ИНТЕЛРОС > Материалы рейтинга "СОФИЯ" > Декларация нового образования

Дмитрий Песков
Декларация нового образования


27 февраля 2011

Традиционное образование сегодня не выполняет своих задач. Оно неэффективно, оно тянет в прошлое вместо того, чтобы вести в будущее. Наконец, оно просто некрасиво.

В этом традиционные университеты похожи на генералов: генералы готовятся к прошедшим войнам, университеты выпускают уже ненужных специалистов.

Новое образование все больше выходит за рамки собственно учебной деятельности; другие практики: исследование, бизнес, управление – становятся образованием для будущего.

Новое образование неотделимо от образа будущего мира: мира, где все человеческие практики изменятся, подчинившись принципу связности, воплощением которого является интернет. Мир изменится, сменив все свои модели: науку, образование, бизнес, экономику, политику и культуру – на новые, прототипы которых  мы собираем сегодня в интернете.

Мы живем в периоде истории,  который будет называться «за N лет до новой эры», и  тем не менее, будущее доступно уже сегодня.  Оно всего лишь неравномерно распределено (c).

Сообщества, использующие интернет,   доросли до того, что начали  выстраивать первые аналоги оффлайновых институтов по своим, новым правилам:

  • wiki-движение пытается заменить энциклопедистов XVIII века;
  • пиринговые сообщества борются с вселенной Гуттенберга;
  • проекты, использующие open-source разработки, подобные Moodle – пытаются победить классно-урочную систему Коменского;
  • баркемпы – слить воедино общение, учебу, разработку и отдых;
  • coworking-центры создают альтернативы экономических моделей «фирмы» и «клуба»;
  • форматы Creative Commons создают новую этику отношений;
  • из проектов по типу TED.com могут вырасти новые модели организации научной деятельности.

Мы собираем вместе эти новые социальные практики и строим из них новую систему образования – «метауниверситет», или «Метавер».

«Мета» означает развитие и выход за рамки традиционного понимания “Университета” как центра системы образования.

Проект посвящен созданию новой системы образования, основаниями которого будут лучшие методы и методики обучения, возможные в XXI веке; организационная структура на пересечении наиболее перспективных практик управления и деятельности; интегральное понимание процесса и цели образования.

Мы не предполагаем построить «новый университет». Новое образование не может появиться в каком-то одном месте. Мы не верим в стены и образовательные стандарты: мы строим сети сотрудничества, софт, capacity building и персональные карты компетенций.   Проблему образования не решить, построив еще одну башню; ее решение — в собирании мозаики.

Метавер понимается как единое пространство исследования, преподавания и управления.  Это современная мозаичная  информационная система – каждый модуль можно использовать в проектах разного масштаба и для разных целей.

В нашей системе нет балльной системы оценок – их заменяют единые  для всех динамические профили компетенций. Нет студентов и преподавателей –  есть участники, эксперты, навигаторы и проповедники – все они участвуют в совместном создании будущего.

Вместо конвейера стандартных учебных программ от детсада до аспирантуры – асинхронное образование и подготовка команд.  Команды уходят  в совместную деятельность по мере готовности, проживают в кампусах по принципу профессиональной дополняемости, объединяют  среду  проживания и деятельности.  Вместо аудиторий, кафедр и факультетов – центры совместной работы, свободные студенческие сообщества и проблемные группы.  Вместо тестов, экзаменов и формальных знаний  – метаигры с фиксацией компетенций в деятельности, личные профили компетенций и профессиограммы.

Для участника Метавер – глобальное облако  решений, кубики образовательного конструктора, из которых каждый строит свою, наиболее короткую дорогу к результату.  Это личный «путь героя» –  тонкая настройка образовательного пространства под личность участника.

P.S. Организовать игру в образовательные кубики – задача Министерства Образования 2.0;  Его еще нет,  и эти функции пока что выполняем мы.


Вернуться назад