ИНТЕЛРОС > Материалы рейтинга "СОФИЯ" > ДЕМОКРАТИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. СЛУЧАЙ РОССИИ Валерий Анашвили
|
Глава 1. Вводные замечания Всякая политическая система несет на себе отпечаток той специфической проблемы, которую она была призвана решить в момент своего возникновения. Если мы хотим понять природу какой-либо из ныне существующих политических систем и определить, на что она способна (или неспособна), нам следует выявить ту политическую или социальную проблему, на решение которой была изначально нацелена данная система. Например, как считает Фрэнк Анкерсмит, в эпоху европейских религиозных войн между католиками и протестантами была фактически сформирована абсолютная монархия – как способ выживания государства, раздираемого гражданскими войнами.[1] Государство вынужденно стало таким, чтобы остаться в стороне от борьбы противоборствующих сторон и тем самым сохранить свое существование. Эта ситуация одновременно привела к возникновению и абсолютной монархии и «гражданского общества», куда были перенесены все издержки социальной напряженности, связанные сначала с религиозными распрями, а позднее, в 19 веке, с идеологическими расколами. Государство под угрозой исчезновения должно было выделить из себя гражданское общество, отстраниться от него, чтобы выжить. Конфликт начала 19 века отличался от конфликта 17 века тем, что теперь государство уже не могло выступать в роли нейтрального арбитра, стоящего над противоборствующими сторонами, поскольку революционеры, либералы, консерваторы вели борьбу за контроль над самим государством, государство должно было стать трофеем в их революционной схватке. Государство уже не могло спастись «выжидая в стороне». В данной ситуации репрезентативная демократия пришлась очень кстати. Выход заключался в том, чтобы примириться со сдачей государства под контроль большинства одной из враждующих сторон, но при наличии компромисса с меньшинством. Государство как таковое снова вывело себя из-под удара, сняло с себя угрозу быть уничтоженным при идеологической победе той или иной группы. При этом трансформации самой демократии, то есть ее современной формы – представительной демократии – за эти двести лет были крайне существенны. Они зависели от изменения многих параметров. Назовем лишь некоторые из них: — коммуникационные и агитационные возможности внутри гражданского общества были совершенно иными – газеты и листовки при крайне ограниченной грамотности населения тогда, и существенное увеличение процента грамотности, появления радио, затем телевидения и интернета ныне (как говорится в одном из докладов Института общественного проектирования, телевизионная аудитория в России составляет от 95 до 102 млн человек в сутки. Очевидно, что такой пропагандистско-агитационный охват электората в корне меняет всю структуру вербальной деятельности представителей, партий и общественных организаций); — представительное правление было учреждено в эпоху парламентских партий, имеющих совершенно иную природу, чем возникшие на рубеже 19-20 вв. массовые политические партии (подробнее об этом в следующей главе). А сейчас мы переживаем уже третью фазу этого процесса – постепенное отмирание массовых партий. Проблема многих отечественных и западных исследований заключается в том, что они с увлечением описывая процессы партийного строительства в той или иной стране, забывают задать вопрос «А зачем вообще сейчас нужны партии и какие они должны быть?». И самое опасное, что их некритическую позицию вынужденно подхватывают политики, цепляясь за желание отстраивать массовые партии, хотя этот институт уже давно и безвозвратно устарел. Очевидно и неоднократно описано, что в современном обществе произошел трансфер социальных расколов. Извне расколы переместились внутрь, т.е. – конфликт ныне носит не ярко выраженный, «классовый», характер, когда его могла инспирировать та или иная партия и начать бороться за его ликвидацию в парламенте, конфликт теперь локализуется в индивиде (подробнее об этом также в следующей главе). Переход от монархии к репрезентативной демократии решал проблему жесткого социального конфликта путем его локализации внутри парламента, настроенного на компромисс. Демократия имела достаточное оснащение, чтобы решать многие проблемы, унаследованные от аристократического прошлого, проблемы, так или иначе касающиеся социального неравенства. Но сегодня конфликт локален, он выведен из зоны фиксированной социальности (здесь можно привести пример автомобильных пробок, в которых стоят все, независимо от доходов и социального расслоения; экологию; потоки информации, которые захлестывают все общественное пространство, не оставляя свободных зон; законы в сфере образования и т.д.). Эпоха партий, выстроенных на идеологических и мировоззренческих расколах электората, прошла. Партии давно уже не являются системами конденсации «больших» идеологий, которые группировали бы электорат по экономическим, социальным или мировоззренческим признакам. Теперь это структуры, выполняющие два типа задач – «социального лифта» и «клуба по интересам». Крупные партии, имеющие возможность через присутствие в парламенте и в медиасфере влиять на кадровые назначения, в большей степени ориентированы на первую задачу, мелкие партии (их может быть бесконечное множество: «Партия любителей пива», «Партия любителей голубых глаз», «Партия любителей финансовых пирамид», «Партия сторонников инопланетного разума» и т.д.) – на вторую задачу, выполняя важную функцию регистратора взглядов и определенного рода типичных (или нетипичных) социальных практик части населения за пределами электоральных циклов. В каком-то смысле эти «малые партии» балансируют на грани превращения в «лиги», в общественные организации, если иметь в виду, что партия по определению должна бороться за власть, а общественные организации – быть местом аккумуляции интеллектуальной и ценностной активности граждан[2]; — возникновение демократических режимов правления было синхронизировано с появлением национальных государств современного типа, и между ними в дальнейшем установилась неразрывная корреляция. Кризис современного национального государства тем самым сказывается на очевидных кризисных явлениях в системе представительной демократии континентального типа;[3] — демократия радикальным образом менялась и в смысле различного рода цензов, искусственно сужающих состав электората, – сословного, имущественного, образовательного, религиозного, гендерного, оседлости и т.д. Представительная демократия, опутанная при своем возникновении множеством избирательных ограничений, служащих сохранению у власти определенного типа элиты (в разные эпохи – разной: аристократической, буржуазной, партийной, медийной и т.д.), на современном историческом этапе лишилась практически всех цензов, кроме возрастного и связанного с психическим здоровьем личности. То есть вместо такого грубого инструмента как «избирательный ценз», механически отсекающего в процессе выборов риски спонтанного, ненаправленного, размытого по своим социальным и политическим предпочтениям голосования, современная представительная демократия, не изменяя своей природе, использует более тонкие инструменты для организации голосования качественно и количественно изменившегося электората в том направлении, которое не позволило бы расшатать саму демократическую систему деструктивным разнообразием электоральных предпочтенийрногозием электоральных изменившегося электората в том направлении, кторое не позволило бы расшатать саму демократическую си, сохраняя тем самым правление компактных элитных групп. Причем демократии вынужденно выстраивают свои избирательные механизмы так, чтобы возможность электоральной поддержки сохранялась именно у группы элит, то есть у сбалансированной совокупности компетентных участников властной вертикали. Для этого есть множество причин, на которых в настоящем докладе мы останавливаться не будем, укажем здесь почти случайным образом лишь две из них: репрезентативная демократия вообще изначально задумывалась как система передачи власти «лучшим из лучших», в этом мыслилось ее отличие от прямой демократии античного типа (и это была грубейшая ошибка многих великих теоретиков демократии, не верно оценивших – в силу отсутствия в их распоряжении достаточно количества первоисточников – принципы жребия и других позитивных нюансов прямой демократии); вторую причину можно экстраполировать из размышлений Карла Шмитта. Современные демократии потенциально находятся под угрозой перерастания в диктатуру через легитимные выборы лидера-диктатора, которого может избрать народ, не нарушая при этом собственно логики отправления демократической выборной процедуры. Ведь если народ избирает несколько (десятков или сотен) своих представителей, которые в идеале репрезентируют различные ожидания электората, то логически ничто не мешает допустить, что в рамках демократического процесса народ изберет одного представителя, который точно так же (в силу, например, своих особых политических способностей) сможет выражать все электоральные ожидания.