Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №4, 2012

Константин Мацан
Архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима: НАМ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА ПРЕДКОВ

 

Фото из архива пресс-службы епархии

— Какое значение, с Вашей точки зрения, имеет горный храм Тхаба-Ерды в Ингушетии — только культурно-историческое (как туристический объект) или все же пастырское и богослужебное?

— На Северном Кавказе звучала апостольская проповедь, здесь существовали христианские государства, входившие в обширную зону влияния великой византийской цивилизации. Только осознав живую преемственную связь с той эпохой, мы сможем верно оценить значение уникального христианского наследия, неотъемлемой частью которого является храм Тхаба-Ерды. Мы не вправе низвести великие православные святыни до периферийных историко-архитектурных памятников. В храме Тхаба-Ерды, чтимом жителями Ингушетии независимо от их вероисповедания, должна вновь зазвучать молитва.

21 октября прошлого года я посетил Тхаба-Ерды совместно с Главой Республики Ингушетия Юнус-Беком Евкуровым и обсудил с ним возможность возобновить здесь регулярные богослужения. Здание храма находится во вполне удовлетворительном состоянии, однако необходимо решить еще немало вопросов. Конкретную дату называть пока рано, но Богу содействующу, уже в недалеком будущем в Тхаба-Ерды вновь зазвучит молитва — впервые после многовекового перерыва.

 

— Как относиться к различным «темным пятнам» в истории горного храма? Ведь окончательно не ясно, когда он был построен; вероятно, на месте его постройки ранее находилось языческое капище; в стенах на камнях можно видеть изображения людей и животных, нехарактерных для христианских церквей. Не смущает ли Вас все это? Как на таком фоне возрождать богослужения?

— Для возрождения богослужения в древнем православном храме его датировка, да и предыстория не имеет никакого значения. Не секрет также, что многие храмы возводились на месте языческих святилищ. Ученые действительно фиксируют несколько этапов перестройки храма Тхаба-Ерды, что объясняется его неоднократными разрушениями в неспокойные средние века. Однако очевидно, что всякий раз после восстановления храма в его стенах вновь возрождалась богослужебная жизнь. Что же касается кажущейся неканоничности некоторых изображений, то подобное впечатление является, скорее всего, следствием непривычной для нас кавказской культурной традиции. В то же время большинство резных изображений и орнаментов Тхаба-Ерды имеет широкий круг параллелей в мировом христианском искусстве (см. стр. 58 “Десять фактов о горном храме Тхаба-Ерды).

— Многие люди, которые посещали Тхаба-Ерды, говорят об «особой атмосфере» в этом месте. В чем, по-Вашему, ее особеность?

— Мы молимся и в храмах, построенных тысячу и более лет назад, и в скромных временных деревянных постройках. Но, конечно, неслучайно появилось такое понятие, как намоленность. Наши немощные силы действительно подкрепляются молитвами предков, которые возносились некогда в стенах древних храмов и, как мы верим и опытно знаем, продолжаются ныне перед престолом Всевышнего.

 

— Есть ли у Православия своя особа миссия в мусульманской республике Ингушетия? В чем она?

— Действительно подавляющее большинство жителей Ингушетии исповедует ислам. Доля русского населения многократно сократилась в последние десятилетия. Но Церковь не вправе забывать о своей пастве, сколь бы немногочисленной она ни была, тем более что для русского человека, живущего на Северном Кавказе, принадлежность к Православной Церкви неизбежно становится одним из важнейшим элементов самоидентификации. Во многом именно Церковь помогает преодолеть ощущение изоляции и оставленности, которое нередко испытывают русские люди, оказавшиеся в положении национального и религиозного меньшинства. Здесь особую роль играет социальный аспект служения, ведь многие наши прихожане — одинокие пожилые люди. В то же время для нашей паствы в Ингушетии, так же как и в других регионах, очень важно быть христианами не только по имени, не только в силу этнической принадлежности, но и по сути. А значит, нужно регулярное участие в богослужениях, нужна катехизация, нужна полноценная приходская жизнь.

Православное присутствие в Ингушетии очень важно и для мусульманского большинства. Все мы граждане единой великой страны и промыслом Божиим нам суждено жить вместе в духе мира и согласия. А существование таких памятников, как Тхаба-Ерды (особенно если нам действительно удастся возродить в нем литургическую жизнь), свидетельствует о том, что Православие не было впервые принесено сюда с приходом славян, но является неотъемлемой частью истории древнего края. И совместные труды по сохранению этой святыни помогут нам укрепить добрые отношения между православными и мусульманами, русскими и ингушами. В этом плане для нас особую роль играет позиция Юнус-Бека Евкурова, оказывающего нам неизменную поддержку и внимание.

Что же касается проблемы возвращения русского населения, то она, конечно, находится в первую очередь в социально-экономической сфере. Необходима твердая воля государства и народа, тщательно продуманные федеральные и региональные программы. В то же время решение проблем русско-язычного населения Северного Кавказа без участия Церкви сложно представить. 



Другие статьи автора: Мацан Константин

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба