ИНТЕЛРОС > №3, 2010 > Некоторые результаты исследования культурных потребностей молодежи в современной России О. А. Ефанова, С. П. Иваненков
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В рамках исследования динамики культурных потребностей молодежи в контексте современных социокультурных изменений (1980 – 2010 гг.) Центром социологических исследований РАГС был проведен социологический опрос молодежи в конце 2009 года. Единицей наблюдения в массовом социологическом опросе являлись респонденты, представляющие население Российской Федерации в возрасте от 15 до 29 лет включительно. Выбор возрастного интервала был продиктован тем, что, ввиду отсутствия закона о молодежи, данные о численности населения представлены в Итогах Всероссийской переписи населения 2002 года по следующим возрастным группам: 15-17 лет; 18-19 лет 20-24 года; 25-29 лет. В связи с этим, для формирования репрезентативной выборки за основу были взяты указанные выше возрастные границы, несмотря на то, что в Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, отмечается, что «государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет».[1] Выборочная совокупность опрошенных отражает доли молодежи, проживающей в центрах субъектов РФ, в средних, малых городах и сельских населенных пунктах. Опрос проводился с 23 по 30 октября 2009 года по общероссийской репрезентативной выборке в 8 субъектах Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ставропольский край, Брянской, Челябинской, Иркутской областях, городах Москва и Санкт-Петербург, представляющих все федеральные округа РФ. Объем выборочной совокупности - 1050 человек. По половым и возрастным группам респонденты распределились следующим образом. Таблица 1 Распределение респондентов по полу и возрасту (в %)
Молодежь, проживающая в центрах субъектов Российской Федерации, городских населенных пунктах, кроме центров субъектов Российской Федерации, и сельских населенных пунктах представлена в следующих пропорциях. Таблица 2 Распределение респондентов по типам населенных пунктов (в %)
Характеризуя распределение респондентов по образованию, следует отметить незначительное превышение доли респондентов с высшим образованием Таблица 3 Распределение респондентов по образованию (в %)
По виду деятельности респонденты распределились следующим образом: Таблица 4 Распределение респондентов по виду деятельности (в %)
Объем выборочной совокупности опрошенных с учетом отмеченных погрешностей реализации выборки позволяет считать, что полученные данные обследования отвечают требованиям репрезентативности состава населения Российской Федерации в возрасте от 15 до 29 лет по основным социально-демографическим характеристикам, а погрешность выборки не превышает 3%. Переживаемая Россией социальная трансформация вызвала к жизни новые духовные потребности, нравственные ориентиры, формы общения и нормы поведения. Под влиянием новых социально-экономических процессов происходят значительные изменения и в культурном облике современной молодежи. Результаты социологического опроса свидетельствуют о серьезных изменениях в структуре культурных потребностей молодых людей. Это касается, прежде всего, соотношения двух форм их проявления: производства культуры и потребления созданных культурных ценностей. Данные опроса показывают существенную диспропорцию в соотношении указанных форм, выражающуюся в превалировании потребления над творческими формами деятельности. Так, доля регулярно посещающих зрелищные мероприятия в три раза больше доли занимающихся в студиях, клубах по интересам (29,7% и 13,3% соответственно). Различными видами художественного, технического творчества, традиционными ремеслами занимаются 18,7% опрошенных, в то время как 45,2% предпочитают посвящать свободное время просмотру телепередач и видеофильмов. В различных конкурсах и фестивалях в течение последнего года участвовали 26,5% респондентов, такое же количество (26,7%) в свободное время занимается любимым делом (музыкой, рукоделием, рисованием, фотографией, танцами и т.д.). В то же время 45,0% не испытывают потребности в каком-либо виде творческой деятельности и не имеют любимого дела. Анализ результатов исследования свидетельствует, что интенсивность проявления потребности в творческой деятельности различается в зависимости от таких факторов, как возраст и место жительства. Она значительно выше в младших возрастных группах (15-17 и 18-19 лет) и у городской молодежи. Стимулом культурной деятельности является интерес, представляющий собой базисное ядро культурных потребностей. По данным опроса, интересы молодежи в сфере культуры концентрируются на зрелищно-развлекательных ее формах, таких как кино и современная поп-музыка. (Таблица 5). Исследование выявило зависимость интересов молодых людей от уровня образования. Респонденты с высшим или незаконченным высшем образованием заметно больше интересуются такими видами искусства, как литература, театр, живопись, архитектура. Так, например, среди имеющих высшее или неполное высшее образование увлекается театром 21,1% опрошенных, тогда среди респондентов со средним специальным и полным средним образованием таких только 9,0%. Таблица 5 Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие из видов искусства интересуют Вас больше всего?» (в%)
Как видно из данных таблицы, 34,0% респондентов указали в качестве одного из приоритетного интереса литературу и книги, но анализ тематики читаемых книг, а также просматриваемых фильмов и телепередач, показывает, что наиболее популярными жанрами являются приключения и детективы, которым отдают предпочтение половина опрошенных (49,6%), а также фантастика (39,8%) и любовные романы (37,3%) (Таблица 6). Достаточно популярны книги, телепередачи и фильмы о путешествиях, животном мире и природе. А вот такие темы, как история, наука и, особенно, искусство остаются на переферии внимания молодежи (Таблица 6). Таблица 6 Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы смотрите передачи и фильмы, читаете книги по следующей тематике?» (в%)
А вот результаты ответа на вопрос: Какие из видов искусства интересуют Вас больше всего?, в зависимости от возраста респондентов: (Сумма ответов не равна 100% , так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.) Таблица 7
Здесь видны возрастные отличия в предпочтениях, так старшая группа в возрасте 25- 29 лет почти в два раза больше отдает предпочтение классической музыке и одновременно на 13% и 20% соответственно снижается у нее интерес к современной рок и поп-музыке. Так же важно, что и читают значительно больше именно люди в этом возрасте. Таким образом, реальная дифференциация культурных потребностей молодежи зависит, в том числе, и от возраста. С этим важно считаться на практике и учитывать организаторам различных массовых молодежных мероприятий. Значительную роль в структуре культурных потребностей играют познавательные потребности, которые проявляются в стремлении к освоению ценностей культуры, повышению культурного уровня личности. Это, в первую очередь, потребность в чтении. Судя по результатам исследования, у россиян становится все меньше поводов гордиться тем, что они самая читающая нация в мире, так как доля почти (меньше 1 часа в неделю) или совсем не читающих художественную литературу уже превышает количество регулярно читающих молодых людей (44,9% первых против 42,5% вторых). Несколько лучше обстоит дело с чтением прессы. Число регулярно читающих газеты и журналы пока превосходит долю мало или совсем их не читающих (47,6% первых против 42,5% вторых). При этом следует отметить зависимость частоты чтения прессы и художественной литературы от уровня материального достатка. Так, среди респондентов с низким уровнем дохода в три раза больше совсем не читающих газеты и журналы и в два раза больше не читающих художественную литературу, чем среди имеющих высокий доход. Наблюдается также различие в читательской активности по регионам. Больше всего (61,7%) совсем не читающих художественную литературу и прессу среди молодежи Челябинской области. К рассматриваемому виду культурных потребностей относятся также потребности в просмотре кинофильмов, посещении театров, выставок, концертов и других формах регламентированной досуговой деятельности, которые находятся в устойчивой зависимости от деятельности учреждений культуры и искусства и удовлетворяются ими традиционно. Возможность и полнота удовлетворения этого вида культурных потребностей зависят от таких объективных факторов, как наличие свободного времени и степень развития культурной инфраструктуры. Материалы опроса показывают, что у 54,0% молодежи хватает свободного времени для проведения досуга. Причем у сельской молодежи свободного времени значительно больше (68,3%), чем у городской, в то время как возможности удовлетворять свои культурные потребности у сельской молодежи несоизмеримо меньше (Таблица 8) Таблица 8 Наличие учреждений культуры (в%)
