Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2016

Надежда Дорошенко
Принципы построения основных профессиональных образовательных программ в современных условиях на примере программ магистратуры

Дорошенко Надежда Николаевна

Санкт-Петрбургский государственный экономический
университет 
кандидат социологических наук
Начальник научно-методического отдела Института магистратуры

Doroshenko Nadezda Nikolaevna

St.Peterburg State Universitity of Economics

Ph.d.

Head of scientific-methodological Department of the Institute of Magistracy

e-mail doroshenko.n@unecon.ru

УДК: 378

 

Принципы построения основных профессиональных образовательных программ в современных условиях на примере программ магистратуры

Аннотация: В данной статье представлен принцип построения образовательных программ: исторические предпосылки и современные условия. Также приведен пример паспорта компетенций, раскрывающего каждую компетенцию на дидактические единицы, путем соотнесения знаний, умений и навыков с конкретным видом профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетенции, образовательная программа, фонд оценочных средств

Principles of construction of basic professional education programs in modern conditions for example magistracy programs

Abstract: this article provides a principle of construction of educational programmes: historical background and current conditions. Also shows an example of a competency passport, revealing every competence of the didactic units, by matching knowledge, skills and abilities to a specific profession.

Keywords: competence, educational program, the Fund evaluation tools

Современные условия построения образовательных программ диктуют нам совершенно новые требования к структуре и содержанию образовательной программы. Федеральные государственные стандарты (далее по тексту – ФГОС) высшего образования (далее по тексту –  ВО) выводят образовательные программы на новую траекторию, которая имеет непосредственную направленность программы на будущую профессиональную деятельность.

Если рассмотреть проектирование образовательных программ в высшей школе исторически,  от образовательных стандартов 2-го поколения, через стандарты 3 –го поколения и текущие ФГОС, которые в обиходе называю 3+, то можно проследить некоторую закономерность. Данная закономерность заключается в направленности программы на виды деятельности.

Государственные образовательные стандарты (далее по тексту – ГОС) имели принципиальную отличительную содержательную характеристику. Данный стандарт раскрывал квалификационную характеристику выпускника программы, оперируя дидактическими единицами, часовым эквивалентом построения учебного плана, базовыми дисциплинами с обязательным количеством часов по их построению. Базовые дисциплины образовательной программы  говорили нам о том, каким является тот базовый уровень знаний выпускника специальности, направления, независимо от профиля  образовательной программы. В ГОСах дидактические единицы отражали предметные темы, которые подлежали обязательному освещению в процессе реализации дисциплины, таким образом, они выступали измерителями соответствия специалиста результатам освоения программы, и служили ориентиром для сравнения учебных программ разных учебных заведений с целью установления преемственности содержания образования.

Основная образовательная программа в условиях ГОС состояла  из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (установленного ВУЗом) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин, при этом дисциплины и курсы по выбору студента в каждом образовательном цикле должны были содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

С выходом ФГОС высшего профессионального образования (далее по тексту – ВПО) 3-го поколения ситуация с построением программ изменилась. Часовой эквивалент построения образовательных программ заменили зачетные единицы с обязательным количеством зачетных единиц по циклам. Основная образовательная программа в условиях ФГОС  ВПО в зависимости от уровня подготовки преобразовалась в изучение следующих учебных циклов: общенаучный, профессиональный, практики и научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация. При этом каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть, с обязательными для освоения дисциплинами стандарта и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом, которая дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Ушли дидактические единицы по предметам, появились компетенции по видам деятельности. Что есть компетенция в образовательной программе? Если мы обратимся к толкованию данного понятия по словарю Ожегова, то увидим, что «компетенция» — это:

  • круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён;
  • круг чьих-нибудь полномочий, прав [1].

По отношению к образовательной программе «компетенция» представляет собой способность применять на практике полученные знания, умения, решать профессиональные задачи, оперируя багажом теоретических знаний. Компетенция это есть набор знаний и умений, полученных в процессе обучения, которые соотносятся с профессиональной деятельностью выпускника, и которые ориентированы на будущую профессию.

Таким образом, ФГОС ВПО устанавливает виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, при этом конкретные виды деятельности определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Данный принцип построения образовательных программ диктовал условия освоения всех компетенций стандарта, независимо от направленности и профиля программы. Это были первые предпосылки формирования дисциплинарного пакета образовательных программ, ориентированных на конечный результат, т.е. непосредственную профессию.

В настоящее время идет переходной период к стандартам 4-го поколения. Данный период обусловлен появлением ФГОС ВО (3+), данный стандарт подразумевает снятие барьеров перед выходом стандартов 4-го поколения, путем отмены действия предыдущих стандартом (ГОС, ФГОС ВПО) и переводом всех обучающихся на новые условия.

ФГОС ВО говорит об образовательной программе как об основной профессиональной образовательной программе (далее по тексту – ОПОП). Принцип построения ОПОП в условиях ФГОС ВО существенно отличается от имеющегося опыта:

  1. Структура образовательной программы включает блоки освоения (теоретический, практики и научно-исследовательская деятельность, государственная итоговая аттестация).
  2. Отсутствуют базовые дисциплины. Это говорит об ответственности ВУЗов за построение и реализацию программы, соотнесенной с профессиональными стандартами.
  3. Программа ориентируется на конкретные виды деятельности, при этом не обязательно реализовывать все компетенции ФГОС. Данная составляющая ФГОС ВО говорит об узкоспециализированных программах, направленных на конкретную профессиональную область и вид деятельности.

