ИНТЕЛРОС > №10, 2008 > КАВКАЗСКИЙ ВОПРОС

КАВКАЗСКИЙ ВОПРОС


09 октября 2008
КАВКАЗСКИЙ ВОПРОС Для Южной Осетии 8 августа 2008 года — это день гуманитарной катастрофы; но затем агрессор был остановлен, и последовало международное признание Республики, началось восстановление разрушенного, в Цхинвал возвращаются сегодня даже те, кто покинул его после боевых действий 1989-1992 годов.

Статью обозревателя "Фомы" Алексея Соколова "ПО ОБЕ СТОРОНЫ ФРОНТА" согласился прокомментировать для нас архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, член Общественной палаты РФ:

Последние события на Кавказе имеют достаточно много измерений. Это и личная трагедия множества людей, потерявших своих близких, лишившихся крова и средств к существованию. И одновременно эти события стали одним из важнейших факторов, влияющих на глобальную политику.
Для Южной Осетии 8 августа 2008 года — это день гуманитарной катастрофы; но затем агрессор был остановлен, и последовало международное признание Республики, началось восстановление разрушенного, в Цхинвал возвращаются сегодня даже те, кто покинул его после боевых действий 1989-1992 годов.
Есть у этих событий и церковное измерение. Во всяком случае, они заставляют нас вновь задуматься о некоторых проблемах. В том числе, — о соотношении этнической и религиозной идентичности.
Вспомним слова Апостола из послания к колоссянам: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:8-11). И это святая правда.
Но беда в том, что в жизни мы очень часто забываем о заповедях Христовых. Проявляем пристрастия, сами делим окружающих на своих и чужих, а затем относимся к чужим, как врагам. Это, мягко говоря, мало приятно в быту и политике, где ксенофобия может приводить к кровопролитию. И когда подобное возникает в жизни Церкви, уврачевать такие разделения бывает крайне сложно. Для окончательного преодоления греко-болгарской церковной распри XIX века потребовалось без малого столетие.
И здесь надо не искать правых и виноватых, — в споре между братьями все равно не будет победителя. Здесь надо с полной ответственностью и уважением канонов заботиться прежде всего о том, чтобы желающие принять Святое Крещение, могли осуществить свое стремление. Чтобы верующие могли жить полноценной церковной жизнью: прибегать к Таинствам, иметь духовных руководителей, чтобы осуществлялась миссионерская и учительная деятельность.
Вот о чем надо думать и чем руководствоваться, приступая к решению непростого вопроса, связанного с устройством церковной жизни в Южной Осетии и Абхазии в новых условиях существования этих республик.
Этим надо заниматься здесь и сейчас, потому что вот уже почти сто лет, как эти древние христианские земли лишены пастырского попечения. Смута 1917 года и последовавшие десятилетия государственного атеизма сменились здесь этнополитическим конфликтом, разрешившимся буквально на наших глазах.

Вернуться назад