[4] Как бы то ни было, очень часто забывают, что современное представительное правление возникло именно как такая форма режима, которая призвана передать власть элите (аристократического или олигархического типа) и дать возможность удержать ее, не скатываясь в охлократию или диктатуру.[5] Представительное правление в России возникло в последнее десятилетие 20-го века, когда экономические и политические условия его существования во всем мире уже значительно отличались от тех, при которых представительное правление зарождалось. Чтобы яснее понять, на каком этапе развития сейчас находится демократия (представительное правление) в России и в мире, перейдем к более системному изложению его основных параметров и свойств. Глава 2. Современные типы представительного правления и их основные характеристики Существует множество определений и классификаций современных форм репрезентативной (представительной) демократии. Например, выделяют «либеральные демократии», «либеральные автократии», «нелиберальные демократии», «полиархии», рассуждают о «народной демократии», «марксистской демократии», «конституционной демократии» и т. д. При использовании отечественными исследователями этих определений как правило крайне неэффективно отрабатывается даже тот, иногда весьма скромный, эвристический потенциал, который в них содержится. Недостаток большинства подобных определений при таком подходе заключается в том, что это именно определения, дескрипции существующего (или вымышленного) положения дел в том или ином государстве. Они лишь описывают, но не вскрывают механизм данной конкретной демократии в данных конкретных исторических условиях. Как правило, они ничего не объясняют, лишь констатируя и сравнивая объект описания с «идеальной демократией», фиксируя дистанцию от идеала и выставляя на этом основании оценки. Почему, как, в силу каких обстоятельств в стране реализуется та или иная форма демократии, для чего служат базовые демократические концепты (от «прав человека» до «права собственности») – это как правило остается за рамками размышлений. Попробуем несколько дистанцироваться от этой непродуктивной традиции чистых дескрипций и предложить такой способ квалификации режимов представительного правления, который был бы способен продемонстрировать внутреннее устройство и логику их «работы». Для этого выделим три типа представительного правления:
Представительное правление, определив в ходе интеллектуальных дебатов юристов и философов 18-19 веков свои отличия от демократии прямой, или плебисцитной, начиналось именно как парламентаризм, затем в процессе становления массовых партий и фундаментального изменения структуры общества парламентаризм трансформировался в партийную демократию, которая, в свою очередь, обрела в последние десятилетия 20-го века черты «аудиторной» демократии. Ниже даются краткие характеристики этих форм представительного правления. Следует иметь в виду, что современные формы режима допускают смешение или частичное сосуществование двух последних типов представительного правления. Но в любом случае, каждый из них решает свои задачи и отвечает на свои, не инвариантные в различные исторические эпохи, общественные вызовы. Изменения, происходящие в обществе и влекущие за собой смену трех типов представительного правления, приводят к смене базовых и исходных принципов «работы» каждого из них. Эти принципы определяются следующим образом:[7]
Кратко останавливаясь на последнем принципе следует пояснить фундаментальное различие между дискуссией и «препирательством», как важнейшими характеристиками работы всей парламентской системы. Дискуссия – это тип коммуникации, когда одна из сторон 1. стремится изменить позицию другой, 2. делает это посредством отсылки к безличным или относящимся к долгосрочной перспективе предложениям. В этом смысле не является дискуссией простой обмен информацией, как, например, между юристами в зале суда (когда реализуется попытка убедить «третье лицо»). «Препирательство» означает, что участники пытаются изменить мнение другой стороны с помощью поощрений или угроз (мнение другой стороны обменивается на деньги, товары или услуги). В ситуации препирательства при смене мнения последует вознаграждение или наказание. Дискуссия также апеллирует к личному мнению другой стороны, но предполагается, что при смене мнения позитивные или негативные последствия наступят для всей группы, к которой та принадлежит, или для нее самой, но в долгосрочной перспективе. Для темы нашего исследования важно иметь в виду, что последнее требует способности формулировать такие предложения, которые объединяют людей согласно смонтированному в процессе дискуссии представлению об их устойчивой идентичности. То есть человек, к которому обращено то или иное предложение, должен ощущать себя не в качестве отдельного индивида, но как представителя определенного класса или устойчивой социальной группы. Данный тип коммуникации требует от обеих сторон отстранения от единичного и ситуативного для достижения общего и долговременного. Итак, ниже мы тезисно перечислим основные характеристики парламентаризма, партийной демократии и «аудиторной» демократии в их динамике, что позволит яснее понять то место, которое занимает в современной системе координат российское демократическое устройство. Надо иметь в виду, что эти характеристики нельзя считать ни «хорошими», ни «плохими», их ни в коем случае не следует воспринимать как оценочные. Это лишь объективные характеристики того, как «устроен» демократический процесс в современных государствах. Понимание этого процесса, лишенное оценочной экзальтации, может способствовать улучшению качества государственного управления. Парламентаризм Кандидат внушает доверие своим избирателям за счет собственных местных связей, социального положения или личного уважение. У представителя существует прямая связь с избирателями, с которыми он просто физически встречается и имеет возможность делать это регулярно. Он не связан с другими представителями или политическими организациями. Выборы являются отражением или выражением неполитического взаимодействия. Доверие возникает от того, что представители принадлежат одной социальной общности со своими избирателями (с едиными топографическими, земельными, торговыми, промышленными, интеллектуальными интересами). Отношения местной близости или принадлежности к одной группе интересов – спонтанный результат социальных связей, он не возник в результате политической конкуренции (в Англии долгое время политическая конкуренция на выборах считалась просто неприличной, поэтому в списках фигурировал лишь один кандидат), это уже существующий мотивационный ресурс, который лишь мобилизуется политиками в борьбе за власть. Представители всегда занимают высокое положение в обществе благодаря своей личности, состоянию или роду занятий. В эпоху парламентаризма иного представителя вообразить себе невозможно. Выборы систематически отбирают определенный тип элиты: знать. Представительное правление начиналось как правление знати. При парламентаризме каждый избранный представитель волен голосовать в согласии со своей совестью и личным мнением; в его задачи не входит трансляция политической воли, сформированной вне стен парламента. Он – не рупор своих избирателей, а их «доверенное лицо». Как справедливо замечает Морис Дюверже, даже в 1850 году никаких партий в собственном смысле слова еще не существовало (кроме США). Политические объединения этого периода могли быть чем угодно – клубом граждан со схожими мировоззренческими предпочтениями, «народным клубом», «землячеством», философским обществом, но не современной партией с развитой доктриной и партийным аппаратом. Во Франции периода Реставрации или в Англии до 1832 года не существует никаких партийных комитетов, которые могли бы быть использованы для привлечения избирателей. Выбор кандидатов происходит без посредников, между представителями одного и того же социального круга, где личное знакомство практически гарантировано. Например, в 1871 году на выборах в Национальное собрание Франции избиратели в сельских округах отдали свои голоса преимущественно владельцам окрестных замков, что привело к возникновению «Республики герцогов». Для такого рода голосования система партий современного типа была не нужна. Но в любом случае, в эпоху парламентаризма, то есть примерно до 1900 года, политические партии (здесь приходится иметь дело с неразличенностью термина «партия») возникают в основном изнутри парламентов, на основании территориальной или профессиональной принадлежности представителей. На этой фазе развития представительного правления многие проблемы (свобода вероисповедания, свобода торговли, реформа парламента) выносились на первый план специальными организациями («гражданским обществом») и решались за счет внешнего давления на парламент. Поскольку кандидаты отбираются на основе личного доверия к ним, а не к их политическим предпочтениям, мнению граждан по политическим проблемам и конкретной политике в этом случае приходится искать другой выход. Правда, у избирателей не всегда есть свои мнения по любому вопросу, последние чаще всего возникают в ситуациях кризиса. Но в принципе структура парламентаризма такова – если у людей есть политические мнения, они выражают их не на выборах. То есть системно возможен раскол между высшей волей (парламентом) и низшей волей (которая выражается на улицах, в газетах, в петициях и т.д.). Возможен вариант, когда голос толпы за стенами парламента выражает озабоченность, никем не разделяемую внутри него. Риск для общественного порядка в этом случае очень велик. Поскольку у представителей нет никаких внешних обязательств, парламент в собственном смысле является совещательным органом, т. е. местом, где представители формируют свое мнение именно в ходе дискуссий, и согласие большинства достигается посредством обмена аргументами. Отсутствие «избирательного наказа» (что специально оговаривалось теоретиками представительного правления в эпоху его становления), а также независимость представителей от партий допускает выработку пленарных решений и индивидуальное голосование, исходя из личных, не обремененных никакими внешними обязательствами, представлений парламентариев о целесообразности, благе нации или добропорядочности. Партийная демократия Постепенно увеличивающийся за счет расширения избирательных прав электорат все явственнее исключается из личных отношений со своими представителями. Голосование теперь идет не за тех, кого лично знают, а за тех, кто носит цвета определенной партии. Для мобилизации расширившегося электората и создаются политические партии с их бюрократиями и сетями партийных работников. Считалось, что партии должны обозначить кончину элитизма. Однако просто вместо знати появляется новый тип элиты. Отличительными чертами представителя теперь являются не репутация и положение в обществе, но активизм и организаторские способности (эти качества прокладывают себе дорогу не непосредственно на выборах, но внутри партийной машины, выборщики лишь соглашаются с проведенной внутри партии селекцией). Партийная демократия это правление активиста и партийного бюрократа. Теперь именно они являются правящей элитой. При партийной демократии голосование на выборах идет за партию, а не за отдельного человека – и в этом причина электоральной стабильности. Чередование отдельных кандидатов, в разной степени обладающих в глазах избирателей необходимыми достоинствами, не влияет на ход электорального процесса. Человек будет голосовать за представителей той или иной партии до тех пор, пока не сменятся его собственные идеологические и классовые предпочтения, а это процесс если и возможный, то крайне длительный. Электоральные расколы отражают классовое деление. Представительство становится, в сущности, отражением социальной структуры общества. Если при парламентаризме электоральный диалог происходил между избирателем и избранным, то теперь между ними появляется посредник – массовая партия. Более того, оказывается, что избиратель фактически лишен «свободного выбора». Выбирая кандидата из партийного списка, он лишь ратифицирует выбор, сделанный до него партией. Таким образом, очевидно, видоизменяется и концепция «национального суверенитета», изначально присущая представительному правлению, когда считалось, что суверенный избиратель непосредственно передает кандидату мандат на право говорить от своего имени, и совокупность этих суверенитетов составляла национальный суверенитет. Поскольку для представителя мандат, полученный от партии, важнее мандата, полученного от избирателя, то он всегда будет склоняться в пользу реализации партийного мандата, то есть «национальный суверенитет» оказывается при партийной демократии производным от «партийного суверенитета». При этом голосование избирателей идет на основании чувства принадлежности и социальной идентичности, а не в отношении собственно платформы партии. Платформы и программы партии служат другой цели – они помогают мобилизовать энтузиазм и энергию активистов и партийных бюрократов. В партийной демократии, как и в парламентаризме, выборы остаются выражением доверия, а не выбором конкретных политических мер. Изменяется лишь объект доверия – теперь это не отдельный человек, а организация, партия. Представитель, депутат или член парламента более не может голосовать согласно собственной совести и пониманию: он ограничен волей партии, исключительно благодаря которой он и избран. Парламент становится инструментом для замера и регистрации баланса сил сталкивающихся общественных интересов. Однако в обществе, где центральная власть с минимальными искажениями отражает баланс сил между конфликтующими группами интересов, каждая из которых основательно сплочена, возникает риск насильственной конфронтации. Поскольку отдельные избиратели всеми своими интересами и убеждениями связаны с конкретным лагерем, в случае его выигрыша поражение противоположного лагеря затронет все сферы его жизнедеятельности: может разгореться вооруженный конфликт. Электоральная стабильность лишь увеличивает этот риск: у меньшинства почти не остается надежды увидеть в ближайшем будущем перемены. В определенном смысле партийная демократия максимизирует риск открытой конфронтации в обществе. Чтобы не реализовались риски вооруженного конфликта, в парламенте необходим межпартийным компромисс. А для этого на момент выборов в агитационную платформу должен быть заложен существенный люфт, в рамках которого партии должны иметь возможность двигаться к внутрипарламентскому компромиссу. Партийное руководство должно сохранять свободу исполнить не все, что было обещано в манифесте. То есть требуется частичная деятельная свобода, но в рамках заранее предусмотренного плана. При партийной демократии именно партии организуют электоральное соревнование и выражение общественного мнения (демонстрации, петиции, кампании в прессе), которые структурируются по линиям партийных расколов – возможные объединения