ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима: НАМ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА ПРЕДКОВ

Константин Мацан
Архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима: НАМ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА ПРЕДКОВ


29 апреля 2012

 

Фото из архива пресс-службы епархии

— Какое значение, с Вашей точки зрения, имеет горный храм Тхаба-Ерды в Ингушетии — только культурно-историческое (как туристический объект) или все же пастырское и богослужебное?

— На Северном Кавказе звучала апостольская проповедь, здесь существовали христианские государства, входившие в обширную зону влияния великой византийской цивилизации. Только осознав живую преемственную связь с той эпохой, мы сможем верно оценить значение уникального христианского наследия, неотъемлемой частью которого является храм Тхаба-Ерды. Мы не вправе низвести великие православные святыни до периферийных историко-архитектурных памятников. В храме Тхаба-Ерды, чтимом жителями Ингушетии независимо от их вероисповедания, должна вновь зазвучать молитва.

21 октября прошлого года я посетил Тхаба-Ерды совместно с Главой Республики Ингушетия Юнус-Беком Евкуровым и обсудил с ним возможность возобновить здесь регулярные богослужения. Здание храма находится во вполне удовлетворительном состоянии, однако необходимо решить еще немало вопросов. Конкретную дату называть пока рано, но Богу содействующу, уже в недалеком будущем в Тхаба-Ерды вновь зазвучит молитва — впервые после многовекового перерыва.

 

— Как относиться к различным «темным пятнам» в истории горного храма? Ведь окончательно не ясно, когда он был построен; вероятно, на месте его постройки ранее находилось языческое капище; в стенах на камнях можно видеть изображения людей и животных, нехарактерных для христианских церквей. Не смущает ли Вас все это? Как на таком фоне возрождать богослужения?

— Для возрождения богослужения в древнем православном храме его датировка, да и предыстория не имеет никакого значения. Не секрет также, что многие храмы возводились на месте языческих святилищ. Ученые действительно фиксируют несколько этапов перестройки храма Тхаба-Ерды, что объясняется его неоднократными разрушениями в неспокойные средние века. Однако очевидно, что всякий раз после восстановления храма в его стенах вновь возрождалась богослужебная жизнь. Что же касается кажущейся неканоничности некоторых изображений, то подобное впечатление является, скорее всего, следствием непривычной для нас кавказской культурной традиции. В то же время большинство резных изображений и орнаментов Тхаба-Ерды имеет широкий круг параллелей в мировом христианском искусстве (см. стр. 58 “Десять фактов о горном храме Тхаба-Ерды).

— Многие люди, которые посещали Тхаба-Ерды, говорят об «особой атмосфере» в этом месте. В чем, по-Вашему, ее особеность?

— Мы молимся и в храмах, построенных тысячу и более лет назад, и в скромных временных деревянных постройках. Но, конечно, неслучайно появилось такое понятие, как намоленность. Наши немощные силы действительно подкрепляются молитвами предков, которые возносились некогда в стенах древних храмов и, как мы верим и опытно знаем, продолжаются ныне перед престолом Всевышнего.

 

— Есть ли у Православия своя особа миссия в мусульманской республике Ингушетия? В чем она?

— Действительно подавляющее большинство жителей Ингушетии исповедует ислам. Доля русского населения многократно сократилась в последние десятилетия. Но Церковь не вправе забывать о своей пастве, сколь бы немногочисленной она ни была, тем более что для русского человека, живущего на Северном Кавказе, принадлежность к Православной Церкви неизбежно становится одним из важнейшим элементов самоидентификации. Во многом именно Церковь помогает преодолеть ощущение изоляции и оставленности, которое нередко испытывают русские люди, оказавшиеся в положении национального и религиозного меньшинства. Здесь особую роль играет социальный аспект служения, ведь многие наши прихожане — одинокие пожилые люди. В то же время для нашей паствы в Ингушетии, так же как и в других регионах, очень важно быть христианами не только по имени, не только в силу этнической принадлежности, но и по сути. А значит, нужно регулярное участие в богослужениях, нужна катехизация, нужна полноценная приходская жизнь.

Православное присутствие в Ингушетии очень важно и для мусульманского большинства. Все мы граждане единой великой страны и промыслом Божиим нам суждено жить вместе в духе мира и согласия. А существование таких памятников, как Тхаба-Ерды (особенно если нам действительно удастся возродить в нем литургическую жизнь), свидетельствует о том, что Православие не было впервые принесено сюда с приходом славян, но является неотъемлемой частью истории древнего края. И совместные труды по сохранению этой святыни помогут нам укрепить добрые отношения между православными и мусульманами, русскими и ингушами. В этом плане для нас особую роль играет позиция Юнус-Бека Евкурова, оказывающего нам неизменную поддержку и внимание.

Что же касается проблемы возвращения русского населения, то она, конечно, находится в первую очередь в социально-экономической сфере. Необходима твердая воля государства и народа, тщательно продуманные федеральные и региональные программы. В то же время решение проблем русско-язычного населения Северного Кавказа без участия Церкви сложно представить. 


Вернуться назад