Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №1, 2016
Фокин Алексей Русланович
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт философии РАН,
109240, Российская Федерация, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
преподаватель кафедры теологии.
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
115409, г. Москва, Каширское ш., 31;
e-mail: al-fokin@yandex.ru
Начиная со второй половины IV в. н. э. латинские христианские мыслители стали пользоваться категориями Аристотеля, такими как «сущность» и «отношение», «потенция» и «акт», «материя» и «форма» и др., чтобы с их помощью описать догмат о Божественной Троичности. Так, Марий Викторин проводил различие между Отцом как чистым Бытием (esse), тождественным с Божественной сущностью, и Сыном как его определяющей формой (ens, esse formatum). Он рассматривает Отца в качестве потенции, Сына – в качестве акта, а Св. Духа как Их внутреннюю связь (connexio). Августин также относит к Богу категорию сущности и отношения и рассматривает Лица Троицы в качестве трех отношений внутри одной сущности. Боэций придал этому учению совершенную логическую форму, где отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом интерпретируются в соответствии с законом тождества (А = А), как отношения Бога к Самому Себе. Этот вариант тринитарной доктрины, основанный на аристотелевских Категориях, был унаследован западной средневековой схоластикой, где он трансформировался в учение о «субсистентных отношениях» в Боге