и пресса ассоциируются с одной из партий. Граждане, наиболее заинтересованные в политике, черпают информацию исключительно из партийной прессы, они почти не осведомлены об альтернативной точке зрения, что укрепляет стабильность политического мнения данного конкретного избирателя и электоральную стабильность в целом (выше мы видели, что это довольно опасное явление). Расколы общественного мнения полностью совпадают с электоральными расколами. При партийной демократии правит уже не весь парламент, а партия большинства или коалиция. Но это означает и то, что есть оппозиция в парламенте, которая может иметь голос, не контролируемый властью. Свобода общественного мнения принимает форму свободы оппозиции. Пленарные заседания парламента более не являются местом для аргументированной дискуссии – в каждом лагере царствует строгая дисциплина голосования. Как только за пределами парламента или на уровне дискуссий в комитетах позиция партии определена, представители уже не имеют права изменить свое мнение, сколь бы интенсивным ни был обмен аргументами на дебатах в парламенте. Фактически это уже не дискуссия, а лишь реализация права той или иной партии огласить в публичном пространстве свою точку зрения по определенному вопросу. Но при этом партийная демократия стимулирует дискуссии между лидерами различных партий за пределами парламента. «Аудиторная демократия» До 1970-х годов большинство электоральных исследователей приходило к выводу, что политические предпочтения можно объяснить социальными, экономическими и культурными особенностями избирателей. Более это не соответствует действительности. Отныне очень важна личность кандидата – люди голосуют по-разному от выборов к выборам в зависимости от личностей кандидатов. Голосование идет за личность, а не за партию или платформу. Это можно рассматривать не как кризис, а как некий возврат к выборным условиям парламентаризма. Наблюдается тенденция к персонализация власти – этот процесс идет во всех современных демократиях. Выборы в законодательные собрания строятся вокруг лидера. Собственно партии по прежнему играют центральную роль, но задачи их сместились – они обеспечивают такие необходимые ресурсы, как связи и влияние, привлечение финансовых средств и труда волонтеров, но превращаются в инструменты, которые служат лидеру. Раньше политика была зоной ответственности гражданина, он имел право участвовать в ней и использовал это право. Теперь политика стала частью «внешнего мира», за которым наблюдают извне, – мир политических лидеров отдалился от мира простых граждан настолько, что превратился в простое зрелище, нечто происходящее не в зоне ответственности гражданина, а на далекой «сцене». Партийная демократия становится «зрительской», аудиторной. Это происходит, поскольку каналы политической коммуникации воздействуют на природу отношений представительства: посредством радио и телевидения кандидаты вновь могут напрямую обращаться к своим избирателям, они не нуждаются в посредничестве партийной структуры. Век политических и партийных активистов прошел. Больше нет необходимости иметь громоздкий партийный аппарат для того, чтобы «достучаться в каждый дом». Отныне важно лишь то, каков эффект телевизионной подачи лидера. Агитация снова происходит «лицом к лицу», как при парламентаризме. Однако успешными кандидатами в век телевидения и масс-медиа становятся не представители местных элит, а «медийные фигуры», то есть те, кто владеет техникой медийной коммуникации лучше, чем соперники. Произошла смена типа отбираемой элиты. Фигуру политического активиста и партийного бюрократа сменила новая элита экспертов по коммуникации (социальное мировоззрение и образ жизни которой радикально отличается от репрезентируемого ими электората). В аудиторной демократии царствует медиаэксперт. Кроме того возрастающая роль личных качеств за счет понижения роли партийных платформ – ответ на новые условия, в которых отправляется власть. Сфера законодательной и правительственной компетенции за последнее столетие значительно расширилась, в нее включена в том числе и экономика и более специальные сферы. Кандидатам сложнее давать на выборах конкретные обещания – это сделало бы программы громоздкими, неудобочитаемыми и загроможденными огромным количеством специальной информации из разнообразных отраслей хозяйства. Поэтому политики предпочитают не связывать себе руки еще на старте. Избиратели также осознают, что представителям приходится иметь дело с непредсказуемыми обстоятельствами, а значит личное доверие, которое внушает кандидат, более подходящее основание для выборов, чем оценка планов будущих действий (которые невозможно полностью предвидеть на весь срок полномочий). Доверие снова занимает центральное место в выборных процессах. В условиях аудиторной демократии избиратель реагирует на конкретные проблемы, а не выражает свою социальную или культурную идентичность. Инициатива в отношении условий электорального выбора принадлежит политику, а не электорату, выбор носит сегодня преимущественно реактивный характер (расколы формируются искусственно, исходя из ситуации). Поскольку представители избираются на основе схематичных имиджей, у них появляется определенная свобода действий после избрания. К избранию их приводят довольно размытые обязательства, которые допускают различные интерпретации. В аудиторной демократии частичная независимость представителей, которая всегда была свойственна представительству, усиливается тем, что предвыборные обещания принимают вид довольно расплывчатых имиджей. Ныне восприятие избирателем того или иного вопроса становится не зависимым от партийных предпочтений. Обсуждаемые темы становятся общими и размываются по всему электоральному пространству, не сегментируясь по партийным предпочтениям. Однако по разным вопросам индивиды занимают разные позиции, поэтому общественное мнение раскалывается в зависимости от того, какой вопрос обсуждается здесь и теперь. Итоговое разделение общественного мнения необязательно воспроизводит или совпадает с электоральными расколами: общественность может разделиться одним образом на выборах и другим образом – по конкретным вопросам. Электоральное большинство по вопросам партийной платформы не гарантирует большинства по частным, но важным, вопросам. Электоральное и неэлекторальное выражение воли народа может не совпадать. Важнейшим событием, изменившим характер электорального процесса в современную эпоху, эпоху аудиторной демократии, стало возникновение независимых Центров общественного мнения. Взгляды фокус-групп отныне важнее взглядов делегатов партийных съездов. Опросы общественного мнения не являются спонтанным выражением народной воли и ясно осознаваемых проблем, но скорее сами конструируют общественные расколы с целью предложить их партийному заказчику (чем больше партий и партийных заказчиков, тем больше «диагностируемых» расколов). Раньше активисты и партийные работники призывали граждан выходить на улицу, на демонстрации, подписывать петиции и т.д., теперь к выражению мнения побуждают нанятые коммерческими фирмами люди с гуманитарным образованием. При этом снижены издержки избирателей – участие в демонстрации, подпись под петицией влечет за собой риски, ответ в анонимной анкете – нет. Волеизъявление народа происходит «на пороге парламента», происходит при этом более регулярно, а это означает, что найден довольно эффективный способ «стравливать» скрытые, не видимые в парламенте и во время электоральных циклов, конфликты, то есть внепарламентский глас народа имеет более мирный вид. Итак, в условиях аудиторной демократии партии более не способны увлечь избирателей. Простые граждане уходят из политики, сокращается уровень голосования, а также уровень членства. Граждане уходят в частную жизнь или в локальные, сиюминутные формы представительства, а политические лидеры и активисты – в государственные институты, используя партии лишь как трамплин в государственной карьере и занятии государственных должностей. Разрушается сама ткань политического. Происходит опустошение мира партийной демократии как зоны взаимодействия граждан и управления, зоны участия. «Правление народа» сменяется «правлениям для народа» - и при этом в формах, все более далеких от контроля, осуществляемого выборным процессом. Углубляющийся разрыв между гражданами и партиями позволяет партийным лидерам все более ориентироваться на немажоритарный метод принятия решений, а также усиливает роль в государстве неполитических институтов, неподвластных воле народа, - регулирующих органов, судов, национальных центральных банков, различного рода международных организаций и т.д. Россия стала демократической страной в очень специфический период. Наша демократическая теория была ориентирована на классическое представление о демократии, как о торжестве политического, реализуемого во власти народа через свободное голосование и равные права. Однако реальность, с которой наша страна столкнулась при установлении демократических институтов, подобна реальности в других развитых странах – политическое увядает, а с ним вместе увядает и гражданское участие. Аудиторная демократия превращает граждан во внешних наблюдателей, зрителей. Власть все более становится независимой от ответственности, которая в демократическом обществе в конечном счете всегда исходит из зоны политического, из партийного и электорального участия граждан. Не-участие граждан, превращение их в зрителей, несет в себе новые и неожиданные угрозы для развития страны. Сами эти угрозы еще не видны в полной мере (кроме, пожалуй, очевидного – расширение немажоритарных полномочий исполнительной власти и разрастания метастаз жесточайшей коррупции. Подробнее об этом в следующей главе). Но важно в упреждающем режиме просчитать эти угрозы и выработать механизмы, позволившие бы их минимизировать. Глава 3. Базовые характеристики современной демократии и их реализация в России. По материалам исследований, проведенных в рамках «Политического доклада-2008» Нам кажется наиболее продуктивным определять демократию через те ее характерные черты, которые указывают на реальные процессы, внеположные разного рода идеологемам и клише, черты, через фиксацию которых можно увидеть то, «для чего нужен» тот или иной аспект государственного или общественного устройства, и к каким последствиям для страны приведет его отсутствие или деформация. Современная представительная демократия складывается из реализации следующих четырех принципов, которые возникли путем долгой селекции и исходя из базовой установки, а именно – соблюдение этих принципов делает режим наиболее эффективным и устойчивым, обеспечивая внутри него комфортное жизненное пространство для граждан и сохраняя экономическую и политическую конкурентоспособность государства во внешнем мире: 1) Система представительного правления жизнеспособна и функциональна, если итоги выборов не предопределены заранее благодаря оппозиционному голосованию и принципам многопартийности в управлении. Если ни одной группе, которая придерживается конституционных принципов, не отказывается в праве создать партию и участвовать в выборах – даже при том, что избирательные пороги и другие правила исключают возможность для маленьких партий быть представленными в парламенте. Эмпирические данные и аналитические положения, которые содержатся в некоторых исследованиях, подготовленных в рамках «Политического доклада-2008» Института общественного проектирования, позволяют более внимательно рассмотреть под этим углом зрения российские реалии. В докладе «Способность к обеспечению конституционных процедур передачи власти» М.В. Ильин с соавторами делает важные наблюдения:
М.В. Ильин с коллегами подробно описывают сущность и последствия изменений норм избирательного законодательства последнего времени (повышение порога представительства до 7% наряду с введением полностью пропорциональной системы, запрещение предвыборных блоков и др.), норм, связанных с возникновением и функционированием политических партий и СМИ, и показывает к каким негативным последствиям могут привести (и уже приводят) эти решения, вызванные к жизни текущими тактическими соображениями, без учета долговременных стратегических целей развития России. Приведем также некоторые выводы относительно политического устройства России, сделанные в докладе А.С. Точенова «Способность политической системы к обеспечению конституционных процедур перехода власти»:
* * * 2) Контроль за государством и его ключевыми решениями и назначениями должен осуществляться в соответствии с конституцией выборными органами власти (а не деятелями, не несущими демократической ответственности, или иностранными державами). Наряду с вертикальной подотчетностью правителей перед управляемыми (в результате выборов), требуется горизонтальная подотчетность должностных лиц друг другу; это ограничивает исполнительную власть и таким образом помогает защитить принципы конституционности, законности и совещательности. Для изучения практической деятельности государственной власти в России мы обратимся к исследованию О.В. Гаман-Голутвиной и др. «Эффективность государственного управления в Российской Федерации в 2008 году». Описывая институциональные формы тактического и стратегического планирования развития страны и условия возможности реализации запланированного, она указывает на ряд существенных сбоев системного характера, способных в долгосрочной перспективе поставить под угрозу дееспособность государственного аппарата в целом.
Колоссальная коррупция также является одной из опаснейших угроз для функционирования российской государственности. На это обратил внимание В.Н. Плигин в своем исследовании «Соответствие реального функционирования политической системы конституционному идеалу» (к этому исследованию мы еще вернемся ниже в другой связи):
* * * 3) Помимо партийной борьбы и выборов граждане должны обладать разнообразными и действенными возможностями для выражения и представления своих интересов и ценностей, включая свободное создание различных независимых объединений и движений. Носители соперничающих интересов и ценностей должны иметь возможность публично конкурировать между собой вне связи с регулярными выборами через альтернативные источники информации (включая независимые СМИ). Граждане должны обладать реальной свободой веры, мнений, дискуссий, высказываний, публикаций, собраний, демонстраций и ходатайств. Состояние этих вопросов в России отражают приведенные ниже фрагменты исследований, реализованных в рамках «Политического доклада-2008». Из исследования А.С. Брода «Защищенность прав граждан и медиа»:
И еще несколько весьма показательных цитат из исследования В. Федорова, М. Тарусина, М. Бокова «Медиа – взаимодействие и репрезентативность»:
В этом политическом сезоне Институт Общественного Проектирования не заказывал исследования по некоторым темам, обозначенным нами в п. 3, но даже по приведенным цитатам из уже имеющихся исследований можно составить довольно отчетливую картину происходящего на линии «гражданское общество-государство-медиа-свобода выражения». * * * 4) В какой степени граждане политически равны перед законом (даже при устойчиво неравном доступе к политическим и административным ресурсам). Защищает ли верховенство закона граждан от безосновательного задержания, террора, пыток и незаконного вмешательства и их частную жизнь со стороны не только государства, но и организованных негосударственных и антигосударственных структур. В какой мере свободы личности и общества защищены независимым и непредвзятым правосудием, решения которого исполняются и уважаются другими центрами власти. Каково в российском правовом поле отношение к Конституции? Практически исчерпывающую картину того, как функционирует правое пространство в России, можно получить из исследования В.Н. Плигина «Соответствие реального функционирования политической системы конституционному идеалу». Мы, как и ранее, ограничимся лишь небольшим набором выводов, сделанных В.Н. Плигиным, отсылая для более полного раскрытия темы к тексту оригинала.
