ИНТЕЛРОС > №4, 2015 > О гуманизации науки и натурализации экзистенции

Надежда Касавина
О гуманизации науки и натурализации экзистенции


28 февраля 2016

Надежда Александровна Касавина
кандидат философских наук, доцент,
старший научный сотрудник Ин ститута философии РАН.
E mail: kasavina.na@yandex.ru

Социальная философия науки обращена как к естественным, так и социаль но гуманитарным наукам как предмету исследования. Это созвучно с постне классической исследовательской парадигмой, поскольку почти с самого своего возникновения во второй половине XIX в. социально гуманитарные науки про демонстрировали выход за пределы классики. Уже под влиянием философии жизни и философской герменевтики происходили актуализация экзистенци альной проблематики и постановка вопроса о пересмотре центрального поня тия классической теории познания—понятия опыта. Отныне не только объект но ориентированная чувственность, но и субъективность переживания, вклю ченность в традицию с ее культурными универсалиями вошли в структуру опытного знания. В статье предлагается интерпретация этих изменений не только как выражения специфики социально гуманитарных наук, но и как чер ты познания вообще. Для обозначения процесса переосмысления экзистенциив социально гуманитарном знании предлагается использовать термин «натура лизация экзистенции» со ссылкой на аналогичную тенденцию в аналитической эпистемологии и философии сознания

ON HUMANIZATION OF SCIENCE AND NATURALIZATION OF EXISTENCE

Nadezhda Kasavina
PhD, Associate Professor,
senior researcher of Institute of Philosophy of RAS.

Social philosophy of science focuses on the natural as well as on the social-humanitarian sciences as a subject matter of research. It is due to post-classic research paradigm because almost since their emergence in the second half of the XIX c. the social and human sciences have moved beyond the classics. Already under the influence of philosophy of life and philosophical hermeneutics there occurred new existential issues and the need to revisit the central concepts of the classical theory of knowledge including the concept of experience. From now on not only the object- oriented sensibility, but the subjectivity of experience, involvement in tradition with its cultural universals entered the structure of cognitive experience. In the article the author interprets these changes not only as a manifestation of specificity of the social and human sciences, but also as a trait of cognition in general. To rethink the existence in the social and humanities there proposed to use the term «naturalization of existence» with reference to a similar trend in analytic epistemology and the philosophy of mind


Вернуться назад