ИНТЕЛРОС > №4, 2016 > Как учитель сочинял стихи Игорь ШКЛЯРЕВСКИЙ
|
Пятнадцать лет назад я познакомился с учителем истории из небольшого города Александрия — Иосифом Григорьевичем Спектором. О бедности провинциального учителя я знаю с детства, отец — историк, мать — учительница младших классов, родители учеников дарили ей сирень, душистую и несъедобную, и гардероб послевоенного учителя — осниа мэо мэкумпорто, всё, что имею, — на себе. Но в изголовье у меня на самодельных полках стояли Пушкин, Лермонтов, Толстой, Толковый словарь Ушакова. Отец собрал несколько сотен книг, недоедая. Похожая история произошла с Иосифом Григорьевичем и его женой — Фаиной, на удивление красивой даже в седине учительницей географии, но утонченные черты ее лица за неимением в Александрии Тициана запечатлял фотограф, инвалид Отечественной войны, в ортопедических ботинках, покрытых теплой украинской пылью. В Александрии и Ватутине в июле было много пыли и подсолнухов, но (опять это «но») даже семечки учителю непозволительны, высокие слова несовместимы с семечками на губах. Прекрасная Фаина опровергла представление тысячелетней давности о том, что женщине довольно красоты, и написала школьные учебники по географии родного края, заранее не соглашаясь с «лозунгами» новой жизни: — Купи кусочек родины. Надо же так сказать. Купи кусочек родины — с могилкой неизвестного солдата на обочине проселка. Вчерашнего десятиклассника...
В Александрии наступало лето. Учительница в пчелах и подсолнухах пешком творила географию родного края. Учитель сочинял стихи, как у Наума Кислика:
— Он сочинял, пока свеча не дочадит, пока подойник в сенях не грохнет сгоряча и не проплачет дверь по-вдовьи.
История фронтовика Наума Кислика, с багровой вмятиной на лбу, оставленной осколком от немецкой мины, учителя из Белоруссии, поэта. Историк Спектор сочинял нравоучения, морализировал и призывал к высоким идеалам, но в трещинах его идейных убеждений прорастали подсолнухи и огурцы живой поэзии. Подарки дождика и неба без призывов. Чистый русский язык, благородная сдержанность формы:
Ночь. И мерный бой часов. За окном — метель. Снежный край. Страна лесов. Вологда. Артель. .................................................... Утро. Вьюга унялась. Солнце над сосной. Счастье — это каждый раз приходить домой.
Учитель часто побеждал поэта и снова в трещинах его переживаний появлялись одуванчики, зеленые ростки тополей — осокорей с чудесной И все-таки они соединились — историк и поэт — в стихотворении трансцендентальной силы.
— Седых веков седые пилигримы, они прошли песков синайский зной, и затворили воды за спиной но не забыли куст неопалимый и верили, что за Стеною плача нас ждёт и смех, и счастье, и удача.
Одно короткое стихотворение. А много и не надо, чтобы написать его на камне. Вернуться назад |