Глава 4. Некоторые элементы демократии в России. Дополнительные замечания Помимо тех наблюдений и выводов, которые приведены выше и которые взяты из исследований, подготовленных в рамках «Политического доклада-2008», сделаем еще несколько дополнительных замечаний. Партии. Выборы в Государственную думу РФ на основании пропорциональной системы – это сознательный и вполне определенный элемент создания всей конфигурации партийного и политического поля в стране. Как известно, именно от того, как устроены выборы (мажоритарная система в два или один тур, либо пропорциональная система), зависит то, сколько в стране остается партий, какова при прохождении нескольких электоральных циклов оказывается их удельная сила, что происходит с населением – сегментируется ли оно на основании местнических интересов или оказывается заинтересованным в крупной общегосударственной идеологии. Опуская научную аргументацию, которой не место в настоящем докладе и которая в многочисленной литературе сопутствует указанным ниже соображениям, отметим, что пропорциональная система практически всегда означает следующее. Если мажоритарное голосование в один тур приводит к двухпартийности, то пропорциональная система – к многопартийности. При пропорциональной системе, впрочем, имеет место некоторая тенденция к сокращению количества партий (до разумного предела), но никогда многопартийность не доходит до двухпартийности или однопартийности. Этот тип голосования в определенной степени консолидирует малые и нестабильные группы избирателей, а также способствует развитию партийной инфраструктуры (настолько, насколько это возможно и необходимо в условиях аудиторной демократии). Также пропорциональная система практически гарантирует усиление общенациональных взглядов и представлений избирателей (в отличие от мажоритарной, которая регионализирует электорат), укрепляя тем самым национальное единство (другими словами об этом говорят как о «национальном единообразии»). Наблюдаемое экспертами в настоящее время идеологическое и ценностное разнообразие, присущее различным регионам России, при сохранении пропорциональной системы постепенно должно сойти на нет. При условии, разумеется, что партии смогут предложить качественные и продуманные идеологические и ценностные ориентиры, подкрепленные стратегическими задачами экономического и культурного развития страны. Однако многопартийность, вызванная пропорциональной системой, содержит в себе и некоторые угрозы государственной стабильности. Каждая независимая партия может увеличить свою долю электората только за счет электората близких по духу партий. Это означает, что каждая отдельная партийная программа неминуемо радикализируется – у партий возникает потребность подчеркнуть не свое глубинное сходство с родственными партиями (что было бы возможно при разрешении на предвыборные блоки и коалиции), а свое исключительное преимущество и существенное (как правило – искусственно созданное) отличие от соседей по политическому спектру, то есть левые партии становятся все более левыми, а правые – все более правыми. Партии постепенно радикализуются и становятся все более демагогическими. Такого рода обострение межпартийной борьбы в конце концов приводит к общему обострению экстремистских настроений в обществе (ведь известно, что не партии следуют общественному мнению, но общественное мнение «экранирует» партийным расколам). Обратный процесс – центростремительный вместо центробежного, возникновение умеренных партийных платформ вместо экстремистских – происходит при наличии двухпартийной системы. Выборы. Многочисленные свидетельства нарушений как при самом проведении выборов, так и сопутствующие им нарушения в рамках агитационных кампаний или в деятельности избирательных комиссий, являются крайне тревожными для политической системы страны сигналами, свидетельствующими о том, что выборный механизм, лежащий в основании государственного устройства России, постепенно теряет свою легитимирующую функцию. Доверие к избранной власти базируется ныне не на легитимирующих процедурах электоральной активности, то есть власть от народа передается избранным представителям не на основании институциализированных и формальных выборных процедур, о через некое не фиксируемое и подвижное в своей внеинституциональности неэлекторальное «доверие к лидеру» (что в целом согласуется с характеристиками «аудиторной демократии»), в определенных обстоятельствах (например, при усугублении последствий экономического кризиса) легко трансформируемое и меняющее поляризацию. Кроме того, если поддержка избранных представителей осуществляется через выборы, которые не носят характера правового конституционного действия, объективирующего волю народа («мы, конечно, проголосуем, но не потому, что это в самом деле наш выбор, а потому, что нас просто настоятельно попросили прийти на избирательные участки. Но самим-то выборам мы не верим»), то смена настроения у граждан также может трансформироваться во внеправовые и внеконституционные формы активности. Формальные процедуры выборов, фиксирующих доверие к избранным представителям, потому и рассматриваются в современных демократиях в качестве фундаментального принципа, что позволяют канализировать негативную активность масс в контролируемые избирательные процедуры. Кроме того в современных условиях ослабление «политического», то есть выборной составляющей режима, вообще довольно опасно для любого государства. Дело в том, что политика – это почти единственное, на что ныне имеют возможность влиять граждане. В экономической сфере любые решения (касающиеся действий, меняющих характер государства, или касающиеся возвышения тех или иных лиц в бизнес-иерархии) не имеют никакого электорального статуса – они регулируются не гражданами страны, а «рынком», законами экономического развития, негласными связями внутри бизнес-сообществ и клиентел. Равным образом современные глобальные и наиболее могущественные общественные объединения и организации (типа «Гринпис», «Международная амнистия» и т.д.), являющие собой зону «гражданского общества», также не имеют никакого отношения к выборным процессам. Их структура и функционирование никак не связаны с демократическими процедурами выборов, демонстрируя жесткую иерархию подчинения. Политика, политическое, рудиментарные структуры партий – то немногое, что осталось в современном государстве во власти народа, где еще теплится возможность «влиять через выборы». Утеря этого последнего форпоста демократии может коренным образом изменить конфигурацию взаимодействия общества и государства, лишив последнее опоры на граждан и резко сместив управленческое целеполагание в сторону от общественного блага, подчинив его воле тех, кто никогда и никем не избирался, то есть принципиально не отвечает ни перед кем, кроме своего непосредственного начальника. Коррупция. Выводы, сделанные О.В. Гаман-Голутвиной и В.Н. Плигиным, нам представляются крайне важными в связи с тем, что они демонстрируют нарушение фундаментальных принципов управления в нашем государстве. Кажется целесообразным заострить внимание на замечании Джеймса К. Вильсона, что «есть как минимум три ситуации, когда сосредоточение политической власти в руках бюрократов может достичь нежелательных значений: 1. если административный аппарат разрастается до такой степени, что перестаёт поддаваться контролю со стороны общества; 2. если власть над государственной бюрократией – вне зависимости от размера последней – из рук общества переходит в частные руки; 3. если административная структура получает полную свободу действий и может использовать свои полномочия, не руководствуясь общественным благом.» Простое перечисление этих общетеоретических факторов сбоя в работе государственного аппарата дает ясное представление о неполадках в российской управленческой ситуации. Ликвидация указанных выше угроз может осуществляться посредством более четкого уяснения обществом и правящей элитой некоторых базовых условий функционирования репрезентативной демократии. Речь идет о том, что представительное правление являет собой синтез двух принципов – принципа демократии и административного принципа, то есть идеи гражданской свободы и идеи того, что любая власть подчиняется правовым нормам. Как отмечает Петер Кильмансегг, «лишь их слияние дает легитимную конституцию свободы. Демократический принцип предоставляет каждому гражданину равное с прочими гражданами право на участие в общественно важных делах, на участие в принятии значимых для всего общества решений и сводит эти права воедино в образе народа-суверена. Должностной же принцип гласит, что все полномочия, дающие право принимать обязательные для общества решения, должны быть оформлены в виде должности, в виде службы». Понятие службы характеризуется четырьмя моментами: 1. Полномочие принимать за других обязательные для всех решения проистекает не из собственного естественного права, а носит характер поручения; 2. Полномочие принимать за других обязательные для всех решения подлежит правовому ограничению. Идея службы не согласовывается с неограниченной свободой действия; 3. Полномочие принимать за других обязательные для всех решения имеет изначальное предназначение, изменить которое должностное лицо не в праве. Предназначение это – служба интересам общественного блага; 4. Лицо, полномочное принимать за других обязательные для всех решения, должно быть ответственным. Должностная ответственность представляет собой важнейший составной элемент службы как таковой.[9] Требуется комплекс мер законодательного, административного и образовательного характера, чтобы как можно в более короткой исторической перспективе реализовать эти характеристики подлинной государственной службы в условиях российской представительной демократии. В противном случае клиентелизм, непотизм, гиперкоррупционность и некомпетентность грозят обрушению всей государственной системы. Впрочем, определенные сигналы позитивного рода здесь уже имеются. В частности, их отмечает в своем исследовании В.Н. Плигин, говоря об уже принятых и еще только готовящихся законодательных мерах сдерживания деструктивных коррупционных и прочих негативных процессов. Медиа. Некоторые радикальные критики утверждают, что все российские СМИ подвергаются цензуре, умышленно или неумышленно подменяя при этом понятия. Их интенция очевидна – привить общественному мнению идею тождества цензуры советской и цензуры нынешней. Однако подтасовка здесь, как обычно, не является эффективным инструментом объяснения происходящего. В Советском Союзе существовал институт цензуры. Были сотни (или тысячи – статистика пока нам недоступна) специальных людей, профессионалов, которые отслеживали и при необходимости, понятой ими исключительно на основании должностных инструкций и рекомендаций, приостанавливали потоки разного рода информации – печатной, аудио, визуальной и т.д. Очевидно, что сейчас такого специального института нет, а цензура запрещена Конституцией РФ. Но при этом очевидно и то, что определенного рода торможение информации в СМИ имеет место. Значит, при реализации «цензуры» в современном российском обществе действуют совершенно иные механизмы, чем в условиях СССР. Эти механизмы заключаются в разовом, иногда, впрочем, доходящем до устойчивой регулярности, произволе чиновников местного и федерального уровня, в зависимости от уровня СМИ. Имеется в виду так называемое «телефонное право», подкрепляемое денежным вознаграждением за снятый/поставленный материал, вознаграждениями другого типа или различного рода угрозами. А также можно говорить о «самоцензуре» самих производителей информации, исходя из индивидуально понятого ими образа, что «можно», а что «нельзя». В определенном смысле этот тип «цензуры» более опасен, чем советский, поскольку не имеет границ, четко очерченных инструкциями и подробной описью «запрещенного к публикации». Он, как воронка, с течением времени будет затягивать в себя все больше и больше самых разнообразных проблем и спорных ситуаций, снимая с эфира уже готовые сюжеты, отправляя в нижний ящик стола уже написанные репортажи, - ведь каждый человек имеет естественное желание обезопасить себя, свою семью и свой коллектив от мнимых или реальных угроз, а в условии рисков, связанных с неопределенными и неожиданными запретами, «лучше перестраховаться». Тем самым постепенно все более отчетливо будут сказываться последствия этих спонтанных и самопроизвольных ограничений информационного поля, что безусловно вредно и для качества принимаемых решений в управленческой связке «общество-государство» и для возможностей граждан реализовывать свои права и свободы. Остановить это можно лишь при более пристальном внимании со стороны правоохранительных органов к давлению на журналистов, а также при усилении роли журналистских профсоюзов. Гражданское общество. В самом начале нашего доклада мы говорили о том, когда и почему возникло так называемое «гражданское общество» («так называемое» - не несет здесь никаких уничижительных коннотаций). Исторически оно предшествовало появлению представительного правления и было крайне успешно интегрировано последним для своих нужд. Какие же роли отводились гражданскому обществу в условиях демократии, помимо того, что оно призвано было создать свободных граждан, способных адаптироваться к наличию частной собственности и рассчитывающих на свои силы, а не на патронаж со стороны государства, долженствующего стать в условиях либеральной демократии «минимальным»? Всякое государство нуждается в стратегическом планировании. При монархиях и диктатурах источником стратегирования являются сами монархи и диктаторы (ведь тот, кто разрабатывает стратегию, не должен иметь срок существования меньший, чем отрезок времени, на который осуществляется планирование, а при этом предполагается, что монархи и диктаторы «вечны», то есть находятся у власти «навсегда» – в пределах своего личного жизненного цикла). Они не выпускают этот важнейший инструмент властвования из своих рук и никому его не делегируют.[10] А вот где должен находиться источник стратегического планирования при демократии, если представители народа, то есть руководство страны, принципиально сменяемы, а исполнительная власть напрямую неподотчетна электорату, то есть гипотетически может действовать в собственных краткосрочных интересах? При демократических режимах источник разработки стратегии развития страны выносится за пределы парламента и исполнительной власти именно в институты гражданского общества, поскольку «временные» представители, реализующие власть в рамках срока своих полномочий, не могут отвечать за выработку «длительных» стратегий развития. Это может делать лишь народ-суверен в рамках «безвременных» (при сколь угодно частой ротации кадров) институтов гражданского общества,[11] поскольку именно он, народ-суверен, «вечен» и именно он, как субъект, заинтересован в создании такого плана развития государства, чтобы при любых потрясениях в будущем ему гарантированно удавалось бы сохранить свое существование. Именно отсюда, кстати, появление в 20-м веке различного рода независимых аналитических центров – на фоне угасания стратегического влияния партий, хотя ранее стратегии развития создавались именно в партийных экспертных центрах. Поэтому представляется важным, чтобы в России как можно быстрее возникла среда, позволяющая реализовать эту функцию гражданского общества. И не потому, что «так надо», а то «заграница нас не поймет». Нужно это прежде всего нам самим, нашему государству, остро нуждающемуся в дееспособной, легитимной (посредством реализации полномочий народа как легитимирующего суверена) инстанции стратегического планирования. Заключение Аудиторная демократия является характерной чертой современного цивилизованного мира. Практически все современные государства, где форма режима является представительным правлением, в значительной степени демонстрируют этот этап развития демократии. Не является здесь исключением и Россия, что означает, что наша страна сталкивается с теми же проблемами в политической сфере, что и большинство других демократических государств. И конечно, важно отдавать себе отчет в том, что в современном мире не существует и никогда не существовало «совершенной» демократии. Не было в истории такого «золотого века», чтобы все граждане имели бы равные политические права, а правительство было бы полностью или почти полностью ответственно за свои решения перед гражданами. Нет совершенной демократии и в России. Но у России есть возможность и желание сделать так, чтобы приблизиться к совершенству – переформатировать, подремонтировать, отладить механизм представительного правления, чтобы не краснеть перед потомками и чтобы жизнь нынешних поколений протекала достойно. Добиться уменьшения социальной несправедливости (избавиться от нее вовсе не удастся никогда), иметь действенные рычаги для отмены ошибочных политических решений, минимизировать злоупотребления властью и сделать так, чтобы злоупотреблять ею сделалось стыдно, сохранить возможность альтернативного выбора, а значит возможность выбора между другой или той же самой политикой, – конечно, всего этого можно и не делать. Но если мы все же хотим этого, то здесь кратчайший путь – широкое распространение свободы и доверие к воле народа. А это и есть демократия. Опубликовано: 1-й ежегодный Доклад Института общественного проектирования «Оценка состояния и перспектив политической системы Российской Федерации в 2008 году — начале 2009 года». М., 2009. С.33-56. Публикуется на www.intelros.ru по согласованию с автором [1] Безусловно, это лишь одна из гипотез о происхождении и роли абсолютизма в религиозных войнах, частично опровергаемая реальным положением дел в некоторых европейских государствах, но нам она интересна не с точки зрения конечной истины, а как демонстрация возможных подходов при размышлениях о динамике режимов правления. [2] Впрочем, еще Давид Юм в середине 18 века прозорливо писал о фракциях (партиях): «Реальные фракции можно разделить на фракции, основанные на интересе, принципе и привязанности. Из всех фракций первые являются