Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №4, 2015
Надежда Александровна Касавина —
кандидат философских наук, доцент,
старший научный сотрудник Института философии РАН.
Email: kasavina.na@yandex.ru
Социальная философия науки обращена как к естественным, так и социальногуманитарным наукам как предмету исследования. Это созвучно с постнеклассической исследовательской парадигмой, поскольку почти с самого своего возникновения во второй половине XIX в. социальногуманитарные науки продемонстрировали выход за пределы классики. Уже под влиянием философии жизни и философской герменевтики происходили актуализация экзистенциальной проблематики и постановка вопроса о пересмотре центрального понятия классической теории познания—понятия опыта. Отныне не только объект ноориентированная чувственность, но и субъективность переживания, включенность в традицию с ее культурными универсалиями вошли в структуру опытного знания. В статье предлагается интерпретация этих изменений не только как выражения специфики социальногуманитарных наук, но и как черты познания вообще. Для обозначения процесса переосмысления экзистенциив социальногуманитарном знании предлагается использовать термин «натурализация экзистенции» со ссылкой на аналогичную тенденцию в аналитической эпистемологии и философии сознания
ON HUMANIZATION OF SCIENCE AND NATURALIZATION OF EXISTENCE
Nadezhda Kasavina —
PhD, Associate Professor,
senior researcher of Institute of Philosophy of RAS.
Social philosophy of science focuses on the natural as well as on the social-humanitarian sciences as a subject matter of research. It is due to post-classic research paradigm because almost since their emergence in the second half of the XIX c. the social and human sciences have moved beyond the classics. Already under the influence of philosophy of life and philosophical hermeneutics there occurred new existential issues and the need to revisit the central concepts of the classical theory of knowledge including the concept of experience. From now on not only the object- oriented sensibility, but the subjectivity of experience, involvement in tradition with its cultural universals entered the structure of cognitive experience. In the article the author interprets these changes not only as a manifestation of specificity of the social and human sciences, but also as a trait of cognition in general. To rethink the existence in the social and humanities there proposed to use the term «naturalization of existence» with reference to a similar trend in analytic epistemology and the philosophy of mind