Подход к построению ОПОП предполагает, что базовая часть образовательной программы является обязательной вне зависимости от направленности образовательной программы. Она обеспечивает формирование у обучающихся установленных образовательным стандартом общекультурных, общепрофессиональных компетенций. Вариативная часть образовательной программы во ФГОС ВО направлена на расширение и формирование у обучающихся профессиональных компетенций, отнесенных к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа. Таким образом, при построении учебного плана образовательной программы необходимо отталкиваться непосредственно от классификации квалификации, требований к ее уровню и содержательным компонентам. На рисунке 1 представлена содержательная компонента квалификации магистра.

 

risunok_1

При построении учебного плана образовательной программы магистра, в базовой части программы необходимо учитывать все факторы, раскрывающие получаемую студентами квалификацию. Требования к квалификации есть те самые дидактические единицы, которые говорят нам о том, какие темы являются ключевыми для выпускника магистратуры, независимо от направленности программы, это саморазвитие, управление, стратегическое планирование, методология, и научно-исследовательская составляющая и т.д.

ФГОС ВО разделяет образовательную программу на академическую и прикладную, предполагая, что академическая магистратура изучает основными видами деятельности научно-исследовательскую и/или педагогическую. Таким образом, виды профессиональной деятельности разделяют компетенции на прикладные, которые необходимы для карьеры в бизнесе, и академические, которые служат основой для продолжения научной карьеры. На рисунке 2 схематично представлен принцип построения образовательной программы магистратуры, с учетом направленности на конкретный вид деятельности.

 

risunok_2

Ключевым моментом в построение образовательной программы выступают требования к результатам освоения программы по видам деятельности. Должное внимание уделено фондам оценочных средств (далее по тексту – ФОС), причем как по дисциплинам, так и для итоговой (государственной итоговой) аттестации. Система контроля качества образования студентов магистратуры по образовательным программам определяет механизм создания ФОС, который призван решать такие образовательные задачи как контроль и управление процессом приобретения магистрами необходимых знаний, умений и навыков, определенных во ФГОС по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебных модулей, дисциплин, практик

Знания, умения, навыки преобразованы в «Результаты обучения» и служат индикаторами освоения компетенций. С целью объективности оценки результатов освоения и качественной подготовки соотнесенной с тем видом деятельности, к которому готовится выпускник, у образовательных организаций возникает необходимость создания дополнительных документов регулирующих содержание основных компонентов ОПОП, раскрытия знаний, умений и навыкам по каждому виду деятельности, в зависимости от направленности образовательной программы. Данные документы условно представляют собой паспорт компетенций, содержащий структурную матрицу по каждому виду деятельности и  дидактические единицы, необходимые для освоения в процессе обучения на программе.

Паспорт компетенций и структурные матрицы формирования общих и предметных компетенций выпускников ОПОП будут выступать методическими основами формирования ФОС и обеспечивать достижение такого уровня контроля и управления качеством образования, который бы обеспечил беспрепятственное признание квалификаций выпускников российскими и зарубежными работодателями, а также мировыми образовательными системами. Ниже,  в таблице 1, представлен пример построения данного документа. Данная форма заполняется на основе ФГОС по отношению к каждой конкретной магистерской программе. При заполнении форм необходимо делать акцент на  получаемой магистрантом профессии

 

Таблица 1. Результаты освоения программы магистратуры

 

Вид (ы) деятельности к которым готовится выпускник программы Основной вид(ы) деятельности:

 

Дополнительный вид(ы) деятельности:

Требуемый уровень профессионального образования и обучения  

 

Квалификация «магистр»

Требования к результатам освоения программы Компетенции: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные
Характеристика уровня подготовки
Вид деятельности « ____________________________________________»
Область профессиональной деятельности  
Объект профессиональной деятельности  
Направление деятельности  
В результате освоения программы магистратуры, у  обучающегося формируются следующие общекультурные компетенции  
В результате освоения программы магистратуры, у  обучающегося формируются следующие общепрофессиональные компетенции  
Перечень основных умений, навыков и знаний, результат освоения которых свидетельствует о подготовке магистра в конкретной области профессиональной деятельности
Код согласно ФГОС и наименование компетенции (ПК) знать уметь владеть
ПК …      
         

 

 

Принцип построения ОПОП в условиях новых стандартов говорит о направленности образовательной программы, об усилении ответственности ВУЗов за качество подготовки выпускника, о модернизации порядка организации и осуществлении образовательной деятельности, как в условиях ВУЗа, так и в целом в системе образования. Учитывая вышесказанное, можно предположить что каждый новый документ, регулирующий образовательную деятельность и построение образовательных программ, который публикуется, все больше дает понять о том, что переход направлен на укрупнение ФГОС не по направлениям подготовки, а по укрупненным группам направлений, где в дальнейшем направленность программы это будет каждое отдельное направление, специализация это имеющийся в настоящий момент профиль программ магистерской подготовки.

 

Литература:

  1. Энциклопедии и словари URL:http://enc-dic.com/ozhegov/ Электронный ресурс (дата обращения: 23.02.2016).
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты.


Другие статьи автора: Дорошенко Надежда

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба