Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2010
В рамках исследования динамики культурных потребностей молодежи в контексте современных социокультурных изменений (1980 – 2010 гг.) Центром социологических исследований РАГС был проведен социологический опрос молодежи в конце 2009 года. Единицей наблюдения в массовом социологическом опросе являлись респонденты, представляющие население Российской Федерации в возрасте от 15 до 29 лет включительно.
Выбор возрастного интервала был продиктован тем, что, ввиду отсутствия закона о молодежи, данные о численности населения представлены в Итогах Всероссийской переписи населения 2002 года по следующим возрастным группам: 15-17 лет; 18-19 лет 20-24 года; 25-29 лет. В связи с этим, для формирования репрезентативной выборки за основу были взяты указанные выше возрастные границы, несмотря на то, что в Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, отмечается, что «государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет».[1]
Выборочная совокупность опрошенных отражает доли молодежи, проживающей в центрах субъектов РФ, в средних, малых городах и сельских населенных пунктах.
Опрос проводился с 23 по 30 октября 2009 года по общероссийской репрезентативной выборке в 8 субъектах Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ставропольский край, Брянской, Челябинской, Иркутской областях, городах Москва и Санкт-Петербург, представляющих все федеральные округа РФ. Объем выборочной совокупности - 1050 человек.
По половым и возрастным группам респонденты распределились следующим образом.
Таблица 1
Распределение респондентов по полу и возрасту (в %)
Возраст (лет) |
Мужчины |
Женщины |
15-17 |
17,1 |
20,0 |
18-19 |
16,2 |
12,2 |
20-24 |
33,5 |
36,2 |
24-29 |
33,3 |
31,6 |
Молодежь, проживающая в центрах субъектов Российской Федерации, городских населенных пунктах, кроме центров субъектов Российской Федерации, и сельских населенных пунктах представлена в следующих пропорциях.
Таблица 2
Распределение респондентов по типам населенных пунктов (в %)
Типы поселений |
|
Центр субъекта Российской Федерации |
50,3 |
Другие города |
33,5 |
Сельские населенные пункты |
16,2 |
Характеризуя распределение респондентов по образованию, следует отметить незначительное превышение доли респондентов с высшим образованием
Таблица 3
Распределение респондентов по образованию (в %)
Уровень образования |
|
Высшее или незаконченное высшее |
29,0 |
Среднее специальное (техникум, колледж и др.).) |
21,2 |
Полное среднее (средняя школа, профессиональное училище) |
32,9 |
Неполное среднее, начальное |
17,0 |
По виду деятельности респонденты распределились следующим образом:
Таблица 4
Распределение респондентов по виду деятельности (в %)
Вид деятельности |
|
Учащиеся школ |
18,6 |
Учащиеся профессиональных училищ |
3,0 |
Учащиеся средних специальных учебных заведений (техникума, колледжа и т.п.) |
6,9 |
Студенты высших учебных заведений |
18,6 |
Рабочие промышленности, транспорта, строительства и др. |
10,9 |
Работники сельского хозяйства, фермеры |
1,5 |
Специалисты технического, гуманитарного профиля |
11,0 |
Военнослужащие, работники правоохранительных органов, таможни, налоговой инспекции и аппаратов государственного управления |
4,2 |
Работники торговли, общепита, бытового обслуживания |
8,5 |
Предприниматели |
2,3 |
Занимаются домашним хозяйством |
3,9 |
Временно не работают, ищут работу |
5,2 |
Другие |
5,2 |
Не ответили |
0,4 |
Объем выборочной совокупности опрошенных с учетом отмеченных погрешностей реализации выборки позволяет считать, что полученные данные обследования отвечают требованиям репрезентативности состава населения Российской Федерации в возрасте от 15 до 29 лет по основным социально-демографическим характеристикам, а погрешность выборки не превышает 3%.
Переживаемая Россией социальная трансформация вызвала к жизни новые духовные потребности, нравственные ориентиры, формы общения и нормы поведения. Под влиянием новых социально-экономических процессов происходят значительные изменения и в культурном облике современной молодежи.
Результаты социологического опроса свидетельствуют о серьезных изменениях в структуре культурных потребностей молодых людей. Это касается, прежде всего, соотношения двух форм их проявления: производства культуры и потребления созданных культурных ценностей.
