ИНТЕЛРОС > №4, 2016 > О роли философии в современном образовательном пространстве

Людмила Сидорова
О роли философии в современном образовательном пространстве


19 января 2017

Сидорова Людмила Павловна

Национальный исследовательский университет  Высшая школа экономики

Кандидат философских наук, доцент кафедры социально – гуманитарных наук

Sidorova L.Р.

National Research University – Higher School of Economics

Candidate in Philosophy, docent department of social and human sciences

Е – mail: lsidorova@hse.ru

УДК  101

 

О РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация: В статье представлен анализ неустойчивого положения философии в архитектонике современного образовательного пространства. Предпринята попытка аргументировать необходимость преподавания философских дисциплин на нефилософских факультетах, а также  показана роль философской подготовки в процессе формирования личных качеств и общекультурных компетенций выпускников вузов.

Ключевые слова: высшее образование, реформы образования, философия, преподавание философии, роль философии.

 

The role of philosophy in the modern educational space.

Annotation: The article presents an analysis of the fluctuating position of philosophy in the architectonic of modern educational space. The author tries to justify the need of teaching of philosophical disciplines on the non-philosophical faculties, and also show the role of philosophical training in the formation of personal qualities and general cultural competence of graduates.

Key words: higher education, education reform, philosophy, teaching of philosophy, the role of philosophy.

Современные реформы российского высшего образования (оптимизация вузов, сокращение ППС в связи с увеличением нормативного показателя студентов на одного преподавателя, возможность студента самому формировать индивидуальную  траекторию обучения и пр.) неизбежно ведут к пересмотру доли фундаментальных наук в учебных планах образовательных программ. В первую очередь данный процесс касается социально-гуманитарных наук, которые в основном не имеют прикладного характера. Особенно актуальной эта ситуация оказалась для философских дисциплин, поскольку обоснование их практического применения весьма затруднено. В своей предыдущей статье «Проблемы преподавания философии в высшей школе»  мы уже анализировали другие возможные причины неустойчивого положения философии как учебной дисциплины в современном университетском образовании. [1]  В данной статье речь пойдет о роли и значении философии в подготовке высококвалифицированных специалистов и ее месте в системе высшего образования. Автор ставит своей целью поиск возможных ответов на вопрос о необходимости преподавания философии в высшей школе.

Итак, тенденции, существующие в настоящее время в области высшего образования, диктуют необходимость сокращения количества часов на изучение философии на нефилософских факультетах. Поскольку в ФГОС третьего поколения философия обозначена как дисциплина базового (обязательного) цикла, менеджеры образовательных программ на сегодняшний день не могут вовсе исключить философию из преподаваемых дисциплин. Однако в рабочих учебных планах можно обнаружить курс философии в перечне дисциплин по выбору разработчика образовательной программы. В этом списке могут также находиться такие дисциплины, как психология, социология, право и пр. В принципе, и в качестве обязательной, и в качестве выбранной менеджером образовательной программы, курсу философии отводится минимальное количество часов, большая часть из которых выделена на самостоятельное изучение студентов. Естественно, этот процесс неизбежен в связи с общей ориентацией на дисциплины профессионального цикла и увеличения нормативного показателя количества студентов на одного преподавателя.

В образовательной политике мы также наблюдаем определенный скепсис относительно необходимости преподавания философии в университетах, в частности, в системе аспирантского образования. В 2013 г. Министр образования РФ Д.В. Ливанов  на встрече главы правительства Д.А. Медведева с аспирантами высказался за отмену обязательного кандидатского экзамена по философии. В марте 2016 г. вышел приказ Министерства образования и науки РФ о внесение изменений в порядок приема на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, предусматривающий проведение вступительного экзамена по философии только по решению организации. Следом за приказом на сайтах ведущих вузов стала появляться информация об отмене философии в качестве вступительного экзамена в аспирантуру. Данная тенденция, вероятно, может свидетельствовать о возможном скором отказе от сдачи экзамена по истории и философии науки как кандидатского минимума. Думается, что в свете подобных решений не заставит себя ожидать исключение философии из обязательных дисциплин. Стоит отметить, что в 2004 г. такая попытка уже предпринималась. В отделение философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию поступил проект макета Государственного стандарта на подготовку бакалавров-специалистов и магистров – специалистов, разработанный под руководством В.Д. Шадрикова, который предусматривал фактическую ликвидацию философии в вузах. В.В. Миронов, как председатель этого отделения, написал открытое письмо Министру образования РФ А.А. Фурсенко, в котором представил критику данного проекта, в том числе высказался категорически против исключения философии из университетов: «Не может быть законченного высшего образования без философского образования, так как именно философия задает мировоззренческие ориентиры, дает наиболее общий взгляд на окружающий мир, на структуру знания, дает представление о методологии познавательного процесса, что является необходимым элементом становления гражданина, ученого и личности» [2].