наиболее разумными и допустимыми. Когда две группы людей, такие, как знать и народ, имеют при какой-либо системе правления не очень точно уравновешенную и определенную самостоятельную власть, они, естественно, преследуют определенный интерес; и мы не можем, рассуждая трезво, ожидать от них другого поведения, принимая во внимание ту степень эгоизма, которая присуща человеческой природе… Действительно, при деспотических системах правления фракции часто не видны, но они тем не менее реальны или, скорее, они более реальны и пагубны именно вследствие этого. Все отдельные группы людей — знать и народ, солдаты и торговцы — имеют самостоятельный интерес, но более могущественный безнаказанно угнетает более слабого, не встречая сопротивления; и это порождает кажущееся спокойствие при таких системах правления… Партии, образовавшиеся на основе принципа, особенно принципа абстрактного и умозрительного, известны только нашему времени и, возможно, являются самым необычным и необъяснимым феноменом, который когда-либо имел место в человеческих делах… Каждый, естественно, желает, чтобы возобладала справедливость в соответствии с его собственными понятиями о ней. Но в тех случаях, когда различие в принципе не сопровождается противоположностью действий, а каждый может следовать собственным путем, не мешая своему соседу, …то какое безумие, какая ярость могут породить такие несчастные и такие роковые расколы?.. Я упомянул партии, основанные на привязанности, как один из видов реальных партий наряду с партиями, основанными на интересе и принципе. Под партиями, основанными на привязанности, я понимаю те, чьим основанием является различного рода приверженность людей к определенным семействам и лицам, которых они хотели бы видеть своими правителями. Эти фракции часто являются очень буйными, хотя, должен признаться, может показаться необъяснимым, почему люди должны так сильно привязываться к лицам, с которыми они совершенно незнакомы, которых они, возможно, никогда не видели и от которых они никогда не получали и не имеют никакой надежды получить какие-либо благодеяния». [3] Стейн Ринген в контексте разрушающегося баланса «законодательная власть-исполнительная власть-судебная власть» в национальных государствах ЕС говорит о кризисе «экономической» демократии (который, как он считает, не затрагивает политические аспекты демократии) и указывает, что «пять тенденций, заметных на том поле, где встречаются демократия, публичная политика и капитализм, содействуют решительным переменам в балансе власти. Во-первых, в ходе экономического роста колоссально усиливается сама экономическая власть. Политическая власть остается неизменной: у каждого избирателя только один голос. Экономическая власть возрастает: каждый держатель капитала получает прибавку к своему состоянию. Чем крупнее капитал, тем громче его голос. Во-вторых, частный капитал не только накапливается, но и все сильнее концентрируется в руках небольшой элиты. Да, владельцами значительных состояний оказываются все больше людей, но одновременно происходит общая концентрация капитала вследствие его перераспределения. В-третьих, в ходе экономической либерализации частный капитал получает (впервые или снова) доступ к сферам, ранее находившимся под непосредственным политическим контролем. В европейских благотворительных государствах коммунальные услуги подвергаются массовой приватизации, а общественные услуги - от школ и больниц до транспорта и тюрем – все в большей степени предоставляются разнообразными смешанными “частно-государственными компаниями”. В-четвертых, в то время, как политическая власть вытесняется или выталкивается из рыночных сфер, частная экономическая власть вторгается в политические сферы. Основной механизм этого процесса – эскалация затрат на содержание партий и политические кампании, в результате чего политическая власть порой оказывается в руках тех, кто способен финансировать политическую деятельность и заинтересован в этом. Наконец, с развитием глобализации и новых электронных технологий рынки капитала приобретают международный характер и начинают покидать национальное государство. Это радикально укрепляет власть капитала. С одной стороны, он более-менее освобождается от политического контроля, который в конечном счете – невзирая на существование Европейского Союза – остается в руках национальных государств. С другой стороны, если капитал видит, что его свободе и прибыльности угрожает законодательство той страны, в которой он действует, он может пригрозить бегством на более благоприятные рынки в более дружественные страны. Назовем это “угрозой бегства”. Реальность этой угрозы наделяет капитал беспрецедентным правом вето применительно к экономическому законодательству.» [4] На опасность перерастания демократии в диктатуру указывал и Карл Мангейм, мыслитель, по своим политическим взглядам диаметрально противоположный взглядам Карла Шмитта: «Диктатуры могут возникать только в условиях демократии: они становятся возможны при большей подвижности и изменчивости политической жизни. Диктатура — не антитеза демократии; она представляет собой лишь один из возможных путей, какими демократическое общество пытается разрешить свои проблемы. Плебисцитарная диктатура может быть охарактеризована как самонейтрализация политической демократии. По мере ее расширения на политической арене появляются новые группы, бурная деятельность которых способна привести к кризису и тупиковой ситуации, парализующей механизм принятия политических решений. Тогда политический процесс может пренебречь демократическими формальностями и нормами до такой степени, что вступает в фазу диктатуры. Опасность этого угрожает именно тем обществам, в которых политическая демократия внезапно достигает своего полного развития.» [5] О «расслоение» граждан современного демократического государства весьма точно говорит Дольф Штернбергер: «В новых политических системах политические партии, несмотря на их конкурентную борьбу за избирателей, за должности, за места в правительстве, то есть в итоге за долю в государственной власти, представляют собой в целом политический класс и олигархический элемент государственного устройства, в то время как граждане (с которыми эти партии соотносятся как избранные элиты с базисом), выступая в качестве электората, образуют демократический элемент». [6] Предварительные пояснения относительно того, что такое «аудиторная» демократия, могут быть следующими – это определенная фаза современного представительного правления, когда электорат выступает как аудитория, реагирующая на предлагаемые ей с политической сцены условия активности. Электоральные циклы напрямую связаны с теми расколами и выборными предпочтениями, которые предлагаются политиками и СМИ в момент принятия электоральных решений. [7] Дальнейшее изложение в этой главе следует за развитием мысли влиятельных современных политических аналитиков Бернана Манена и Питера Мейера. [8] Пусть читателя не смущает обилие предложений, построенных в будущем времени. Значительная часть работы В.Н. Плигина посвящена скрупулезному выявлению недостатков и лакун в настоящем правовом и правоприменительном поле России (что не исключает и фиксации им определенных достижений). Однако разговор о конституции и праве, применительно к России, будет не полон, если не вспомнить о прошлом. Сто лет назад в сборнике «Вехи» Богдан Кистяковский писал, что в идейном развитии нашей интеллигенции не участвовала ни одна правовая идея, и добавлял: «Наиболее существенная причина этого явления заключается в том, что нашей интеллигенции чужды те правовые убеждения, которые дисциплинировали бы ее внутренне. Мы нуждаемся в дисциплине внешней именно потому, что у нас нет внутренней дисциплины. Тут опять мы воспринимаем право не как [внутреннее] правовое убеждение, а как принудительное правило». Кистяковский привел в своей статье в «Вехах» еще и очень показательное высказывание Герцена: «Полное неравенство перед судом убило в нем [в русском народе] всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство.» [9] Подробнее о роли бюрократии в современном государстве и в России см. в докладе Георгия Дерлугьяна. [10] Яркой иллюстрацией этого являются события 1616 года во Франции, когда парламент собственной властью организовал собрание полного Суда пэров, высшего дворянства и принцев крови, чтобы обсудить лишь один вопрос: «общее благо королевства», а говоря современным языком, «стратегию развития». Этот вопрос никогда не находился в ведении парламента, и претензия на его присвоение (пользуясь тем, что тогда Людовик XIII был еще совсем юн), настолько впечатлила короля, что позднее он делал все, чтобы отомстить парламенту за эту инициативу. [11] Обсуждать, чем в условиях представительного правления различается субъектность выборных органов власти и институтов гражданского общества и почему они несут различную смысловую нагрузку и различное укоренение в судьбе народа, здесь не место и не время. Дискуссия по этой проблеме будет вынесена за рамки настоящего доклада. Вернуться назад |