Данные опроса показывают существенную диспропорцию в соотношении указанных форм, выражающуюся в превалировании потребления над творческими формами деятельности. Так, доля регулярно посещающих зрелищные мероприятия в три раза больше доли занимающихся в студиях, клубах по интересам (29,7% и 13,3% соответственно). Различными видами художественного, технического творчества, традиционными ремеслами занимаются 18,7% опрошенных, в то время как 45,2% предпочитают посвящать свободное время просмотру телепередач и видеофильмов. В различных конкурсах и фестивалях в течение последнего года участвовали 26,5% респондентов, такое же количество (26,7%) в свободное время занимается любимым делом (музыкой, рукоделием, рисованием, фотографией, танцами и т.д.). В то же время 45,0% не испытывают потребности в каком-либо виде творческой деятельности и не имеют любимого дела.
Анализ результатов исследования свидетельствует, что интенсивность проявления потребности в творческой деятельности различается в зависимости от таких факторов, как возраст и место жительства. Она значительно выше в младших возрастных группах (15-17 и 18-19 лет) и у городской молодежи.
Стимулом культурной деятельности является интерес, представляющий собой базисное ядро культурных потребностей. По данным опроса, интересы молодежи в сфере культуры концентрируются на зрелищно-развлекательных ее формах, таких как кино и современная поп-музыка. (Таблица 5).
Исследование выявило зависимость интересов молодых людей от уровня образования. Респонденты с высшим или незаконченным высшем образованием заметно больше интересуются такими видами искусства, как литература, театр, живопись, архитектура. Так, например, среди имеющих высшее или неполное высшее образование увлекается театром 21,1% опрошенных, тогда среди респондентов со средним специальным и полным средним образованием таких только 9,0%.
Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие из видов искусства интересуют Вас больше всего?» (в%)
Виды искусства |
|
Кино |
62,5 |
Современная поп-музыка |
38,3 |
Литература, книги |
34,0 |
Рок-музыка |
22,8 |
Фотография, киносъемка |
19,3 |
Классическая музыка |
16,6 |
Театр |
12,8 |
Живопись |
10,6 |
Балет, хореография |
7,3 |
Архитектура |
6,5 |
Декоративно-прикладное искусство |
6,5 |
Ничего не интересует |
3,5 |
Затруднились ответить |
3,3 |
Другое |
4,0 |
Как видно из данных таблицы, 34,0% респондентов указали в качестве одного из приоритетного интереса литературу и книги, но анализ тематики читаемых книг, а также просматриваемых фильмов и телепередач, показывает, что наиболее популярными жанрами являются приключения и детективы, которым отдают предпочтение половина опрошенных (49,6%), а также фантастика (39,8%) и любовные романы (37,3%) (Таблица 6). Достаточно популярны книги, телепередачи и фильмы о путешествиях, животном мире и природе. А вот такие темы, как история, наука и, особенно, искусство остаются на переферии внимания молодежи (Таблица 6).
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы смотрите передачи и фильмы, читаете книги по следующей тематике?» (в%)
Темы |
Часто |
Редко |
Не смотрят (не читают) |
Не ответили |
История |
26,3 |
45,5 |
26,0 |
2,2 |
Искусство |
12,7 |
41,5 |
42,5 |
3,3 |
Любовь |
37,3 |
35,0 |
23,5 |
4,2 |
Приключения, детективы |
49,6 |
34,3 |
14,9 |
1,2 |
Фантастика |
39,8 |
32,7 |
24,9 |
2,6 |
Ужасы |
29,1 |
30,3 |
38,0 |
2,6 |
Путешествия |
37,0 |
37,6 |
22,7 |
2,7 |
О животном мире и природе |
31,0 |
36,2 |
30,4 |
2,4 |
Эротика |
7,1 |
29,7 |
59,2 |
4,0 |
Религия |
3,9 |
25,1 |
67,3 |
3,7 |
Наука |
21,2 |
36,7 |
38,9 |
3,2 |
Специальные (по увлечениям) |
41,7 |
22,1 |
32,1 |
4,1 |
А вот результаты ответа на вопрос: Какие из видов искусства интересуют Вас больше всего?, в зависимости от возраста респондентов:
(Сумма ответов не равна 100% , так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Таблица 7
|
Возрастные группы, лет |
Всего |
|||
15-17 |
18-19 |
20-24 |
25-29 |
||
Классическая музыка |
10,7 |
14,9 |
18,0 |
19,2 |
16,6 |
Рок-музыка |
31,0 |
30,4 |
19,7 |
18,0 |
22,8 |
Современная поп-музыка |
50,3 |
38,5 |
38,3 |
31,3 |
38,3 |
Кино |
65,5 |
58,8 |
63,4 |
61,4 |
62,5 |
Литература, книги |
29,9 |
33,8 |
31,7 |
38,9 |
34,0 |
Театр |
9,6 |
17,6 |
11,2 |
14,2 |
12,8 |
Живопись |
12,7 |
14,2 |
10,9 |
7,4 |
10,6 |
Архитектура |
5,6 |
8,8 |
6,6 |
5,9 |
6,5 |
Балет, хореография |
8,1 |
9,5 |
7,1 |
6,2 |
7,3 |
Фотография, киносъемка |
23,4 |
15,5 |
20,2 |
17,7 |
19,3 |
Декоративно-прикладное искусство |
6,6 |
8,1 |
6,3 |
5,9 |
6,5 |
Ничего не интересует |
1,5 |
2,7 |
3,3 |
5,3 |
3,5 |
Затруднились ответить |
2,0 |
2,7 |
4,9 |
2,7 |
3,3 |
Другое |
7,6 |
6,8 |
2,5 |
2,4 |
4,0 |
Здесь видны возрастные отличия в предпочтениях, так старшая группа в возрасте 25- 29 лет почти в два раза больше отдает предпочтение классической музыке и одновременно на 13% и 20% соответственно снижается у нее интерес к современной рок и поп-музыке. Так же важно, что и читают значительно больше именно люди в этом возрасте.