Подобное отношение к курсу философии в российском образовании складывается не впервые. К примеру, в начале ХIХ в. глава Российской академии адмирал А.С.Шишков осуждал «вредные западные умствования», считая, что «науки, изощряющие ум, не составляют без веры и без нравственности благоденствия народного…» [3, с. 3]. Подобное отношение к философии, которая «бесполезна» для государства, Г.Шпет называл «жалким неразумением государственных претензий» ограничить права ее «разумного духа». В 1850 г. министром образования П.А. Ширинским – Шахматовым, было запрещено преподавание философии в учебных заведениях. Кафедры философии и философский факультет ликвидировали. В беседе с профессором А.А. Фишером министр отметил, что «польза философии не доказана, а вред от нее возможен». По этому поводу Г. Шпет говорил: «Запрещение философии и свободного философствования искажает ее, а искаженное творчество принимает формы уродливые и эстетически отталкивающие. Любовь к «мудрости» как к свободному мастерству мысли вырождается в псевдофилософское умствование косной морали здравого смысл» [4, с.96]. Философия была восстановлена в университетах лишь спустя 13 лет. Хотелось бы надеяться, что инициаторы современных образовательных реформ и разработчики стандартов учтут опыт своих предшественников и сделают необходимые выводы.

В препринте российского философа А.М. Руткевича «Философия в системе высшего образования» представлен подробный обзор положения философии в образовательных системах разных исторических периодов европейских стран, начиная с древнего мира и заканчивая нашими днями. Рассуждая о современном положении философии как учебной дисциплины, автор отмечает ее ненужность подавляющему большинству европейский студентов, которые получают некую узкую специальность в массовых университетах. Во многих странах с философией знакомят в лицеях или гимназиях, причем в достаточно больших объемах (до 1,5-2-х лет обучения). В Испании даже существует обязательный экзамен по философии, который предлагается сдать  при поступлении в вуз (или испанскую историю – на выбор).  Если такового курса не было в довузовском образовании студента, то он может и не получить его в университете. В Америке и Европе философия в университете является дисциплиной по выбору. Она может включаться в более широкие курсы, подразумевающие знакомство с литературными и философскими текстами, или обозначаться как курс критического мышления.  «В лучшем случае, — отмечает А.М. Руткевич, — факультативные курсы по философии содержат азы аналитической философии в англо-язычных странах или историко-философское введение в странах континентальной Европы» [5, с. 51] В то же время А.М. Руткевич говорит о большой необходимости в философии у «будущих экспертов и интеллектуалов».  Он подчеркивает, что, несмотря на современное положение философии в университете, человеку,  являющемуся настоящим исследователем и занимающимся  наукой, по – прежнему нужна метафизика, но впрочем «как и в прежние времена, философия интересует немногих»[5, с. 52].

В последнее время непонимание необходимости присутствия философских дисциплин в учебных планах факультетов наблюдается также и со стороны преподавателей профильных кафедр и менеджеров образовательных программ. Они ссылаются на большую ценность профильных дисциплин, имеющих прикладной характер и практическую применимость, считая философию излишней в подготовке студентов негуманитарных специальностей. В этой связи хотелось бы вспомнить, что такие выдающиеся ученые, как Н.Бор, М.Планк, Э.Шредингер, М.Борн и др. всегда высоко оценивали роль философии в развитии естественных наук и считали неизбежной связь науки и философии. К примеру, А.Энштейн замечал, что, несмотря на своеобразный «философский оппортунизм», ученые вынуждены прибегать к философии там, где дело касается создания новых фундаментальных теорий. «Теория познания, — подчеркивает А. Энштейн, —  без со­прикосновения с наукой вырождается в пустую схему. Наука без теории познания (насколько это вообще мыслимо) становится при­митивной и пустой» [6, с. 321].

