ИНТЕЛРОС > №3, 2008 > Хроника научной жизни Современная психолого-социальная работа: проблемы и решенияХроника научной жизни Современная психолого-социальная работа: проблемы и решения22 августа 2008 |
14 — 15 мая 2008 г. на базе Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (СПбГИПСР) прошел Первый молодежный психолого-социальный Конгресс. Программа Конгресса была насыщенной, это пленарные и секционные доклады, сообщения, круглые столы, форум социальных проектов, мастер-класс, дискуссии, обмен опытом работы.В работе Конгресса приняли участие более 150 человек — ученые, преподаватели, аспиранты, студенты, практики в области психолого-социальной работы из Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Орла, Сыктывкара, Магнитогорска, Челябинска, Саранска. Конгресс вызвал значительный интерес молодых ученых, студентов и аспирантов, что является показателем того, что у данного направления есть будущее.Работа Конгресса открылась выступлением профессора СПбГИПСР В. Г. Белова, приветствовавшего его участников. В. Г. Белов подчеркнул, что деятельность института психологии и социальной работы направлена не только на поддержание высокого интеллектуального потенциала нации, поскольку профессорско-преподавательский корпус института вносит значительный вклад в развитие социальных наук в России, но и на подготовку кадров практических работников, на повышение профессионализма и реализации творческой инициативы студенческой молодежи, представителей общественных организаций, интегрирование психологов и социальных работников, активно занимающихся научно-практической деятельностью. Директор Комплексного центра социального обслуживания населения Приморского района г. Санкт-Петербурга Т. К. Томащук приветствовала участников Конгресса. Она отметила серьезную роль сотрудников СПбГИПСР в жизни Санкт-Петербурга и плодотворное сотрудничество между институтом и КЦСОН. Т. К. Томащук подчеркнула, что накопленный в процессе сотрудничества опыт послужит основой разработки новой программы совершенствования качества обслуживания населения. Собственно научная работа Конгресса началась с доклада доцента СПбГИПСР Т. М. Симоновой «Социальные проблемы как объект исследования и решения». Симонова отметила, что особенно актуальными социальные проблемы становятся в периоды социальных изменений и трансформаций, когда социальные отношения резко обостряются. Социология социальных проблем дает не только определение социальной проблемы, но и указывает методологию ее исследования. Классический позитивистский и альтернативный структуралистский — два подхода, объединенные вместе на принципах полипарадигмальности, позволяют создать общую социологическую модель решения социальных проблем на макро-, мезо- и микроуровнях социальной жизни в их взаимодействии. Т. М. Симонова отметила, что анализ социальной проблемы важен для адекватного представления у властей разного уровня, которые до сих пор склонны видеть в себе «субъектов управления», а в других участниках социальной проблемы только «объектов управления», что вызывает полную бюрократизацию отношений населения с властными структурами. В области решения социальных проблем малоизвестными остаются акционистский подход и метод «интервенции», применение которого могло бы, наконец, помочь организовать участие граждан в местном самоуправлении, о котором столько говорится, но для которого столь мало делается в отечественной социальной работе.Доклад доцента СПбГИПСР Г. И. Соколовой «Актуальные направления в подготовке молодых специалистов социальной сферы» был посвящен главным особенностям профессиональной деятельности социальных работников и психологов — выпускников института и ее значение в масштабах города и даже страны, отметила трудности подготовки молодых специалистов, и перспективы развития психолого-социального образования в условиях современного российского общества.Тематика научных докладов и сообщений была разнообразной и отражала современный уровень развития науки и практики в области психологии и социальной работы. Доклады молодых ученых и аспирантов СПбГИПСР свидетельствуют, что практически во всех отраслях психолого-социального знания старшее поколение активно готовит новые кадры. Запоминающейся страницей в работе Конгресса стали доклады А. В. Лаврентьева «Понятие «организаторская активность»», А. О. Посаженниковой «Гендерный аспект соотношения уровней развития нравственного сознания в ранней юности», Н. А. Швед «Особенности агрессивного поведения трудных подростков». Наиболее интересные студенческие работы были отмечены дипломами и ценными призами: 1 место – Дробышевкая Г.В. «Программа профессиональной ориентации и социально-психологической поддержки по вопросам карьеры и трудоустройства» (г. Санкт-Петербург, СПбГИПСР) и Князева Ю.В. «Опыт работы муниципального учреждения «Центр социального обслуживания молодежи»» (г. Екатеринбург, УГУ); 2 место – Груша О.С. «Творчество как инструмент социальной работы с детьми» (г. Ростов-на-Дону, ЮФУ); 3 место – Карасева Я. И. «СНО как поле формирования профессиональной идентичности студента» (г. Санкт-Петербург, СПбГМТУ). Проблематика Конгресса обсуждалась и на заседаниях круглых столов. Так, например, вопросы психолого-социальной работы с инвалидами предусматривали рассмотрение следующих проблем: 1) теоретико-методологические проблемы психолого-социальной работы с инвалидами на современном этапе развития общества (С.С. Лебедева, д.п.н., профессор); 2) пути совершенствования работы со слепоглухими (А.А. Марков, к.п.н., ст. научн. сотрудник); 3) основные направления деятельности профессионально-реабилитационного центра (В.Г. Местников, ст. методист ПРЦ); 4) актуальные аспекты работы с инвалидами пожилого возраста (И.И. Авсеева, психолог); 5) мотивация пожилых инвалидов, посещающих ОДП (Е.О. Бурякова, студентка СПбГИПСР); 6) мотивы выбора профессии лицами с ограниченными возможностями и другие темы обсуждались на заседании круглого стола «Психолого-социальная работа с людьми с ограниченными возможностями», с участием Г.Ф. Нестеровой, к.б.н., доцента (СПбГИПСР), Е.А. Куликовой, к.п.н., доцента (МосГУ) и др. Подводя итоги работы круглого стола, участники приняли следующее решение:
1. Способствовать гуманизации деятельности социальных служб всех уровней, работающих с инвалидами. С этой целью изучать мотивацию, потребности, уровень профессиональной деятельности и т.д. специалистов этих служб. Приступить к разработке обоснованной системы повышения квалификации специалистов, включающей в себя как курсовые периоды, так и межкурсовые периоды. Содействовать, чтобы личностно-профессиональный рост специалистов социальных служб влиял на получение соответствующей категории и материально поощрялся. 2. Способствовать реализации в полной мере прав лиц с ограниченными возможностями на образование, реализацию социокультурных потребностей и социальную поддержку. Уделяя особое внимание развитию инвалидов как субъектов деятельности, усилить инициативы по организации соответствующего индивидуальным возможностям общего, специального и профессионального и дополнительного образования. Предпринимая необходимые меры с опорой на имеющуюся нормативную базу, для обеспечения трудоустройства лиц определенными ограниченными возможностями в условиях их комплексного сопровождения на всех этих этапах.3. Обратить особое внимание на развитие теоретико-методологических основ социальной защиты и образования инвалидов, рассматривая эти проблемы, особенно проблемы комплексного сопровождения инвалидов, в дискурсе современных наук и научных подходов. Именно на этой базе целесообразно развивать практику адаптации, социализации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество. При этом необходимо учитывать все формы и виды образования: общего, специального, специализированного, инклюзивного для лиц с разными типами ограничения жизнедеятельности. Создавать инфраструктуру, учитывающую все основные трудности социализации и реабилитации инвалидов, привлекая для их преодолений весь необходимый спектр технологических средств реабилитации. На заседании круглого стола «Социальная работа с семьей и детьми», организованного преподавателями кафедры гендерологии и фамилистики СПбГИПСР, затрагивался широкий круг проблем. Обсуждались актуальные проблемы фамилистики; основные направления научных исследований и практических разработок в области психологии и социологии семьи за последние десять лет; формы и методы психолого-социальной работы с семьей и детьми; психологические особенности молодых семей и направления психолого-социальной работы с ними; отношение к семейному насилию в российском обществе; виды социальной помощи семьям, в которых происходят инциденты, связанные с насилием; профилактика агрессии матерей по отношению к своим детям. В ходе обсуждения докладов на круглом столе были обозначены наиболее проблемные вопросы социальной работы с семьей:1. Малая разработанность теоретико-методологических основ и отечественных подходов и технологий социальной работы с семьей и детьми;2. Необходимость инновационных подходов к практике социальной работы на основе теории «человеческого капитала»;3. Отсутствие качественной практической подготовки специалистов, работающих с различными психолого-социальными проблемами семьи.Участники круглого стола «Социальная ответственность бизнеса» обсудили международные стандарты социальной ответственности бизнеса и проблемы применимости международных стандартов социальной ответственности; в ходе дискуссий попытались определить отечественные формы ответственности бизнеса, а также выявить мотивацию российских предпринимателей в деле благотворительности. Круглый стол «Современный этикет – что это?» вызвал широкую дискуссию. Здесь пытались не просто выяснить значение понятия «этикет», но и ответить на вопросы: «Современный этикет – это миф или реальность? Этикет в жизни обывателя 21 века – есть ли необходимость?». Острополемическое выступление Иванова И. С., заместителя директора фонда «Университеты Петербурга», провоцировало бурные обсуждения динамики изменений правил этикета.Под руководством М. И. Архипова, директора РОО «Здоровое поколение», прошел мастер-класс «Профилактика наркомании в студенческой молодежной среде». Большой интерес участников Конгресса вызвал «Форум социальных проектов», на котором представили результаты своих научных и практических разработок студенты и аспиранты СПбГИПСР: Ю. Н. Ильичева «Программа профилактики эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста», О. В. Любомудрова «Домашний патронаж детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии», У. А. Пенцова и А. В. Медведева «Программа адаптации будущих специалистов к деятельности в сфере помогающих профессий», А. А. Борисов «Социально-психологическая диспансеризация учащейся молодежи в регионе Санкт-Петербург», Н. Б. Корнева «Программа профилактики проявления страхов у детей младшего школьного возраста», Е. В. Гуренева «Социальный театр», Т. Е. Карташова «Программа психологического консультирования по проблемам добрачных отношений, подготовке к супружеской жизни - «Счастливы вместе»». На общественное обсуждение был также вынесен проект «Формирование установки на осознанное родительство в молодежной среде» студентками Орловского государственного университета О. А. Грибакиной и Д. А. Редькиной; а студентка Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Я. И. Карасева выступила с проектом «Актуализация студенческого научного общества факультета естественнонаучного и гуманитарного образования СПбГМТУ». Все представленные на форуме социальные проекты вызвали живой отклик аудитории. Несмотря на научную и практическую остроту обсуждавшихся вопросов, состоялся конструктивный диалог, открывающий новые перспективы социального проектирования. Организаторы Конгресса, подводя итоги его работы, отметили, что были определены направления решения целого ряда психолого-социальных проблем современности. Разумеется, было бы наивным ожидать, что за столь короткой срок и при очень насыщенной программе будут предложены рецепты решения сложных теоретических и практических проблем. Требуется обстоятельное изучение каждой из них. Но существенно то, что в научном молодежном сообществе эти важные проблемы поставлены, осознается их принципиальное значение и настоятельная потребность поисков решения. Астэр И.В., Кучукова Н.Ю., Лебедева С.С. XI Всемирный(очно-заочный) конгресс Всемирного Академического университета « Геополитические и социокультурные аспекты мирового общественного развития»(Geopolitische und soziokulturelle Aspekte der gesellschaftlichen Entwicklung in der Welt). 14 июня 2008 завершил свою работу 11 Всемирный(очно-заочный) конгресс Всемирного Академического университета, проходивший в рамках дней русской культуры в гамбургском интеграционном центре «Лира» на тему: Геополитические и социокультурные аспекты мирового общественного развития(Geopolitische und soziokulturelle Aspekte der gesellschaftlichen Entwicklung in der Welt). Всего подали заявки более 45 человек. Очно доклады прослушали более 30 человек. Работа конгресса проводилась по 6 секциям:1 секция была посвящена Актуальным вопросам философии естественных наук(эту секцию возглавлял Ректор ВАУ Лео Химмельзон, лично прочитавший 4 доклада). Вторая секция была посвящена актуальным вопросам философии гуманитарных наук. Проректор по науке ВАУ доктор философских наук Галина Хотинская-Каллис познакомила участников конгресса с опытом собственной эстетической хронологики, с методологическим значением категории «художественного времени, с понятием «эстетическая хронологика» и мировой темпоралистикой в ХХ и ХХ1 века, понятием «культура эпох «SUB SPECIE LUDE“, а также с историей понятия «энтелехия» и временной рефлексией и рефлексией игр в культурных мирах. Профессор Василий Фриауф сделал сообщение на тему «Философия и наука: история понимания и непонимания. Профессор Демидов А.И. рассказал о философских основаниях учения о политике. Профессор Т.Д.Федорова ознакомила слушателей экзистенциально-феноменологическими парадигмами гуманизма. Доктор философских наук, профессор Коссыхин В.Г. объяснил понятия «Онтология и нигилизм:от Хайдеггера к постмодерну. Наибольший интерес собравшихся вызвала 3 секция: Диалог культурных миров в эпоху мультилингвизма и доклад профессора Хотинской Г.А. «Диалог культурных миров Петербурга и Гамбурга в поэтической живописи Инны Гильберг», прочитанный на празднике Дня Русской культуры в Гамбург-Хаузе. Заинтересованно был воспринят доклад профессора Минина Б.А..Новые образовательные программы в век высоких технологий и сообщение Галины Хотинской «Грядущий мировой порядок и его критики» . На конгрессе разгорелись жаркие дискуссии на тему: «Кризис современной техногенной цивилизации», были проведены круглые столы по следующим проблемам: «Глобальная Био-социо-этика. Исторические коллизии и перспективы феномена веры и религиозного сознанияВечные ценности европейской и мировой культуры».Заинтересованно были восприняты доклады о вере, опыте и знании у Семена Франка и Мартина Хайдеггера(В.Фриауф). Христианство и буддийский Восток: наложение топологических архетипов( Ю. Дуплинскаой) Православная метафизика бытия( Вишневский В.Г.) Отношение Канта, Сведенборга и Гамана к эзотерической философии,«Таинство, слово и образ в толковании протоиерея Александра Меня», Межцивилизационные конфликты и культура. Профессиональная этика, партнерство и нравственность. Религиозная и светская нравственность:от противостояния к интеграции. Проблема счастья и несчастья в ХХ1 веке: нравственный аспект (Хотинской Г. ), была проведена деловая игра «Культуротерапия межнациональных конфликтов: культур-Технология психология-пути интеграции. Обсуждались новые идеалы научности сквозь призму антропного принципа: глобальная био-социо-этика,а также экология и эсхатология в ХХ1 веке. Жаркой дискуссией завершился доклад Галины Хотинской «Диалоги и диалектика Сократа: жизненный и нравственный подвиг философа».Подробнее с докладами конгресса можно охнакомиться на сайтеwww.wau.de.be ;www.wat.de.be ; www.wuw.de.beПолина Шихер, кандидат филологических наук, доцентВернуться назад |