Как показывают данные таблицы, сельским жителям доступны с основном обычные библиотеки и краеведческие музеи, а 8,8% сельских респондентов проживают в селах, где вообще нет никаких культурных учреждений. Развитая культурная инфрастуктура в городах, особенно в центрах субъектов РФ, предоставляет широкий выбор для удовлетворения разнообразных культурных потребностей. Тем не менее, значительная часть молодежи, независимо от возраста и уровня образования, предпочитает проводить время в культурно-развлекательных центрах и кинотеатрах. Например, 27,5% опрошенных посещают современный кинотеатр не реже 1 раза в месяц, а профессиональный театр – лишь 2,8%. При этом не посещают профессиональный театр более половины (53,7%) респондентов. 28,6% сельской молодежи в возрасте 15-17 лет и 31,8% восемнадцати и девятнадцатилетних еженедельно посещают дискотеки и клубы, тогда как городская молодежь такого же возраста ходит в клубы значительно реже (еженедельно посещают клубы, дискотеки 11,0% горожан 15-17 лет и 9,6% - 18-19 лет). Результаты опроса выявили зависимость выбора проведения досуга от материального положения опрошенных. 70% респондентов с низкими и очень низкими доходами вообще не посещают никаких учреждений культуры. Для респондентов с высоким и средним уровнем материального достатка характерно более частое посещение учреждений культуры, но их выбор все равно падает на современные кинотеатры и культурно-развлекательные центры. В целом, на основе материалов опроса можно сделать вывод о том, что учреждения культуры не являются для молодежи популярным местом проведения свободного времени. Только 29,8% опрошенных в свободное время посещают театры, музеи, дворцы культуры, клубы по интересам и т.д. 70,6% молодежи, независимо от возраста и уровня образования, проводят свой досуг дома или в гостях у друзей и родственников (47,0%). Основным видом отдыха для современной молодежи становится просмотр телепередач и видеофильмов, прослушивание музыки и проведение времени за компьютером. Подобным образом проводит свой отдых от 45,2% (смотрят телепередачи и видеофильмы) до 42,9% (проводят время за компьютером). Следует отметить, что почти 20% молодежи в возрасте от 15 до 19 лет бездельничают и «убивают» свободное время, а 18,0%. 25-29-летних предпочитают в свободное время расслабляться и выпивать. Исследование показало, что значительную часть своего свободного времени молодые люди проводят у телевизора. 41,3% респондентов посвящают этому занятию более 2-х часов в день, причем селян среди них в два раза больше, чем жителей больших городов. Значительная часть опрошенных (41,4%) имеет возможность смотреть от 20 до 50 телевизионных каналов. Среди сельских жителей такую возможность имеют только 27,1%. 36,5% селян вынуждена довольствоваться гораздо более скромным выбором, так как их телевизоры принимают от 1 до 10 каналов. Подавляющее большинство респондентов (82,3%) сделали свой выбор в пользу определенных каналов. Опрос показал, что молодежь отдает предпочтение в основном развлекательным телеканалам, таким как СТС и ТНТ. В тройку лидеров попал также первый канал. Две трети молодых людей имеют любимые телепередачи. По большей части это передачи развлекательного характера, такие как Комеди Клаб, Дом-2, КВН, Ледниковый период и т.д. Им отдали предпочтение 37,2% имеющих любимые передачи. На втором месте со значительным отрывом следуют информационно-аналитические передачи (Вести, Новости, Профессия Репортер и т.д.), которые являются любимыми для 22,7% респондентов. Коммуникативный характер культурных потребностей проявляется в стремлении молодежи к духовному общению, желании устанавливать связи и взаимоотношения в различных условиях своей деятельности, в том числе в сфере потребления и производства культурных ценностей. Так, например, подавляющее большинство (79,6%) молодых людей, участвовавших в конкурсах и фестивалях, выступали в составе творческих коллектив. Потребность в общении со сверстниками удовлетворяется молодыми людьми также путем вхождения в какие-либо молодежные группы или объединения. По данным опроса, 30,2% респондентов являются членами различных молодежных групп или объединений, причем среди 17-19-летних их вдвое больше, чем среди 25-29 – летних. Большую часть из них объединяют общие интересы и общие дела, а также общность вкусов и взаимопонимание. Таким образом, можно уверенно говорить о том, что сложились существенные различия в структуре культурных потребностей городской и сельской молодежи, заметны и возрастные различия, но при этом важнейшей и преобладающей тенденцией является нарастание потребительского отношения к культуре и падение общего уровня потребления произведений духовной классической культуры у молодежи страны в целом. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо направить основные усилия на создание современной инфраструктуры не только для удовлетворения, но и для формирования культурных потребностей молодежи. [1] http//minstm.gov.ru/.cmsc/upload/docs/14.doc Вернуться назад |