Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2008
1. Способствовать гуманизации деятельности социальных служб всех уровней, работающих с инвалидами. С этой целью изучать мотивацию, потребности, уровень профессиональной деятельности и т.д. специалистов этих служб. Приступить к разработке обоснованной системы повышения квалификации специалистов, включающей в себя как курсовые периоды, так и межкурсовые периоды. Содействовать, чтобы личностно-профессиональный рост специалистов социальных служб влиял на получение соответствующей категории и материально поощрялся.
2. Способствовать реализации в полной мере прав лиц с ограниченными возможностями на образование, реализацию социокультурных потребностей и социальную поддержку. Уделяя особое внимание развитию инвалидов как субъектов деятельности, усилить инициативы по организации соответствующего индивидуальным возможностям общего, специального и профессионального и дополнительного образования. Предпринимая необходимые меры с опорой на имеющуюся нормативную базу, для обеспечения трудоустройства лиц определенными ограниченными возможностями в условиях их комплексного сопровождения на всех этих этапах.3. Обратить особое внимание на развитие теоретико-методологических основ социальной защиты и образования инвалидов, рассматривая эти проблемы, особенно проблемы комплексного сопровождения инвалидов, в дискурсе современных наук и научных подходов. Именно на этой базе целесообразно развивать практику адаптации, социализации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество. При этом необходимо учитывать все формы и виды образования: общего, специального, специализированного, инклюзивного для лиц с разными типами ограничения жизнедеятельности. Создавать инфраструктуру, учитывающую все основные трудности социализации и реабилитации инвалидов, привлекая для их преодолений весь необходимый спектр технологических средств реабилитации. На заседании круглого стола «Социальная работа с семьей и детьми», организованного преподавателями кафедры гендерологии и фамилистики СПбГИПСР, затрагивался широкий круг проблем. Обсуждались актуальные проблемы фамилистики; основные направления научных исследований и практических разработок в области психологии и социологии семьи за последние десять лет; формы и методы психолого-социальной работы с семьей и детьми; психологические особенности молодых семей и направления психолого-социальной работы с ними; отношение к семейному насилию в российском обществе; виды социальной помощи семьям, в которых происходят инциденты, связанные с насилием; профилактика агрессии матерей по отношению к своим детям. В ходе обсуждения докладов на круглом столе были обозначены наиболее проблемные вопросы социальной работы с семьей:1. Малая разработанность теоретико-методологических основ и отечественных подходов и технологий социальной работы с семьей и детьми;2. Необходимость инновационных подходов к практике социальной работы на основе теории «человеческого капитала»;3. Отсутствие качественной практической подготовки специалистов, работающих с различными психолого-социальными проблемами семьи.Участники круглого стола «Социальная ответственность бизнеса» обсудили международные стандарты социальной ответственности бизнеса и проблемы применимости международных стандартов социальной ответственности; в ходе дискуссий попытались определить отечественные формы ответственности бизнеса, а также выявить мотивацию российских предпринимателей в деле благотворительности. Круглый стол «Современный этикет – что это?» вызвал широкую дискуссию. Здесь пытались не просто выяснить значение понятия «этикет», но и ответить на вопросы: «Современный этикет – это миф или реальность? Этикет в жизни обывателя 21 века – есть ли необходимость?». Острополемическое выступление Иванова И. С., заместителя директора фонда «Университеты Петербурга», провоцировало бурные обсуждения динамики изменений правил этикета.Под руководством М. И. Архипова, директора РОО «Здоровое поколение», прошел мастер-класс «Профилактика наркомании в студенческой молодежной среде».
