ИНТЕЛРОС > №11, 2017 > «Как живётся тебе...» Галина КЛИМОВА
|
Кто же не помнит своих первых рифмованных строк? Даже еще не стихов, но их зародышей. Мы жили на даче в подмосковном селе Петрово-Дальнее. Там шло строительство городской онкологической больницы, и папе как инженеру выделили дачу, чтобы не мотался в Москву. Дача высокая, с мезонином, со всеми городскими удобствами и с верандой, подсвеченной окошками из разноцветных стеклянных треугольничков. Эти дачи до сих пор там сохранились как образец послевоенной роскоши для народа. Отец, очень гордый, тут же выписал своих родителей с Украины, из жаркого и пыльного Николаева. Они приехали с младшей внучкой Зиной, моей ровесницей. Для объединения семьи вскоре и меня — в слезах — привезли. Началась подневольная дачная жизнь. Я всего однажды гостила в Николаеве у бабушки и дедушки, очень стеснялась, дичилась и вдобавок ревновала к ним кузину-Зину. Чуяла печенкой, что она — родная внучка, а я — как бы двоюродная. Нехотя подчинилась другому распорядку. От прежней жизни при мне осталась только скрипка, но играла я помалу и вполсилы. Было сиротливо, и по ночам — от жалости к себе — я под одеялом размазывала по щекам слезы. Днем все как-то сглаживалось походами в лес за грибами и за малиной, купаньем в еще не заросшем голицынском пруду, но больше — игрой в пинг-понг с соседской ребятней. Ни с кем не играл только мальчик с редким именем Юлик. Бледный и молчаливый, обычно с книгой, он сидел в самой густой тени, и однажды, оторвавшись от книги, объявил нараспев: — Завтр-ра мой день р-рожденья, но я не смогу пригласить вас всех, пар-р-рдон… Играть в теннис сразу стало неинтересно. Мы с Зиной пошли к себе, и она объяснила: — Слышала, как картавит? Думаешь, не выговаривает «р»? Он специально так говорит, называется «грассирует». Его за это даже во французскую спецшколу приняли. Эти слова прозвучали как приговор: Юлик, который учится в Москве во французской спецшколе и красиво распевает букву «р», никогда не пригласит меня, такую толстощекую, с веснушками, такую деревенщину… никогда не пригласит. А Зина готовилась к празднику. — Напишу стихотворение и подарю с автографом. А ты сыграй что-нибудь на скрипке, например «Веселый крестьянин». У тебя здорово получается! После обеда нас, как маленьких, укладывали в постель, хотя спать было не обязательно. Зина пыхтела и что-то бубнила, накрывшись простыней, а потом сбрасывала ее и быстро писала, но еще быстрее стирала написанное, и тут же опять писала столбиком. Лицо ее раскраснелось и стало красивым. Она точно знала, что делает. — Готово! Вот! Про партизан, про пионеров, как они погибли, но фашистский поезд взорвали. Скрипка не шла в руки. Я не стала ужинать, не стала гладить платье-матроску, только помогла Зине накрутить на бумажки ее короткие волосы. Все улеглись спать, как обычно, будто ничего не происходило и заранее было известно, что завтра Зина со своим героическим стихотворением пойдет к Юлику, а я с «Веселым крестьянином» останусь дома. Не спалось и даже плакать не хотелось. Хотелось умереть. И я видела, как в день рождения Юлика меня будут хоронить в гробу, похожем на мой деревянный скрипичный футляр, в неглаженом платье, с косичками-бараночками, как будут плакать бабушка и дедушка, зарыдают мои родители, особенно мама… Но где же Зина? Сюжет увлекал. Образы уносили в какое-то другое пространство, где невидимый метроном диктовал ритм, а на него, как бабочки на свет, летели настоящие, самые нужные слова, близким или дальним эхом тянувшие за собой рифмы. Это были стихи. Только бы не забыть до утра! Летнее утро — скорое, и я босиком вбежала в кухню, где уже завтракал отец. Вот кому я могла доверить ночную тайну, вот кому… — Что ты такая встрепанная? Всю ночь что-то бормотала, вскрикивала, наверно, тоже стихи сочиняла? — ласково спросил отец. Я впала в ступор. Я не помнила ни полсловечка. Ни-че-го. И вдруг шепотом:
Как живется тебе, моя бедная дочь, на том свете?
— Что? Какая дочь? Какой «тот свет»? — Отец почти задохнулся. — Это твои стихи? Откуда эта мистика в двенадцать лет? Ты же не чахоточная поэтесса, ты здоровая девочка, пионерка, а тут декаданс в чистом виде. Одна строка, разве это стихотворение? — он перестал жевать. — Правда, у Брюсова есть «О, прикрой свои бледные ноги», — продекламировал он и сглотнул, — но все уже было, тысячу раз было, дорогая моя девочка! Ты далеко не первая. Все уже хожено-перехожено, все уже написано в русской литературе. Я и сам когда-то… Но тебе еще рано! С чего это ты вообразила себя матерью, а? И почему умерла дочь? Нет, тебе так нельзя, запомни! И бери пример с Зины, ее стихи в «Пионерской правде» напечатаны. И вдруг строго в самое ухо: — Никому не читай! Не смей, слышишь, забудь! Я была потрясена собственным провалом, но более того — чувством отчаянного одиночества в своей семье. Юлика с его днем рождения больше не существовало. Папа перестал быть моим доверенным лицом. Зина после замужества работала воспитательницей в детском саду. Я долго не писала стихов, пытаясь вернуться к самой себе, найти вход в потаенное пространство, которое открылось той ночью на даче в селе Петрово-Дальнее, где мне леталось и пелось, а губы шевелили чистый воздух рифмующихся слов непонятно как случившегося стихотворения. Вернуться назад |