Таким образом, реальная дифференциация культурных потребностей молодежи зависит, в том числе, и от возраста. С этим важно считаться на практике и учитывать организаторам различных массовых молодежных мероприятий.
Значительную роль в структуре культурных потребностей играют познавательные потребности, которые проявляются в стремлении к освоению ценностей культуры, повышению культурного уровня личности. Это, в первую очередь, потребность в чтении. Судя по результатам исследования, у россиян становится все меньше поводов гордиться тем, что они самая читающая нация в мире, так как доля почти (меньше 1 часа в неделю) или совсем не читающих художественную литературу уже превышает количество регулярно читающих молодых людей (44,9% первых против 42,5% вторых).
Несколько лучше обстоит дело с чтением прессы. Число регулярно читающих газеты и журналы пока превосходит долю мало или совсем их не читающих (47,6% первых против 42,5% вторых). При этом следует отметить зависимость частоты чтения прессы и художественной литературы от уровня материального достатка. Так, среди респондентов с низким уровнем дохода в три раза больше совсем не читающих газеты и журналы и в два раза больше не читающих художественную литературу, чем среди имеющих высокий доход. Наблюдается также различие в читательской активности по регионам. Больше всего (61,7%) совсем не читающих художественную литературу и прессу среди молодежи Челябинской области.
К рассматриваемому виду культурных потребностей относятся также потребности в просмотре кинофильмов, посещении театров, выставок, концертов и других формах регламентированной досуговой деятельности, которые находятся в устойчивой зависимости от деятельности учреждений культуры и искусства и удовлетворяются ими традиционно.
Возможность и полнота удовлетворения этого вида культурных потребностей зависят от таких объективных факторов, как наличие свободного времени и степень развития культурной инфраструктуры.
Материалы опроса показывают, что у 54,0% молодежи хватает свободного времени для проведения досуга. Причем у сельской молодежи свободного времени значительно больше (68,3%), чем у городской, в то время как возможности удовлетворять свои культурные потребности у сельской молодежи несоизмеримо меньше (Таблица 8)
Таблица 8
Наличие учреждений культуры (в%)
Учреждения культуры |
Центр субъекта РФ |
Средний город |
Село |
Всего |
Современный широкоформатный кинотеатр со стереозвуком |
91,5 |
52,0 |
0,6 |
63,5 |
Обычный кинотеатр |
85,0 |
60,5 |
11,2 |
64,9 |
Культурно-развлекательный центр |
92,8 |
80,7 |
11,8 |
75,6 |
Интернет-кафе |
92,2 |
75,9 |
4,7 |
72,6 |
Театр профессиональный |
88,6 |
34,9 |
0,6 |
56,4 |
Театр любительский |
77,5 |
33,2 |
0,6 |
50,2 |
Современная (с выходом в Интернет) библиотека |
84,5 |
39,5 |
1,8 |
56,0 |
Обычная библиотека |
96,6 |
89,8 |
78,2 |
91,3 |
Музей краеведческий |
86,7 |
66,5 |
65,9 |
76,6 |
Музей-заповедник |
61,9 |
33,0 |
17,1 |
45,0 |
Другие |
4,9 |
4,5 |
57,1 |
13,2 |
Нет никаких учреждений культуры |
0,9 |
3,7 |
8,8 |
3,1 |
Как показывают данные таблицы, сельским жителям доступны с основном обычные библиотеки и краеведческие музеи, а 8,8% сельских респондентов проживают в селах, где вообще нет никаких культурных учреждений.
Развитая культурная инфрастуктура в городах, особенно в центрах субъектов РФ, предоставляет широкий выбор для удовлетворения разнообразных культурных потребностей. Тем не менее, значительная часть молодежи, независимо от возраста и уровня образования, предпочитает проводить время в культурно-развлекательных центрах и кинотеатрах. Например, 27,5% опрошенных посещают современный кинотеатр не реже 1 раза в месяц, а профессиональный театр – лишь 2,8%. При этом не посещают профессиональный театр более половины (53,7%) респондентов.
28,6% сельской молодежи в возрасте 15-17 лет и 31,8% восемнадцати и девятнадцатилетних еженедельно посещают дискотеки и клубы, тогда как городская молодежь такого же возраста ходит в клубы значительно реже (еженедельно посещают клубы, дискотеки 11,0% горожан 15-17 лет и 9,6% - 18-19 лет).
Результаты опроса выявили зависимость выбора проведения досуга от материального положения опрошенных. 70% респондентов с низкими и очень низкими доходами вообще не посещают никаких учреждений культуры. Для респондентов с высоким и средним уровнем материального достатка характерно более частое посещение учреждений культуры, но их выбор все равно падает на современные кинотеатры и культурно-развлекательные центры.
В целом, на основе материалов опроса можно сделать вывод о том, что учреждения культуры не являются для молодежи популярным местом проведения свободного времени. Только 29,8% опрошенных в свободное время посещают театры, музеи, дворцы культуры, клубы по интересам и т.д. 70,6% молодежи, независимо от возраста и уровня образования, проводят свой досуг дома или в гостях у друзей и родственников (47,0%).
Основным видом отдыха для современной молодежи становится просмотр телепередач и видеофильмов, прослушивание музыки и проведение времени за компьютером. Подобным образом проводит свой отдых от 45,2% (смотрят телепередачи и видеофильмы) до 42,9% (проводят время за компьютером). Следует отметить, что почти 20% молодежи в возрасте от 15 до 19 лет бездельничают и «убивают» свободное время, а 18,0%. 25-29-летних предпочитают в свободное время расслабляться и выпивать.
Исследование показало, что значительную часть своего свободного времени молодые люди проводят у телевизора. 41,3% респондентов посвящают этому занятию более 2-х часов в день, причем селян среди них в два раза больше, чем жителей больших городов. Значительная часть опрошенных (41,4%) имеет возможность смотреть от 20 до 50 телевизионных каналов. Среди сельских жителей такую возможность имеют только 27,1%. 36,5% селян вынуждена довольствоваться гораздо более скромным выбором, так как их телевизоры принимают от 1 до 10 каналов.
Подавляющее большинство респондентов (82,3%) сделали свой выбор в пользу определенных каналов. Опрос показал, что молодежь отдает предпочтение в основном развлекательным телеканалам, таким как СТС и ТНТ. В тройку лидеров попал также первый канал.
Две трети молодых людей имеют любимые телепередачи. По большей части это передачи развлекательного характера, такие как Комеди Клаб, Дом-2, КВН, Ледниковый период и т.д. Им отдали предпочтение 37,2% имеющих любимые передачи. На втором месте со значительным отрывом следуют информационно-аналитические передачи (Вести, Новости, Профессия Репортер и т.д.), которые являются любимыми для 22,7% респондентов.
Коммуникативный характер культурных потребностей проявляется в стремлении молодежи к духовному общению, желании устанавливать связи и взаимоотношения в различных условиях своей деятельности, в том числе в сфере потребления и производства культурных ценностей. Так, например, подавляющее большинство (79,6%) молодых людей, участвовавших в конкурсах и фестивалях, выступали в составе творческих коллектив.
Потребность в общении со сверстниками удовлетворяется молодыми людьми также путем вхождения в какие-либо молодежные группы или объединения. По данным опроса, 30,2% респондентов являются членами различных молодежных групп или объединений, причем среди 17-19-летних их вдвое больше, чем среди 25-29 – летних. Большую часть из них объединяют общие интересы и общие дела, а также общность вкусов и взаимопонимание.
Таким образом, можно уверенно говорить о том, что сложились существенные различия в структуре культурных потребностей городской и сельской молодежи, заметны и возрастные различия, но при этом важнейшей и преобладающей тенденцией является нарастание потребительского отношения к культуре и падение общего уровня потребления произведений духовной классической культуры у молодежи страны в целом. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо направить основные усилия на создание современной инфраструктуры не только для удовлетворения, но и для формирования культурных потребностей молодежи.
[1] http//minstm.gov.ru/.cmsc/upload/docs/14.doc