Большой интерес участников Конгресса вызвал «Форум социальных проектов», на котором представили результаты своих научных и практических разработок студенты и аспиранты СПбГИПСР: Ю. Н. Ильичева «Программа профилактики эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста», О. В. Любомудрова «Домашний патронаж детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии», У. А. Пенцова и А. В. Медведева «Программа адаптации будущих специалистов к деятельности в сфере помогающих профессий», А. А. Борисов «Социально-психологическая диспансеризация учащейся молодежи в регионе Санкт-Петербург», Н. Б. Корнева «Программа профилактики проявления страхов у детей младшего школьного возраста», Е. В. Гуренева «Социальный театр», Т. Е. Карташова «Программа психологического консультирования по проблемам добрачных отношений, подготовке к супружеской жизни - «Счастливы вместе»». На общественное обсуждение был также вынесен проект «Формирование установки на осознанное родительство в молодежной среде» студентками Орловского государственного университета О. А. Грибакиной и Д. А. Редькиной; а студентка Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Я. И. Карасева выступила с проектом «Актуализация студенческого научного общества факультета естественнонаучного и гуманитарного образования СПбГМТУ». Все представленные на форуме социальные проекты вызвали живой отклик аудитории. Несмотря на научную и практическую остроту обсуждавшихся вопросов, состоялся конструктивный диалог, открывающий новые перспективы социального проектирования. Организаторы Конгресса, подводя итоги его работы, отметили, что были определены направления решения целого ряда психолого-социальных проблем современности. Разумеется, было бы наивным ожидать, что за столь короткой срок и при очень насыщенной программе будут предложены рецепты решения сложных теоретических и практических проблем. Требуется обстоятельное изучение каждой из них. Но существенно то, что в научном молодежном сообществе эти важные проблемы поставлены, осознается их принципиальное значение и настоятельная потребность поисков решения. Астэр И.В., Кучукова Н.Ю., Лебедева С.С. XI Всемирный(очно-заочный) конгресс Всемирного Академического университета « Геополитические и социокультурные аспекты мирового общественного развития»(Geopolitische und soziokulturelle Aspekte der gesellschaftlichen Entwicklung in der Welt). 14 июня 2008 завершил свою работу 11 Всемирный(очно-заочный) конгресс Всемирного Академического университета, проходивший в рамках дней русской культуры в гамбургском интеграционном центре «Лира» на тему: Геополитические и социокультурные аспекты мирового общественного развития(Geopolitische und soziokulturelle Aspekte der gesellschaftlichen Entwicklung in der Welt). Всего подали заявки более 45 человек. Очно доклады прослушали более 30 человек. Работа конгресса проводилась по 6 секциям:1 секция была посвящена Актуальным вопросам философии естественных наук(эту секцию возглавлял Ректор ВАУ Лео Химмельзон, лично прочитавший 4 доклада). Вторая секция была посвящена актуальным вопросам философии гуманитарных наук. Проректор по науке ВАУ доктор философских наук Галина Хотинская-Каллис познакомила участников конгресса с опытом собственной эстетической хронологики, с методологическим значением категории «художественного времени, с понятием «эстетическая хронологика» и мировой темпоралистикой в ХХ и ХХ1 века, понятием «культура эпох «SUB SPECIE LUDE“, а также с историей понятия «энтелехия» и временной рефлексией и рефлексией игр в культурных мирах. Профессор Василий Фриауф сделал сообщение на тему «Философия и наука: история понимания и непонимания. Профессор Демидов А.И. рассказал о философских основаниях учения о политике. Профессор Т.Д.Федорова ознакомила слушателей экзистенциально-феноменологическими парадигмами гуманизма. Доктор философских наук, профессор Коссыхин В.Г. объяснил понятия «Онтология и нигилизм:от Хайдеггера к постмодерну. Наибольший интерес собравшихся вызвала 3 секция: Диалог культурных миров в эпоху мультилингвизма и доклад профессора Хотинской Г.А. «Диалог культурных миров Петербурга и Гамбурга в поэтической живописи Инны Гильберг», прочитанный на празднике Дня Русской культуры в Гамбург-Хаузе. Заинтересованно был воспринят доклад профессора Минина Б.А..Новые образовательные программы в век высоких технологий и сообщение Галины Хотинской «Грядущий мировой порядок и его критики» . На конгрессе разгорелись жаркие дискуссии на тему: «Кризис современной техногенной цивилизации», были проведены круглые столы по следующим проблемам: «Глобальная Био-социо-этика. Исторические коллизии и перспективы феномена веры и религиозного сознанияВечные ценности европейской и мировой культуры».Заинтересованно были восприняты доклады о вере, опыте и знании у Семена Франка и Мартина Хайдеггера(В.Фриауф). Христианство и буддийский Восток: наложение топологических архетипов( Ю. Дуплинскаой) Православная метафизика бытия( Вишневский В.Г.) Отношение Канта, Сведенборга и Гамана к эзотерической философии,«Таинство, слово и образ в толковании протоиерея Александра Меня», Межцивилизационные конфликты и культура. Профессиональная этика, партнерство и нравственность. Религиозная и светская нравственность:от противостояния к интеграции. Проблема счастья и несчастья в ХХ1 веке: нравственный аспект (Хотинской Г. ), была проведена деловая игра «Культуротерапия межнациональных конфликтов: культур-Технология психология-пути интеграции. Обсуждались новые идеалы научности сквозь призму антропного принципа: глобальная био-социо-этика,а также экология и эсхатология в ХХ1 веке. Жаркой дискуссией завершился доклад Галины Хотинской «Диалоги и диалектика Сократа: жизненный и нравственный подвиг философа».Подробнее с докладами конгресса можно охнакомиться на сайтеwww.wau.de.be ;www.wat.de.be ; www.wuw.de.beПолина Шихер, кандидат филологических наук, доцент