ИНТЕЛРОС > №8, 2008 > «Ікона звалась свячой...» Из опыта изучения обряда «Свечи» в Восточном Полесье

Геннадий Лопатин
«Ікона звалась свячой...» Из опыта изучения обряда «Свечи» в Восточном Полесье


08 ноября 2013

Геннадий Исаакович Лопатин
Ветковский музей народного творчества, Беларусь

 

«Свечами» в населенных пунктах Восточного Полесья называют как сам обряд, так его ритуальные принадлежности. В селах Смоленщины (нами исследованы населенные пункты Ершичского района, а также Хотимского района Могилевской области) они представляют собой специально изготовленные свечки, а в населенных пунктах Костюковичского района Могилевщины, Красногорского района Брянской области «Свечами» называют иконы, которым поклоняются все жители деревни. В деревне таких икон могло быть несколько, и каждая из них «ходила» по своей улице. На Гомельщине (нами исследовались населенные пункты Вет ковского, Добрушского, Кормянского, Чечерского районов) комплекс «Свечи» состоит из иконы (а это могло быть изображение любого святого, Иисуса Христа, Марии) и специально изготовленной свечки. Согласно традиции, «Свеча» поочередно находится в домах всех жителей деревни: год — в одном, год — в другом, и так пока не обойдет всю деревню. В некоторых деревнях в дом, где был покойник, брали вне очереди: если мужчина — мужскую «Свечу», если женщина — женскую. Переносилась «Свеча» в день памяти святому, которому он посвящалась. Время пребывания «Свечи» в одном доме могло не ограничиться одним годом, если человек, принимавший ее, заранее обрекался взять ее на несколько лет. Обычно это происходило только в случае очень больших несчастий в доме. Необходимо отметить, что результаты наших исследований относительно территории распространения обряда практически совпадают с ре зультатами исследователей конца ХІХ — начала ХХ вв.


Вернуться назад