В конце декабря, когда этот номер уже выйдет из печати, на
телеканале «Россия» завершится один из самых громких телепроектов 2008
года — «Имя Россия». Мы надеемся, что победителем его станет Александр
Невский, единственный из двенадцати исторических «финалистов», кто был
прославлен Русской Церковью в лике святых. Но даже если этого и не
произойдет, все равно разговор об Александре Невском нам представляется
очень важным и своевременным.
Личность святого благоверного князя и его права на звание главного
героя России вызывают закономерные споры. Но речь сегодня идет не
столько о выборе прошлого, сколько о нашем будущем. И потому в любом
случае голосуем мы не за XIII век и даже не за конкретное историческое
лицо, а за некий эталон, пример того, как нам следует жить и
действовать дальше.
Александра Невского часто вспоминают в связи со словами о том, что
пришедший на русскую землю с мечом от меча и погибнет. Но это скорее
всего заслуга гениального фильма Эйзенштейна, из политических
соображений показавшего князя лишь как умелого полководца. Если же
говорить о жизни самого Александра Ярославича, то к ней скорее применим
другой его афоризм: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова произнес
человек неоднозначный, воплотивший в себе много исторических и
социальных ролей. Политик и участник междоусобных войн. Гениальный
полководец. И в то же время дипломат, принесший в жертву собственное
имя ради спасения своей земли: рискнувший на союз с Ордой и
заработавший в глазах некоторых современников славу труса и предателя…
Все это — Александр Невский, и все это — не самое главное в его жизни.
В первую очередь князь Александр был православным христианином, и
именно вера определяла всю его жизнь, его поступки и на войне, и в
политике.
Расхожее мнение гласит, что православные святые непогрешимы в глазах
Церкви. Это не так. Напротив, святые как раз тем и важны, что они, как
и мы, — живые люди. Они совершают ошибки, но умеют их исправлять и
своим примером учат тому же и нас.
Князь Александр правил в жестоком средневековом обществе, где
христианство не успело впитаться в представления о ценностях
цивилизации так глубоко, как в последующие столетия. И это важно
помнить любому, кто попытается понять значение благоверного князя для
Церкви и для нашей страны. Наверное, лучше всего здесь вспомнить
отрывок из его жития, где автор с удивлением повествует об одном из
очередных военных столкновений, в котором князь Александр «…разрушил
город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел,
а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив…».
По нынешним меркам — военное преступление, но летописец поражен.
Оставлять людей в живых — не в традициях эпохи кровавых междоусобиц,
когда князья не глядя убивали даже своих детей, отцов и братьев. И
Александр предстает здесь в облике человека, который хоть и был сыном
своего времени, но нашел все-таки в себе силы вопреки всему переступить
через кровавые порядки эпохи.
Возможно, шаг этот покажется мелким и незначительным. И уж конечно,
никакой князь не смог бы вести жизнь, подобную той, что вели
преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Но в то же время
святость благоверного князя Александра со всей его противоречивостью
намного ближе к судьбам простых людей, всех нас, живущих обычной жизнью
среднестатистического человека и в своем ежедневном житейском мире
весьма далеких от чистоты монахов-отшельников.
И поэтому князь Александр Невский — не «совесть нации» и, возможно, не
самый светлый и великий человек в русской истории. Но он — пример того,
как должны поступать все мы и как нам следует расставлять свои
приоритеты. Он учит нас отдавать Орде деньги взамен на жизни людей, но
до последнего биться за свободу собственной веры. Учит тому, как в
самый неожиданный момент, когда кажется, что ни о каком христианстве не
может быть и речи, вдруг вспомнить о Боге. И поступить не как князь и
военный, а как святой.
Выиграть битву, выиграть всю свою жизнь. Правдой, а не насилием.