Другой выдающийся физик – теоретик В. Гейзенберг, размышляя о роли гуманитарного образования, отмечал, что оно весьма полезно, несмотря на то, что его содержание не всегда применимо в практической деятельности. Критикуя поверхностный практицизм, В. Гейзенберг пишет: «Вся сила нашей западноевропейской культуры проистекает и всегда проистекала из тесной связи практической деятельности с постановкой принципиальных проблем» [7, с.7]. Знакомство с греческой философией формирует способность задавать принципиальные вопросы,  которую В. Гейзенберг считал одним из наиболее мощных интеллектуальных орудий, выработанных западноевропейской мыслью. Многие считают, что гуманитарное образование – это роскошь, которая доступна только тем, кто материально обеспечен. На самом же деле, ученым, пытающиеся в своем деле дойти до сути, рано или поздно придется научиться у греков этой уникальной способности – постановке принципиальных проблем. «В последние десятилетия,  — пишет В. Гейзенберг, — в гораздо большей степени, чем раньше, стали заметны связи между различными естественными науками. Повсюду распознают признаки их общего истока, а этот общий исток кроется в конечном счете в античном мышлении» [7, с.8]. Продолжая мысль ученого и продуцируя ее на  современную образовательную ситуацию, можем отметить, что соединяющим звеном и общим истоком всех наук является не просто античная, а вся философия в целом. Науки, несмотря на активное сопротивление в последнее время, не могут освободиться от философских оснований и проблем. Постановка принципиальных проблем является необходимым актом для любой позитивной науки, когда перед той становятся вопросы «предельной остроты». В поисках ответов, наука доходит до своих оснований и истоков, и там неизбежно встречается с философией. Философия ставит традиционный взгляд на вещи под сомнение, пытается смотреть на проблемы с иной перспективы. Здоровый скепсис общепринятых установок, понятий и концепций  — то, что необходимо в исследованиях как фундаментальных, так и прикладных наук.

Известный современный ученый в области нейронауки, биолог и психолингвист Т. Черниговская в лекции «Язык и мозг»  отмечала, что значение гуманитарных наук в развитии естественнонаучных знаний в настоящее время многими учеными – естественниками не признается или ставится под сомнение. Собственная же позиция ученого противоположна. Т. Черниговская особо выделяет философию в ряду гуманитарных наук, поскольку именно она способна выполнить важную функцию в современных исследованиях в области когнитивных наук. Данные науки стали столь популярны, что поток информации и исследований с каждым днем все больше, в то время как следовало бы сначала правильно конкретизировать вопрос — что мы хотим найти, исследуя мозг?  Кроме того, Т. Черниговская видит важность философии также и потому, что она выступает некой «объясняющей силой», поскольку иначе когнитивную деятельность человека можно было бы рассматривать «как чисто структурные игрушки».

С другой стороны, как точно выразился А.М. Пятигорский: «Ценность философии в том, что она никому не нужна» и критиковать систему образования за прохладное отношение к философии – «безнадежное дело». Но необходимо задуматься – если убрать из нашей жизни все «необязательное», ненужное здесь и сейчас, не имеющее прикладного характера и применения на практике – то что останется? Не ведет ли такой путь к  сужению разнообразия жизни, к излишнему рационализму, к второстепенности духовных ценностей? На наш взгляд, именно философия, при должной методике ее преподавания, может стать тем пространством, где студент получает знание, свободное от повседневности и практической полезности, и в силу этого  —  так необходимое современному студенту.

Сегодня философия является частью культуры, в которой она выполняет функции, отличные от науки. Тогда как в системе образования востребованы эмпирические, специальные и профессиональные знания. Задачи же курса философии не в том, чтобы передать некий набор знаний или определенную информацию. По мнению М. Мамардашвили, философия не научает знанию, поскольку «становление философского знания — это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия» [8, с. 14]. Философия призывает к осмыслению мира, своего положения в нем. Философия дает знание, которое формирует собственное творческое свободное мышление обучающегося. В рамках современного компетентостного подхода образование направленно уже не на простое получение и закрепление знаний, оно требует формирования навыков применения имеющихся знаний в условиях постоянно меняющегося настоящего и непредсказуемого будущего. Поэтому курс философии стал играть одну из самых главных ролей в формировании общекультурных компетенций, необходимых для развития личных и профессиональных качеств выпускников.

