ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций)

Алексей Фокин
Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций)


27 мая 2016

Фокин Алексей Русланович
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт философии РАН,
109240, Российская Федерация, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
преподаватель кафедры теологии.
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
115409, г. Москва, Каширское ш., 31;
e-mail: al-fokin@yandex.ru

Начиная со второй половины IV в. н. э. латинские христианские мыслители стали пользоваться категориями Аристотеля, такими как «сущность» и «отношение», «потенция» и «акт», «материя» и «форма» и др., чтобы с их помощью описать догмат о Божественной Троичности. Так, Марий Викторин проводил различие между Отцом как чистым Бытием (esse), тождественным с Божественной сущностью, и Сыном как его определяющей формой (ens, esse formatum). Он рассматривает Отца в качестве потенции, Сына – в качестве акта, а Св. Духа как Их внутреннюю связь (connexio). Августин также относит к Богу категорию сущности и отношения и рассматривает Лица Троицы в качестве трех отношений внутри одной сущности. Боэций придал этому учению совершенную логическую форму, где отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом интерпретируются в соответствии с законом тождества (А = А), как отношения Бога к Самому Себе. Этот вариант тринитарной доктрины, основанный на аристотелевских Категориях, был унаследован западной средневековой схоластикой, где он трансформировался в учение о «субсистентных отношениях» в Боге


Вернуться назад