ИНТЕЛРОС > №1, 2021 > Мама, я на войне, позвоню потом Лена Берсон
|
* * * Прожив сто лет не там, захлебываясь тьмой Отчаянной зимы, уже сыгравшей в ясли, Она летит домой, Где астры на сносях и георгины гаснут, Где распирает плод гранатовая вязь, Где виноград горчит переизбытком сока, Где закипает жизнь, на солнце пузырясь, Как речь пророка. — Когда придешь опять? — Когда-нибудь потом! Простым карандашом заточен каждый купол, Но что такое дом, Когда он как дитя накормлен и искупан? Он пахнет молоком, лукав и уязвим, То трет рукой глаза, то куксится легонько, Но правда без него была б не то, что с ним — Не слишком горькой. — У нас пожар! — Пожар? — У нас война! — Война? Но уличный фонтан так нестерпимо сладок! И так нежна стена Любою из своих окаменевших складок. Как тени во дворе тарелками гремят! — Я больше не могу! — Давай, кричат, до дна же! И тень родных руин, цепляясь за гранат, Перечеркнет подряд и наших, и не наших.
* * * Она исправляла ошибки в его заикании, Она вызывала короткое в нем замыкание. Он страшно ошибся, однажды зимой подкатив к ней, С улыбкою разоруженной и «г» фрикативным.
Она возмущалась его местечковым акцентом, Пока они вместе тряслись от окраины к центру, Но что-то возникло меж ними в трамвае, у двери ли Не, боже мой, жалость, а что-нибудь вроде доверия.
Она уезжала надолго из выжатой области И в письмах его укоряла в наивности, в робости. Он, чувствуя как все непрочно, как шатко и зыбко, Писал ей без мягкого знака: «Не плач, моя рыбка,
И выбрось, пожалуйста, золотко, всех этих мыслей». Она говорила — «я с ним», он всегда только — «мы с ней», И жил в предвкушении счастья, ура первомайского, Которое не испаряется, сколько ни мацайте.
И это предчувствие счастья держалось, не таяло, Пока ее страшные мысли ее не состарили, И, вымесив тесто, как текст, что впотьмах надиктован, Она постепенно забыла, что с нею и кто он.
Он правил ошибки, бесцельно бродя по квартире, Он метил в них, как в санаторском прокуренном тире. Как будто она запятые повсюду расставила, Он все повторял про себя по ночам эти правила.
И вновь ошибался, и жадно просил не ругать его, Как не существительное без нее прилагательное.
* * * Самый частый вопрос у людей — ты где? Ты, блин, где? Почему не ответить сразу? Я болтаюсь в предбаннике на гвозде Заторможенный маятник пучеглазый.
Ну конечно, я здесь, мы уже сто лет Забиваем безумьем густые соты; Погоди, я возьму телефон в клозет, На работе я, дома я, где еще-то?
Вроде мухи жужжащей из темноты — Всех достала, а все-таки не видна им. Ну, допустим, я знаю — где я, где ты. Мы не есть друг у друга от этих знаний.
Вот умели же раньше! Когда? Тогда. Колотились, клонясь над невнятной трубкой. Мне не слышно, чем дальше — тем дальше, да, Что ж так хрупко все, слышишь, зачем так хрупко?
Как родишься, в пеленках лежишь пластом, А родившийся в мухах — летать не может. Мама, я на войне, позвоню потом, Или лучше сама набери попозже.
Как звонил бы домой Иисус с креста: Вспыхнул было конфликт, но уже потушен. Люди рядом хорошие, а места..! Мама связь барахлит, никого не слушай.
* * * Одни состарились, другие постарались Забиться пылью, как дорожка на виниле, Где опрокинутые навзничь пасторали Отяжелевшими офелиями всплыли.
Все распадается в привычной обстановке, А то, что держится, еще сильнее бесит, Едва сойдешь с ума на первой остановке От моря бедствий.
Едва отчаявшись до крайности ужаться, Глотнешь тепла у магазина «вина-воды» И замечаешь — все не то, чтобы ужасно. А несвободно.
А дни беснуются настырнее, чем дети, Которых к полночи еще не укротили. Сирень мотается, запальчиво одета, Как венценосная соседка по квартире.
Но, находясь по разным признакам вне мая, Что тащишь в пятый угол, избежавший тленья? Как будто надо оказать — но не вниманье, Сопротивленье.
Пока еще в партере гаснут лица, Но до финала ни один не выйдет. И надо лишь восстать, вооружиться. Заснуть и видеть.
* * * А когда застывала в портфеле сменка, И во рту замерзало больное «здравствуйте…», Надо было идти танцевать фламенко — Обучаться холодным припадкам ясности.
Чтоб смеяться, едва получив затрещину, И выкрикивать «agua!», как будто жарко — Как с пеленок умеют другие женщины И не выглядят жалко.
Надо было рожать — ну, почти что в детстве, В злую эру варенья из дынных корок, Когда тело — театр не военных действий, А, скорее, театр одного актера.
Наглотавшись земли в плоскостопой местности, Поднимая растущий живот как дыню, Чтобы дольше потом оставаться вместе: Вроде мамами, вроде бы молодыми.
Надо было тащиться, куда ни попадя, За причастностью, как за святым причастием, Чтобы наговориться с живыми, Господи, Чтобы вслед не кричать им.
Так доходит посылка — быстрей, чем послана, А лица долговечнее — отраженье. Чтоб на эти слова: «Никогда не поздно» Отвечать: «Неужели?»
* * * Нет у покойного воли последней. Собственно, нет никакой. Братьям по смуте и сестрам по сплетне Вечный предписан покой.
Как-то же надо осилить, освоить, Как-то заделать края. Нет никакой у покойного воли, Максимум — воля Твоя.
Полный такой санитарный локдаун, После линейки — отбой. Ну и зачем ему воля, куда он Дернется по грунтовой?
К рынку за перегоревшей черешней? К банку, где клянчил кредит? К дому, где маясь то больше, то меньше, Коротко плакал навзрыд?
Лена Берсон. Окончила журфак МГУ, в 1991–1996 году была соредактором газеты "Шарманщик" при Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. С 1999-го года живет в Израиле, редактор новостного сайта. Подборки стихов выходили в журналах "Арион", "7 искусств", "Складчина", "45-я параллель", "Иерусалимский журнал", "Этажи", альманахе издательства "Скифия" (Санкт-Петербург). Вернуться назад |