В связи с нарастающей в последнее время глобальной террористической угрозой, повсеместным проявлением жестокости и насилия, одной из главных задач образования становится культивирование гуманизма, формирование нравственных, социальных и эстетических ориентиров в мировоззрении человека. Российский философ и культуролог В.С. Библер полагал, что «исходя из особенностей современных форм мышления и деятельности, должен быть по-новому понят сам смысл образования» [9, с. 21]. Образованный человек, по его мнению, – это «человека культуры» — универсальный человек, воспитанный, просвещенный,  способный не только принять и освоить существующие формы мышления и деятельности, но и «переформулировать их основы», сопрягая в них различные культуры, ценностные и смысловые спектры.  Образование не должно просто давать знания, оно должно давать способ их приобретения. В университетском образовании, на наш взгляд, таким задачам в большей степени отвечает именно философия и философские дисциплины. Как отмечает один из последователей и популяризаторов идей В.С. Библера в области  реформировании образования И.Е. Берлянд: «Философия имеет дело с началом – началом знания, культуры, человека, а стало быть, с той ситуацией, где всего этого еще нет, все только возможно, только замысливается – а это и есть ситуация образования»[10].  В век техники и технологий, философия все еще является мощным интеллектуальным инструментом, который необходим на пути познания себя, других людей и мира, формирования самостоятельного, ответственного, как говорил М. Мамардашвили – «грамотного» мышления. «Чтобы нам быть гражданами,  — писал философ, — то есть жить социально грамотно, нам нужно понимать какие-то отвлеченные истины относительно самих себя, своих предельных возможностей» [9, с. 24].

Современное образование требует подготовки не профессионала — функционера, способного выполнять заданный набор действий. Сегодня  в высшей школе необходимо формировать компетенции профессионала, способного делать осознанный выбор и нести ответственность за него, готового к быстрому поиску информации, к постоянной рефлексии и анализу происходящего. Безусловно, дисциплины профессионального цикла помогают формировать некоторые компетенции, которые отвечают этим задачам.  Но специальные науки ограничены в методологическом и предметном плане, поэтому не могут дать ответов на вопросы о взаимоотношениях человека и общества, о нормах поведения, этических и эстетических ценностях, необходимых в профессиональной деятельности. Чаще всего, подобные вопросы даже не поднимаются в процессе преподавания профессиональных дисциплин. Например, личный опыт преподавания  этики бизнеса показывает, что студенты факультета менеджмента к третьему курсу прекрасно усваивают главное правило успешного бизнеса – «максимизация прибыли». Знакомство с этикой профессиональной деятельности обычно вызывает массу удивления и недоумения – как можно совместить правила ведения бизнеса  с моральными нормами, как возможно быть одновременно предпринимателем и этически ответственным человеком. Задавать подобные вопросы и пытаться искать ответы на них – и есть задача философских дисциплин. Несмотря на неоцененность курса философии в системе высшего образования, в академическом сообществе учеными инициируется все большее количество исследований в области философии. Создаются разные центры, где занимаются изучением актуальных философских проблем. Такие центры, к примеру, функционируют на базе НИУ ВШЭ, РГПУ им. А.И. Герцена, Мос ГУ и др. крупных университетов страны. Особо необходимо отметить «Центр исследования  сознания» при философском факультете МГУ, который является действительно центром мирового уровня.  Ученые МЦИС концентрируются на исследованиях в области аналитической философии, природы сознания и проблемах свободы воли; сотрудничают с ведущими иностранными философами и научными сообществами; активно популяризируют свои исследования в публичных лекциях, монографиях, статьях в научных и научно-популярных изданиях. Один из основателей МЦИС Дмитрий Волков, известный также как успешный бизнесмен в IТ – индустрии, так характеризует свое отношение к философии: «Философия для меня – это способ обживания мира. Я вижу массу происходящих вокруг событий, это единичные, фрагментарные истории, от политики до науки и техники. И мне необходима система, которая позволит собрать их воедино. И такой системой является философия»[11]. Д. Волков высоко оценивает роль философии в развитии собственных профессиональных навыков, философские схемы и понятия он использует в своей работе постоянно — «будь то постановка новых задач, разработка проектов, даже обычные деловые переговоры» [11]. Способность к критическому мышлению, по его словам, необходима не только ученому, но и бизнесмену. Как ни одна другая дисциплина, философия формирует основы критического мышления и пытливого интеллекта, учит нести ответственность не только за свои действия, но и, в первую очередь, за свои мысли и слова, что очень важно в настоящее время, когда каждое сказанное слово в сети – остается там навсегда. «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно. Точность мышления есть нравственная обязанность того, кто к этому мышлению приобщен», — говорил М. Мамардашвили.

