то потенциальную стоимость других мы можем предположить, исходя из известных нам цен на черном рынке. Стоимость изъятых объектов может варьироваться от нескольких сотен до нескольких миллионов долларов», — поясняет сотрудник отдела по защите культурного наследия Федеральной полиции Аргентины Марсело Эль Айбе.

Известна стоимость только чуть более 3 % из 5000 возвращенных объектов, и при их продаже на черном рынке она в общей сложности составила бы ни много ни мало 860 000 долларов. О возможной цене оставшихся 97 % можно только догадываться. Какой бы они ни была, она в любом случае не включала бы в себя их нематериальную — а значит, неоценимую — составляющую.

Перу — главный бенефициар реституции

Абсолютным лидером по числу вернувшихся из Аргентины предметов искусства является Перу — одна из стран, более всего страдающих от незаконного вывоза культурных ценностей в Латинской Америке. Перу было передано 88 % всех возвращенных объектов. На втором месте — Эквадор, на который приходится 9 % реституций. Так, в 2016 году Аргентина вернула Эквадору 439, а Перу — 4150 объектов наследия, изъятых семью годами ранее. Часть объектов вернулась в Боливию, Парагвай и Испанию. В последнем случае предметом реституции стали карты, составленные древнегреческим астрономом и математиком Птолемеем. Они были украдены из Национальной библиотеки Испании(link is external) в 2007 году человеком, выдавшим себя за научного работника. Две карты были найдены в Аргентине, где проживал похититель. В 2007 году они вернулись в страну происхождения.

Как в этом последнем примере, зачастую похищенные культурные ценности преодолевают сложный маршрут, пересекая границы и океаны. «Жертвы ограбления обращаются в полицию своей страны, в то время как похищенное имущество, как правило, поступает на рынок за рубежом, что не способствует работе розыскных служб», — продолжает Марсело Эль Айбе. По его подсчетам, незаконный оборот культурных ценностей составляет около 6500 млн долларов ежегодно.

Решающим фактором в розыске похищенных ценностей зачастую является сотрудничество органов полиции разных стран, а также внешняя экспертиза с целью идентификации объектов. «Мы работаем в тесном взаимодействии с другими организациями, такими как Национальный институт антропологии и латиноамериканской мысли и Музей естественных наук им. Бернардино Ривадавия, если речь идет о палеонтологических объектах. Межведомственное сотрудничество — важное условие успеха», — подчеркивает Эль Айбе.

Последнее успешное дело было разрешено в 2019 году, когда в одном из бутиков Буэнос-Айреса было обнаружено не менее 115 документов 1824 и 1900 годов предположительной стоимостью в 10 000  долларов. В скором времени они будут переданы властям страны, откуда они были незаконно вывезены, — Перу.



Другие статьи автора: Артман Ирене

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба