ИНТЕЛРОС > №3, 2008 > Хроника научной жизни Современная психолого-социальная работа: проблемы и решения

Хроника научной жизни Современная психолого-социальная работа: проблемы и решения


22 августа 2008
14 — 15 мая 2008 г. на базе Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (СПбГИПСР) прошел Первый молодежный психолого-социальный Конгресс. Программа Конгресса была насыщенной, это пленарные и секционные доклады, сообщения, круглые столы, форум социальных проектов, мастер-класс, дискуссии, обмен опытом работы.В работе Конгресса приняли участие более 150 человек — ученые, преподава­тели, аспиранты, студенты, практики в области психолого-социальной работы из Санкт-Петер­бурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Орла, Сыктывкара, Магнитогорска, Челябинска, Саранска. Конгресс вызвал значи­тельный интерес молодых ученых, студентов и аспирантов, что является пока­зателем того, что у данного направления есть будущее.Работа Конгресса открылась выступлением профессора СПбГИПСР В. Г. Белова, приветствовавшего его участников. В. Г. Белов подчеркнул, что деятельность института психологии и социальной работы направлена не только на поддержание высокого интеллектуального потенциала нации, поскольку профессорско-преподавательский корпус института вносит значительный вклад в развитие социальных наук в России, но и на подготовку кадров практических работников, на повышение профессионализма и реализации творческой инициативы студенческой молодежи, представителей общественных организаций, интегрирование психологов и социальных работников, активно занимающихся научно-практической деятельностью. Директор Комплексного центра социального обслуживания населения Приморского района г. Санкт-Петербурга Т. К. Томащук приветствовала участников Конгресса. Она отметила серьезную роль со­трудников СПбГИПСР в жизни Санкт-Петербурга и плодотворное сотрудничество между институтом и КЦСОН. Т. К. Томащук подчеркнула, что накопленный в процессе сотрудничества опыт послу­жит основой разработки новой программы совершенствования качества обслуживания населения. Собственно научная работа Конгресса началась с доклада доцента СПбГИПСР Т. М. Симоновой «Социальные проблемы как объект исследования и решения». Симонова отметила, что особенно актуальными социальные проблемы становятся в периоды соци­альных изменений и трансформаций, когда социальные отношения резко обостряются. Социология социальных проблем дает не только определение социальной проблемы, но и указывает методологию ее исследования. Классический позитивистский и альтерна­тивный структуралистский — два подхода, объединенные вместе на принципах полипарадигмальности, позволяют создать общую социологи­ческую модель решения социальных проблем на макро-, мезо- и мик­роуровнях социальной жизни в их взаимодействии. Т. М. Симонова отметила, что анализ социальной проблемы важен для адекватного представления у властей разного уровня, которые до сих пор склонны видеть в себе «субъектов управления», а в других участниках социальной проблемы только «объектов управления», что вызывает полную бюрократиза­цию отношений населения с властными структурами. В области ре­шения социальных проблем малоизвестными остаются ак­ционистский подход и метод «интервенции», применение которого могло бы, наконец, помочь организовать участие граждан в местном самоуправлении, о котором столько говорится, но для которого столь мало делается в отечественной социальной работе.Доклад доцента СПбГИПСР Г. И. Соколовой «Актуальные направления в подготовке молодых специалистов социальной сферы» был посвящен главным особенностям про­фессиональной деятельности социальных работников и психологов — выпускников института и ее значе­ние в масштабах города и даже страны, отметила трудности подготовки молодых специалистов, и перспективы развития психолого-социального образования в условиях современного российского общества.Тематика научных докладов и сообщений была разнообразной и отражала современный уровень развития науки и практики в области психологии и социальной работы. Доклады молодых ученых и аспирантов СПбГИПСР свидетельствуют, что практически во всех отраслях психолого-социального знания старшее поколение ак­тивно готовит новые кадры. Запоминающейся страницей в работе Конгресса стали доклады А. В. Лаврентьева «Понятие «организаторская активность»», А. О. Посаженниковой «Гендерный аспект соотношения уровней развития нравственного сознания в ранней юности», Н. А. Швед «Особенности агрессивного поведения трудных подростков». Наиболее интересные студенческие работы были отмечены дипломами и ценными призами: 1 место – Дробышевкая Г.В. «Программа профессиональной ориентации и социально-психологической поддержки по вопросам карьеры и трудоустройства» (г. Санкт-Петербург, СПбГИПСР) и Князева Ю.В. «Опыт работы муниципального учреждения «Центр социального обслуживания молодежи»» (г. Екатеринбург, УГУ); 2 место – Груша О.С. «Творчество как инструмент социальной работы с детьми» (г. Ростов-на-Дону, ЮФУ); 3 место – Карасева Я. И. «СНО как поле формирования профессиональной идентичности студента» (г. Санкт-Петербург, СПбГМТУ). Проблематика Конгресса обсуждалась и на заседаниях круглых сто­лов. Так, например, вопросы психолого-социальной работы с инвалидами предусматривали рассмотрение следующих проблем: 1) теоретико-методологические проблемы психолого-социальной работы с инвалидами на современном этапе развития общества (С.С. Лебедева, д.п.н., профессор); 2) пути совершенствования работы со слепоглухими (А.А. Марков, к.п.н., ст. научн. сотрудник); 3) основные направления деятельности профессионально-реабилитационного центра (В.Г. Местников, ст. методист ПРЦ); 4) актуальные аспекты работы с инвалидами пожилого возраста (И.И. Авсеева, психолог); 5) мотивация пожилых инвалидов, посещающих ОДП (Е.О. Бурякова, студентка СПбГИПСР); 6) мотивы выбора профессии лицами с ограниченными возможностями и другие темы обсуждались на заседании круглого стола «Психолого-социальная работа с людьми с ограниченными возможностями», с участием Г.Ф. Нестеровой, к.б.н., доцента (СПбГИПСР), Е.А. Куликовой, к.п.н., доцента (МосГУ) и др. Подводя итоги работы круглого стола, участники приняли следующее решение:

1. Способствовать гуманизации деятельности социальных служб всех уровней, работающих с инвалидами. С этой целью изучать мотивацию, потребности, уровень профессиональной деятельности и т.д. специалистов этих служб. Приступить к разработке обоснованной системы повышения квалификации специалистов, включающей в себя как курсовые периоды, так и межкурсовые периоды. Содействовать, чтобы личностно-профессиональный рост специалистов социальных служб влиял на получение соответствующей категории и материально поощрялся.

2. Способствовать реализации в полной мере прав лиц с ограниченными возможностями на образование, реализацию социокультурных потребностей и социальную поддержку. Уделяя особое внимание развитию инвалидов как субъектов деятельности, усилить инициативы по организации соответствующего индивидуальным возможностям общего, специального и профессионального и дополнительного образования. Предпринимая необходимые меры с опорой на имеющуюся нормативную базу, для обеспечения трудоустройства лиц определенными ограниченными возможностями в условиях их комплексного сопровождения на всех этих этапах.3. Обратить особое внимание на развитие теоретико-методологических основ социальной защиты и образования инвалидов, рассматривая эти проблемы, особенно проблемы комплексного сопровождения инвалидов, в дискурсе современных наук и научных подходов. Именно на этой базе целесообразно развивать практику адаптации, социализации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество. При этом необходимо учитывать все формы и виды образования: общего, специального, специализированного, инклюзивного для лиц с разными типами ограничения жизнедеятельности. Создавать инфраструктуру, учитывающую все основные трудности социализации и реабилитации инвалидов, привлекая для их преодолений весь необходимый спектр технологических средств реабилитации. На заседании круглого стола «Социальная работа с семьей и детьми», организованного преподавателями кафедры гендерологии и фамилистики СПбГИПСР, затрагивался широкий круг проблем. Обсуждались актуальные проблемы фамилистики; основные направления научных исследований и практических разработок в области психологии и социологии семьи за последние десять лет; формы и методы психолого-социальной работы с семьей и детьми; психологические особенности молодых семей и направления психолого-социальной работы с ними; отношение к семейному насилию в российском обществе; виды социальной помощи семьям, в которых происходят инциденты, связанные с насилием; профилактика агрессии матерей по отношению к своим детям. В ходе обсуждения докладов на круглом столе были обозначены наиболее проблемные вопросы социальной работы с семьей:1. Малая разработанность теоретико-методологических основ и отечественных подходов и технологий социальной работы с семьей и детьми;2. Необходимость инновационных подходов к практике социальной работы на основе теории «человеческого капитала»;3. Отсутствие качественной практической подготовки специалистов, работающих с различными психолого-социальными проблемами семьи.Участники круглого стола «Социальная ответственность бизнеса» обсудили международные стандарты социальной ответственности бизнеса и проблемы применимости международных стандартов социальной ответственности; в ходе дискуссий попытались определить отечественные формы ответственности бизнеса, а также выявить мотивацию российских предпринимателей в деле благотворительности. Круглый стол «Современный этикет – что это?» вызвал широкую дискуссию. Здесь пытались не просто выяснить значение понятия «этикет», но и ответить на вопросы: «Современный этикет – это миф или реальность? Этикет в жизни обывателя 21 века – есть ли необходимость?». Острополемическое выступление Иванова И. С., заместителя директора фонда «Университеты Петербурга», провоцировало бурные обсуждения динамики изменений правил этикета.

Под руководством М. И. Архипова, директора РОО «Здоровое поколение», прошел мастер-класс «Профилактика наркомании в студенческой молодежной среде».

Большой интерес участников Конгресса вызвал «Форум социальных проектов», на котором представили результаты своих научных и практических разработок студенты и аспиранты СПбГИПСР: Ю. Н. Ильичева «Программа профилактики эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста», О. В. Любомудрова «Домашний патронаж детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии», У. А. Пенцова и А. В. Медведева «Программа адаптации будущих специалистов к деятельности в сфере помогающих профессий», А. А. Борисов «Социально-психологическая диспансеризация учащейся молодежи в регионе Санкт-Петербург», Н. Б. Корнева «Программа профилактики проявления страхов у детей младшего школьного возраста», Е. В. Гуренева «Социальный театр», Т. Е. Карташова «Программа психологического консультирования по проблемам добрачных отношений, подготовке к супружеской жизни - «Счастливы вместе»». На общественное обсуждение был также вынесен проект «Формирование установки на осознанное родительство в молодежной среде» студентками Орловского государственного университета О. А. Грибакиной и Д. А. Редькиной; а студентка Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Я. И. Карасева выступила с проектом «Актуализация студенческого научного общества факультета естественнонаучного и гуманитарного образования СПбГМТУ». Все представленные на форуме социальные проекты вызвали живой отклик аудитории. Несмотря на научную и практическую остроту обсуждавшихся вопросов, состоялся конструктивный диалог, открываю­щий новые перспективы социального проектирования. Организаторы Конгресса, подводя итоги его работы, отметили, что были определены направления решения целого ряда психолого-социальных проблем современности. Разумеется, было бы наивным ожидать, что за столь короткой срок и при очень насыщен­ной программе будут предложены рецепты решения сложных теоретических и практических проблем. Требуется обстоятельное изучение каждой из них. Но существенно то, что в научном молодежном сообществе эти важные проблемы поставлены, осознается их принципиальное значение и настоятельная потребность поисков решения. Астэр И.В., Кучукова Н.Ю., Лебедева С.С. XI Всемирный(очно-заочный) конгресс Всемирного Академического университета « Геополитические и социокультурные аспекты мирового общественного развития»(Geopolitische und soziokulturelle Aspekte der gesellschaftlichen Entwicklung in der Welt). 14 июня 2008 завершил свою работу 11 Всемирный(очно-заочный) конгресс Всемирного Академического университета, проходивший в рамках дней русской культуры в гамбургском интеграционном центре «Лира» на тему: Геополитические и социокультурные аспекты мирового общественного развития(Geopolitische und soziokulturelle Aspekte der gesellschaftlichen Entwicklung in der Welt). Всего подали заявки более 45 человек. Очно доклады прослушали более 30 человек. Работа конгресса проводилась по 6 секциям:1 секция была посвящена Актуальным вопросам философии естественных наук(эту секцию возглавлял Ректор ВАУ Лео Химмельзон, лично прочитавший 4 доклада). Вторая секция была посвящена актуальным вопросам философии гуманитарных наук. Проректор по науке ВАУ доктор философских наук Галина Хотинская-Каллис познакомила участников конгресса с опытом собственной эстетической хронологики, с методологическим значением категории «художественного времени, с понятием «эстетическая хронологика» и мировой темпоралистикой в ХХ и ХХ1 века, понятием «культура эпох «SUB SPECIE LUDE“, а также с историей понятия «энтелехия» и временной рефлексией и рефлексией игр в культурных мирах. Профессор Василий Фриауф сделал сообщение на тему «Философия и наука: история понимания и непонимания. Профессор Демидов А.И. рассказал о философских основаниях учения о политике. Профессор Т.Д.Федорова ознакомила слушателей экзистенциально-феноменологическими парадигмами гуманизма. Доктор философских наук, профессор Коссыхин В.Г. объяснил понятия «Онтология и нигилизм:от Хайдеггера к постмодерну. Наибольший интерес собравшихся вызвала 3 секция: Диалог культурных миров в эпоху мультилингвизма и доклад профессора Хотинской Г.А. «Диалог культурных миров Петербурга и Гамбурга в поэтической живописи Инны Гильберг», прочитанный на празднике Дня Русской культуры в Гамбург-Хаузе. Заинтересованно был воспринят доклад профессора Минина Б.А..Новые образовательные программы в век высоких технологий и сообщение Галины Хотинской «Грядущий мировой порядок и его критики» . На конгрессе разгорелись жаркие дискуссии на тему: «Кризис современной техногенной цивилизации», были проведены круглые столы по следующим проблемам: «Глобальная Био-социо-этика. Исторические коллизии и перспективы феномена веры и религиозного сознанияВечные ценности европейской и мировой культуры».Заинтересованно были восприняты доклады о вере, опыте и знании у Семена Франка и Мартина Хайдеггера(В.Фриауф). Христианство и буддийский Восток: наложение топологических архетипов( Ю. Дуплинскаой) Православная метафизика бытия( Вишневский В.Г.) Отношение Канта, Сведенборга и Гамана к эзотерической философии,«Таинство, слово и образ в толковании протоиерея Александра Меня», Межцивилизационные конфликты и культура. Профессиональная этика, партнерство и нравственность. Религиозная и светская нравственность:от противостояния к интеграции. Проблема счастья и несчастья в ХХ1 веке: нравственный аспект (Хотинской Г. ), была проведена деловая игра «Культуротерапия межнациональных конфликтов: культур-Технология психология-пути интеграции. Обсуждались новые идеалы научности сквозь призму антропного принципа: глобальная био-социо-этика,а также экология и эсхатология в ХХ1 веке. Жаркой дискуссией завершился доклад Галины Хотинской «Диалоги и диалектика Сократа: жизненный и нравственный подвиг философа».Подробнее с докладами конгресса можно охнакомиться на сайтеwww.wau.de.be ;www.wat.de.be ; www.wuw.de.beПолина Шихер, кандидат филологических наук, доцент

Вернуться назад