Стоит также отметить, что Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) всегда придавала большое значение формированию философского мировоззрения, считая, что философия через моральные и  интеллектуальные  средства может способствовать укреплению  мира, свободного  от ненависти,  вражды, мракобесия и предрассудков. В «Парижской  декларации  по  философии»,  принятой участниками  международной научной дискуссии «Философия  и демократия  в мире», организованной ЮНЕСКО  в 1995 г. отмечено,  что  «преподавание  философии  способствует  развитию  открытости  умов, гражданской ответственности, взаимопониманию и терпимости  в отношениях  между людьми и группами;  преподавание  философии, формируя  независимо  мыслящих, вдумчивых  людей, способных противостоять различным  формам  пропаганды, готовит  каждого  человека  к тому,  чтобы  принять на себя  ответственность за решение  серьезнейших вопросов  современного  мира, в частности  в области  этики;  что развитие  философских  дискуссий  в области  образования и  культурной  жизни, тренируя  у людей  способность к  суждению,  имеющую  фундаментальное  значение  для  любой демократии, вносит весомый  вклад  в их  формирование как  граждан» [12]. Среди провозглашенных принципов Декларации  особо отмечалась, что преподавание философии должно сохраняться  и расширяться  там, где оно  существует, и вводиться  в тех местах, где его  нет, и четко обозначаться  как «философия». В 2005 г. были обозначены три ключевых направления деятельности ЮНЕСКО в области философии, среди которых присутствовало и преподавание философии в мире, которое должно привести к популяризации философии, повышению ее роли в обществе и содействию «делу мира».

Подводя итоги, отметим, что проблемы, связанные с недооценкой роли философии и в целом гуманитарных предметов в системе российского высшего образования,  неоднократно обсуждались в научном сообществе. В частности, наиболее активные исследования в этой области проводятся деканом философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Мироновым В.В. и заведующим кафедрой философии образования философского факультета этого же университета Брызгалиной Е.В. Вышеизложенный текст также представляет собой попытку аргументировать необходимость философской подготовки в процессе получения высшего образования. Но, несмотря на усилия ученых, структура современного образовательного пространства продолжает складывается таким образом, что объем часов, отведенных на курс философии в учебных планах нефилософских факультетов, неизбежно сокращается. Остается лишь надеяться, что маятник качнется в противоположную сторону и Ученые советы вузов смогут пересмотреть статус философских дисциплин в образовательных программах своих организаций. Добавим лишь, что, к счастью, самой философии забвение со стороны тех, кто формирует политику в области науки и образования, повредить не может.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Сидорова Л.П., Шнырёва О.Е. Проблемы преподавания философии в высшей школе // Credo new. 2016. №3(87). С. 158-171
  2. Миронов В.В. Открытое письмо Министру образования и науки Российской Федерации по проекту нового макета Госстандарта [Электронный ресурс] URL: http://planetaedu.ru/articles/326
  3. Колесов М.С. Очерки о русской философской культуре. – Севастополь: Изд – во СГТУ, 1999. — 150 с.
  4. Шпет Г. Очерк развития русской философии. – М.: РОССПЭН, 2008. – 592 с.
  5. Руткевич А.М. Философия в истории высшего образования: препринт WP/2014/02. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 52 с.
  6. Эйнштей Α. Замечания к статьям // Собр. науч. трудов, Т. IV. — М.: Наука, 1967. — 310 с.
  7. Гейзенберг В. Шаги за горизонт // Избранные философские работы. Спб.: Наука, 2006. – 576 с.
  8. Мамардашвили М.К. Философия – это сознание вслух // Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  9. Библер В.С. Диалог культур и школа XIX века //Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. – Кемерево: АЛЕФ, 1993. – 347 с.
  10. Берлянд И.Е. Школа диалога культур – 30 лет спустя [Электронный ресурс] URL: http://www.bibler.ru/shdk30let.html
  11. Волков Д. Философия делает этот мир уютнее [Электронный ресурс] URL: http://www.gq.ru/taste/social/148866_dmitriy_volkov_filosofiya_delaet_etot_mir_uyutnee.php?sphrase_id=1583579
  12. Парижская декларация по философии [Электронный ресурс] URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001386/138673r.pdf

Вернуться назад