Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2009

ПУТЬ ВОИНА

ПУТЬ ВОИНА В конце декабря, когда этот номер уже выйдет из печати, на телеканале «Россия» завершится один из самых громких телепроектов 2008 года — «Имя Россия». Мы надеемся, что победителем его станет Александр Невский, единственный из двенадцати исторических «финалистов», кто был прославлен Русской Церковью в лике святых. Но даже если этого и не произойдет, все равно разговор об Александре Невском нам представляется очень важным и своевременным.

Личность святого благоверного князя и его права на звание главного героя России вызывают закономерные споры. Но речь сегодня идет не столько о выборе прошлого, сколько о нашем будущем. И потому в любом случае голосуем мы не за XIII век и даже не за конкретное историческое лицо, а за некий эталон, пример того, как нам следует жить и действовать дальше.
Александра Невского часто вспоминают в связи со словами о том, что пришедший на русскую землю с мечом от меча и погибнет. Но это скорее всего заслуга гениального фильма Эйзенштейна, из политических соображений показавшего князя лишь как умелого полководца. Если же говорить о жизни самого Александра Ярославича, то к ней скорее применим другой его афоризм: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова произнес человек неоднозначный, воплотивший в себе много исторических и социальных ролей. Политик и участник междоусобных войн. Гениальный полководец. И в то же время дипломат, принесший в жертву собственное имя ради спасения своей земли: рискнувший на союз с Ордой и заработавший в глазах некоторых современников славу труса и предателя… Все это — Александр Невский, и все это — не самое главное в его жизни. В первую очередь князь Александр был православным христианином, и именно вера определяла всю его жизнь, его поступки и на войне, и в политике.
Расхожее мнение гласит, что православные святые непогрешимы в глазах Церкви. Это не так. Напротив, святые как раз тем и важны, что они, как и мы, — живые люди. Они совершают ошибки, но умеют их исправлять и своим примером учат тому же и нас.
Князь Александр правил в жестоком средневековом обществе, где христианство не успело впитаться в представления о ценностях цивилизации так глубоко, как в последующие столетия. И это важно помнить любому, кто попытается понять значение благоверного князя для Церкви и для нашей страны. Наверное, лучше всего здесь вспомнить отрывок из его жития, где автор с удивлением повествует об одном из очередных военных столкновений, в котором князь Александр «…разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив…».
По нынешним меркам — военное преступление, но летописец поражен. Оставлять людей в живых — не в традициях эпохи кровавых междоусобиц, когда князья не глядя убивали даже своих детей, отцов и братьев. И Александр предстает здесь в облике человека, который хоть и был сыном своего времени, но нашел все-таки в себе силы вопреки всему переступить через кровавые порядки эпохи.
Возможно, шаг этот покажется мелким и незначительным. И уж конечно, никакой князь не смог бы вести жизнь, подобную той, что вели преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Но в то же время святость благоверного князя Александра со всей его противоречивостью намного ближе к судьбам простых людей, всех нас, живущих обычной жизнью среднестатистического человека и в своем ежедневном житейском мире весьма далеких от чистоты монахов-отшельников.
И поэтому князь Александр Невский — не «совесть нации» и, возможно, не самый светлый и великий человек в русской истории. Но он — пример того, как должны поступать все мы и как нам следует расставлять свои приоритеты. Он учит нас отдавать Орде деньги взамен на жизни людей, но до последнего биться за свободу собственной веры. Учит тому, как в самый неожиданный момент, когда кажется, что ни о каком христианстве не может быть и речи, вдруг вспомнить о Боге. И поступить не как князь и военный, а как святой.
Выиграть битву, выиграть всю свою жизнь. Правдой, а не насилием.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба