ИНТЕЛРОС > №1, 2009 > ПУТЬ ВОИНА

ПУТЬ ВОИНА


04 января 2009
ПУТЬ ВОИНА В конце декабря, когда этот номер уже выйдет из печати, на телеканале «Россия» завершится один из самых громких телепроектов 2008 года — «Имя Россия». Мы надеемся, что победителем его станет Александр Невский, единственный из двенадцати исторических «финалистов», кто был прославлен Русской Церковью в лике святых. Но даже если этого и не произойдет, все равно разговор об Александре Невском нам представляется очень важным и своевременным.

Личность святого благоверного князя и его права на звание главного героя России вызывают закономерные споры. Но речь сегодня идет не столько о выборе прошлого, сколько о нашем будущем. И потому в любом случае голосуем мы не за XIII век и даже не за конкретное историческое лицо, а за некий эталон, пример того, как нам следует жить и действовать дальше.
Александра Невского часто вспоминают в связи со словами о том, что пришедший на русскую землю с мечом от меча и погибнет. Но это скорее всего заслуга гениального фильма Эйзенштейна, из политических соображений показавшего князя лишь как умелого полководца. Если же говорить о жизни самого Александра Ярославича, то к ней скорее применим другой его афоризм: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова произнес человек неоднозначный, воплотивший в себе много исторических и социальных ролей. Политик и участник междоусобных войн. Гениальный полководец. И в то же время дипломат, принесший в жертву собственное имя ради спасения своей земли: рискнувший на союз с Ордой и заработавший в глазах некоторых современников славу труса и предателя… Все это — Александр Невский, и все это — не самое главное в его жизни. В первую очередь князь Александр был православным христианином, и именно вера определяла всю его жизнь, его поступки и на войне, и в политике.
Расхожее мнение гласит, что православные святые непогрешимы в глазах Церкви. Это не так. Напротив, святые как раз тем и важны, что они, как и мы, — живые люди. Они совершают ошибки, но умеют их исправлять и своим примером учат тому же и нас.
Князь Александр правил в жестоком средневековом обществе, где христианство не успело впитаться в представления о ценностях цивилизации так глубоко, как в последующие столетия. И это важно помнить любому, кто попытается понять значение благоверного князя для Церкви и для нашей страны. Наверное, лучше всего здесь вспомнить отрывок из его жития, где автор с удивлением повествует об одном из очередных военных столкновений, в котором князь Александр «…разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив…».
По нынешним меркам — военное преступление, но летописец поражен. Оставлять людей в живых — не в традициях эпохи кровавых междоусобиц, когда князья не глядя убивали даже своих детей, отцов и братьев. И Александр предстает здесь в облике человека, который хоть и был сыном своего времени, но нашел все-таки в себе силы вопреки всему переступить через кровавые порядки эпохи.
Возможно, шаг этот покажется мелким и незначительным. И уж конечно, никакой князь не смог бы вести жизнь, подобную той, что вели преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Но в то же время святость благоверного князя Александра со всей его противоречивостью намного ближе к судьбам простых людей, всех нас, живущих обычной жизнью среднестатистического человека и в своем ежедневном житейском мире весьма далеких от чистоты монахов-отшельников.
И поэтому князь Александр Невский — не «совесть нации» и, возможно, не самый светлый и великий человек в русской истории. Но он — пример того, как должны поступать все мы и как нам следует расставлять свои приоритеты. Он учит нас отдавать Орде деньги взамен на жизни людей, но до последнего биться за свободу собственной веры. Учит тому, как в самый неожиданный момент, когда кажется, что ни о каком христианстве не может быть и речи, вдруг вспомнить о Боге. И поступить не как князь и военный, а как святой.
Выиграть битву, выиграть всю свою жизнь. Правдой, а не насилием.

Вернуться назад