ИНТЕЛРОС > №4, 2018 > «Личность и мир»: последний лекционный курс С.Л. Франка

Алексей Гапоненков, Александр Цыганков, Тереза Оболевич
«Личность и мир»: последний лекционный курс С.Л. Франка


11 февраля 2019

Гапоненков Алексей Алексеевич
доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы.
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского.
Российская Федерация, 410012,
г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83;
e-mail: gaponenkovaa@ info.sgu.ru.

 

Цыганков Александр Сергеевич 
кандидат философских наук, научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240,
г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: m1dian@yandex.ru

 

Оболевич Тереза
Dr. hab., профессор, заведующая кафедрой
русской и византийской философии.
Папский университет Иоанна Павла II.
Польша, 31-002,
г. Краков, ул. Канонича, д. 9;
е-mail: tereza.obolevich@upjp2.edu.pl

 

В настоящей публикации вниманию читателя предлагается последний лекционный курс Семена Людвиговича Франка, прочитанный перед слушателями Религиозно-философской академии в Париже в мае 1939 г. – «Личность и мир (основная проблема миросозерцания)». Текст автором разбит на три лекции, конспекты которых ныне хранятся в личном фонде С.Л. Франка в Бахметевском архиве (Колумбийский университет, США). Вo вступлении и комментариях публикаторы дают описание рукописного источника, устанавливая его датировку и место в творчестве философа. Так, одной из главных задач этого лекционного курса Франк видел в осознании «неотмирности» человеческой личности, которая, пребывая в мире, не есть его непосредственное продолжение, лишенное свободы. Призвание и цель личности, согласно мыслителю, заключаются в ожидании Царствия Небесного. Конспекты лекций гармонично встроены в философскую систему Франка и являются наглядным примером реализации его метода антиномистического монодуализма в понимании личности и бытия в целом. По своему внутреннему содержанию лекционный курс «Личность и мир (основная проблема миросозерцания)» особенно близок к таким опубликованным работам философа, как «Свет во тьме», «Проблема “христианского социализма”» и «Ересь утопизма».


Вернуться назад