ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Принципы построения основных профессиональных образовательных программ в современных условиях на примере программ магистратуры Надежда Дорошенко
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорошенко Надежда Николаевна Санкт-Петрбургский государственный экономический Doroshenko Nadezda Nikolaevna St.Peterburg State Universitity of Economics Ph.d. Head of scientific-methodological Department of the Institute of Magistracy e-mail doroshenko.n@unecon.ru УДК: 378
Принципы построения основных профессиональных образовательных программ в современных условиях на примере программ магистратуры Аннотация: В данной статье представлен принцип построения образовательных программ: исторические предпосылки и современные условия. Также приведен пример паспорта компетенций, раскрывающего каждую компетенцию на дидактические единицы, путем соотнесения знаний, умений и навыков с конкретным видом профессиональной деятельности. Ключевые слова: компетенции, образовательная программа, фонд оценочных средств Principles of construction of basic professional education programs in modern conditions for example magistracy programs Abstract: this article provides a principle of construction of educational programmes: historical background and current conditions. Also shows an example of a competency passport, revealing every competence of the didactic units, by matching knowledge, skills and abilities to a specific profession. Keywords: competence, educational program, the Fund evaluation tools Современные условия построения образовательных программ диктуют нам совершенно новые требования к структуре и содержанию образовательной программы. Федеральные государственные стандарты (далее по тексту – ФГОС) высшего образования (далее по тексту – ВО) выводят образовательные программы на новую траекторию, которая имеет непосредственную направленность программы на будущую профессиональную деятельность. Если рассмотреть проектирование образовательных программ в высшей школе исторически, от образовательных стандартов 2-го поколения, через стандарты 3 –го поколения и текущие ФГОС, которые в обиходе называю 3+, то можно проследить некоторую закономерность. Данная закономерность заключается в направленности программы на виды деятельности. Государственные образовательные стандарты (далее по тексту – ГОС) имели принципиальную отличительную содержательную характеристику. Данный стандарт раскрывал квалификационную характеристику выпускника программы, оперируя дидактическими единицами, часовым эквивалентом построения учебного плана, базовыми дисциплинами с обязательным количеством часов по их построению. Базовые дисциплины образовательной программы говорили нам о том, каким является тот базовый уровень знаний выпускника специальности, направления, независимо от профиля образовательной программы. В ГОСах дидактические единицы отражали предметные темы, которые подлежали обязательному освещению в процессе реализации дисциплины, таким образом, они выступали измерителями соответствия специалиста результатам освоения программы, и служили ориентиром для сравнения учебных программ разных учебных заведений с целью установления преемственности содержания образования. Основная образовательная программа в условиях ГОС состояла из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (установленного ВУЗом) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин, при этом дисциплины и курсы по выбору студента в каждом образовательном цикле должны были содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. С выходом ФГОС высшего профессионального образования (далее по тексту – ВПО) 3-го поколения ситуация с построением программ изменилась. Часовой эквивалент построения образовательных программ заменили зачетные единицы с обязательным количеством зачетных единиц по циклам. Основная образовательная программа в условиях ФГОС ВПО в зависимости от уровня подготовки преобразовалась в изучение следующих учебных циклов: общенаучный, профессиональный, практики и научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация. При этом каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть, с обязательными для освоения дисциплинами стандарта и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом, которая дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Ушли дидактические единицы по предметам, появились компетенции по видам деятельности. Что есть компетенция в образовательной программе? Если мы обратимся к толкованию данного понятия по словарю Ожегова, то увидим, что «компетенция» — это:
По отношению к образовательной программе «компетенция» представляет собой способность применять на практике полученные знания, умения, решать профессиональные задачи, оперируя багажом теоретических знаний. Компетенция это есть набор знаний и умений, полученных в процессе обучения, которые соотносятся с профессиональной деятельностью выпускника, и которые ориентированы на будущую профессию. Таким образом, ФГОС ВПО устанавливает виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, при этом конкретные виды деятельности определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Данный принцип построения образовательных программ диктовал условия освоения всех компетенций стандарта, независимо от направленности и профиля программы. Это были первые предпосылки формирования дисциплинарного пакета образовательных программ, ориентированных на конечный результат, т.е. непосредственную профессию. В настоящее время идет переходной период к стандартам 4-го поколения. Данный период обусловлен появлением ФГОС ВО (3+), данный стандарт подразумевает снятие барьеров перед выходом стандартов 4-го поколения, путем отмены действия предыдущих стандартом (ГОС, ФГОС ВПО) и переводом всех обучающихся на новые условия. ФГОС ВО говорит об образовательной программе как об основной профессиональной образовательной программе (далее по тексту – ОПОП). Принцип построения ОПОП в условиях ФГОС ВО существенно отличается от имеющегося опыта:
Подход к построению ОПОП предполагает, что базовая часть образовательной программы является обязательной вне зависимости от направленности образовательной программы. Она обеспечивает формирование у обучающихся установленных образовательным стандартом общекультурных, общепрофессиональных компетенций. Вариативная часть образовательной программы во ФГОС ВО направлена на расширение и формирование у обучающихся профессиональных компетенций, отнесенных к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа. Таким образом, при построении учебного плана образовательной программы необходимо отталкиваться непосредственно от классификации квалификации, требований к ее уровню и содержательным компонентам. На рисунке 1 представлена содержательная компонента квалификации магистра.
При построении учебного плана образовательной программы магистра, в базовой части программы необходимо учитывать все факторы, раскрывающие получаемую студентами квалификацию. Требования к квалификации есть те самые дидактические единицы, которые говорят нам о том, какие темы являются ключевыми для выпускника магистратуры, независимо от направленности программы, это саморазвитие, управление, стратегическое планирование, методология, и научно-исследовательская составляющая и т.д. ФГОС ВО разделяет образовательную программу на академическую и прикладную, предполагая, что академическая магистратура изучает основными видами деятельности научно-исследовательскую и/или педагогическую. Таким образом, виды профессиональной деятельности разделяют компетенции на прикладные, которые необходимы для карьеры в бизнесе, и академические, которые служат основой для продолжения научной карьеры. На рисунке 2 схематично представлен принцип построения образовательной программы магистратуры, с учетом направленности на конкретный вид деятельности.
Ключевым моментом в построение образовательной программы выступают требования к результатам освоения программы по видам деятельности. Должное внимание уделено фондам оценочных средств (далее по тексту – ФОС), причем как по дисциплинам, так и для итоговой (государственной итоговой) аттестации. Система контроля качества образования студентов магистратуры по образовательным программам определяет механизм создания ФОС, который призван решать такие образовательные задачи как контроль и управление процессом приобретения магистрами необходимых знаний, умений и навыков, определенных во ФГОС по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебных модулей, дисциплин, практик Знания, умения, навыки преобразованы в «Результаты обучения» и служат индикаторами освоения компетенций. С целью объективности оценки результатов освоения и качественной подготовки соотнесенной с тем видом деятельности, к которому готовится выпускник, у образовательных организаций возникает необходимость создания дополнительных документов регулирующих содержание основных компонентов ОПОП, раскрытия знаний, умений и навыкам по каждому виду деятельности, в зависимости от направленности образовательной программы. Данные документы условно представляют собой паспорт компетенций, содержащий структурную матрицу по каждому виду деятельности и дидактические единицы, необходимые для освоения в процессе обучения на программе. Паспорт компетенций и структурные матрицы формирования общих и предметных компетенций выпускников ОПОП будут выступать методическими основами формирования ФОС и обеспечивать достижение такого уровня контроля и управления качеством образования, который бы обеспечил беспрепятственное признание квалификаций выпускников российскими и зарубежными работодателями, а также мировыми образовательными системами. Ниже, в таблице 1, представлен пример построения данного документа. Данная форма заполняется на основе ФГОС по отношению к каждой конкретной магистерской программе. При заполнении форм необходимо делать акцент на получаемой магистрантом профессии
Таблица 1. Результаты освоения программы магистратуры
Принцип построения ОПОП в условиях новых стандартов говорит о направленности образовательной программы, об усилении ответственности ВУЗов за качество подготовки выпускника, о модернизации порядка организации и осуществлении образовательной деятельности, как в условиях ВУЗа, так и в целом в системе образования. Учитывая вышесказанное, можно предположить что каждый новый документ, регулирующий образовательную деятельность и построение образовательных программ, который публикуется, все больше дает понять о том, что переход направлен на укрупнение ФГОС не по направлениям подготовки, а по укрупненным группам направлений, где в дальнейшем направленность программы это будет каждое отдельное направление, специализация это имеющийся в настоящий момент профиль программ магистерской подготовки.
Литература:
Вернуться назад |